В соответствии с постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 года N 129 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда" Министерством транспорта Российской Федерации разработаны отраслевые "Правила по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота" (ПОТ РО-152-31.83.03-97). Указанные Правила согласованы с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (письмо Минтруда России от 18 августа 1997 г. N 4117-ЕК).
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемые "Правила по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота (ПОТ РО-152-31.83-03-97) и ввести их в действие с 1 июля 1998 г.
2. Считать утратившими силу с 1 июля 1998 г. "Правила по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов ММФ" (РД 31.83.03-85), утвержденные инструктивным письмом Отдела охраны труда и техники безопасности ММФ от 6 августа 1985 года N ОТБ-10/308.
3. Организацию издания и рассылки Правил заинтересованным предприятиям и организациям возложить на Отраслевой научно-методический центр охраны труда на морском транспорте.
Министр |
Н.П. Цах |
Правила
по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота
ПОТ РО-152-31.83.03-97
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 15 сентября 1997 г. N 104)
Согласовано письмом Министерства труда и социального развития РФ от 18 августа 1997 г. N 4117-ЕК
Дата введения с 1 июля 1998 г.
Взамен РД 31.83.03-85
1. Область применения Правил
1.1. Настоящие Правила устанавливают требования электробезопасности к электрооборудованию временного электроснабжения ремонтируемых и строящихся судов морского флота, находящихся у причалов, в доках и на стапелях судоремонтных заводов (СРЗ).
1.2. Правила предусматривают требования по обеспечению безопасности электротехнического персонала электромонтажного цеха и отдела главного энергетика СРЗ при выполнении на судах работ по монтажу (демонтажу) и эксплуатации электрооборудования временного электроснабжения, а также производственного персонала цехов, участков, выполняющего судовые работы с использованием переносного электроинструмента, ручных электрических машин и передвижных электроустановок.
1.3. Правила содержат дополнительные требования к администрации и членам экипажей ремонтируемых судов, обязывающие их принимать меры безопасности при выполнении ремонтных работ производственным персоналом СРЗ в условиях эксплуатации судовой сети, подключенной к береговому электроснабжению.
1.4. Правила предусматривают также требования к конструкторской документации проектов на временное электроснабжение судов, которые должны быть учтены проектно-конструкторскими бюро СРЗ.
1.5. Термины и определения, использованные в тексте Правил, приведены в Приложении 1. Правила разработаны с учетом требований государственных стандартов и отраслевых нормативных документов (Приложение 2).
2. Общие требования безопасности
2.1. Требования к конструкторской и технологической документации
2.1.1. При разработке конструкторской и технологической документации на временное электроснабжение ремонтируемого или строящегося судна должно быть учтено наличие на нем судовых помещений с повышенной опасностью и особо опасных в отношении возможности поражения электрическим током электротехнического и производственного персонала. (Классификация помещений в отношении опасности поражения людей электрическим током приведена в приложении 8 к РД 31.81.10-91 "Правила техники безопасности на судах морского флота" и в "Правилах устройства электроустановок" (ПУЭ) п. 1.1.13).
2.1.2. Для каждого ремонтируемого и строящегося судна к началу производства работ на нем должна быть разработана следующая конструкторская документация:
- технический проект на временное электроснабжение (допускается типовой по сериям судов), соответствующий технологии ремонта или постройки судна;
- рабочая документация, в комплект которой должен входить текстовый документ: "Техническое описание и инструкция по эксплуатации электрооборудования (ЭО) временного электроснабжения" (примерный перечень рабочей документации приведен в приложении 3);
- инструкции по техническому обслуживанию (ТО) электроустановок, монтируемых на время ремонта или постройки судна, разработанные с учетом конкретных условий производства работ на судах. При этом инструкции должны содержать раздел "Указания мер безопасности", предназначенные для предупреждения случаев электротравматизма.
2.1.3. При разработке рабочей документации должны быть предусмотрены следующие защитные меры электробезопасности:
- защитные заземления корпусов электрооборудования;
- применение в необходимых случаях устройств защитного отключения (УЗО);
- применение разделительных и понижающих трансформаторов при использовании электроинструмента и ручных электрических машин;
- заземление и зануление корпуса судна при системе питания трехфазным током с заземленной нейтралью.
2.1.4. Выбор электрооборудования на стадии проектирования временного электроснабжения рекомендуется производить с учетом данных таблицы (приложение 4), в которой приведены обобщенные характеристики судовых помещений и соответствующее конструктивное исполнение электрооборудования по степени защиты в соответствии с "Правилами классификации и постройки морских судов. Морской регистр судоходства. Часть XI. Электрическое оборудование".
2.1.5. Конструкторская документация на системы временного электроснабжения судов и инструкции по ТО временных электроустановок должны быть разработаны с учетом требований следующих нормативных документов:
- "Правил устройства электроустановок "(ПУЭ);
- "Правил эксплуатации электроустановок потребителей";
- "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей";
- настоящих Правил.
2.1.6. Документация технического проекта на временное электроснабжение судна и инструкции по ТО электроустановок должны быть согласованы с главным энергетиком, руководителем службы охраны труда и утверждены главным инженером СРЗ.
2.2. Требования к электротехническому персоналу
2.2.1. Обучение и инструктажи по безопасному производству работ должны проводиться с электротехническим персоналом СРЗ в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, РД 31.87.01-95 "Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений морского транспорта" и РД 31.87.03-95 "Положение об обучении, инструктаже по охране труда работников предприятий, организаций и учреждений морского транспорта".
2.2.2. Руководителем работ по эксплуатации и ремонту электроустановок временного электроснабжения судов назначается лицо из административно-технического персонала СРЗ, имеющее квалификационную группу по электробезопасности не ниже IV.
2.2.3. К работам по временному электроснабжению ремонтируемых и строящихся судов допускаются лица мужского пола достигшие 18-летнего возраста, имеющие:
- заключение медицинской комиссии на допуск к работе с электроустановками;
- удостоверение с группой по электробезопасности не ниже III, выдаваемое квалификационной комиссией после прохождения производственного обучения и проверки знаний.
2.2.4. К работам на судах с использованием электроинструмента и ручных электромашин или передвижных электроустановок допускается электротехнологический персонал производственных цехов и участков, имеющий группу по электробезопасности не ниже II.
2.2.5. Электротехнический персонал обязан соблюдать общие требования по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности в соответствии с РД 31.83.04-89 "Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота".
По вопросам охраны труда и производственной санитарии, не предусмотренным настоящими Правилами, работающие должны руководствоваться инструкциями по охране труда для конкретных профессий и видов работ.
2.3. Обязанности администрации и членов экипажей ремонтируемых судов при электроснабжении от береговой сети
2.3.1. По распоряжению администрации судна общее руководство действиями дежурного электрика СРЗ и членов экипажа по подключению (отключению) судовой сети к береговой возлагается на электромеханика (или на лицо, заменяющее его) в соответствии с положениями РД 31.21.81-79 "Инструкция по электроснабжению судов от береговых сетей".
2.3.2. Электромеханик должен ежедневно проверять исправность судовой сети общего и аварийного освещения проходов по судну и маршрутов эвакуации людей. Дополнительное освещение ремонтных зон на судне и рабочих мест должен обеспечивать электротехнический персонал СРЗ.
2.3.3. При электроснабжении судна от береговой сети электромеханик обязан:
- проконтролировать правильность подсоединения проводников заземления и зануления корпуса судна и береговой электроколонки в соответствии с требованиями раздела 6 (п. 6.1 и 6.6) настоящих Правил;
- измерять сопротивление изоляции передвижных электроустановок на напряжение 380 В, подключаемых к судовой сети, перед началом выполнения ремонтных работ производственным персоналом СРЗ;
- контролировать выполнение ремонта судового электрооборудования электротехническим персоналом СРЗ. При этом перед началом работ должны быть выполнены необходимые технические мероприятия для обеспечения безопасности труда работающих в соответствии с "Извещением по охране труда N 1-95" (п. 5.7) к РД 31.81.10-91 "Правила техники безопасности на судах морского флота" и РД 31.21.30-97 "Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций". Часть VI "Судовое электрооборудование".
2.4. Порядок пользования средствами защиты
2.4.1. Электротехнический персонал СРЗ обслуживающий электроустановки, должен быть снабжен основными электрозащитными средствами и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами комплектования, установленными для цехов, участков СРЗ (перечень средств защиты приведен в приложении 5).
2.4.2. В помещениях распределительных: устройств (РУ) временного электроснабжения судов должны находиться средства защиты, перечень которых приведен в "Нормах комплектования средствами защиты РУ до 1000 В" (приложение 8 к "Правилам применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним").
Указанные средства защиты необходимо хранить в ящиках, сумках или чехлах.
2.4.3. Лица, получившие средства защиты в индивидуальное пользование, отвечают за правильную их эксплуатацию и своевременную отбраковку.
2.4.4. Ответственность за своевременное обеспечение персонала испытанными средствами защиты, организацию правильного хранения, проведение периодических осмотров и испытаний средств защиты несет администрация цеха, участка, отдела.
2.4.5. Основные электрозащитные средства и резиновые диэлектрические галоши, полученные для эксплуатации от заводов-изготовителей или со складов, должны быть проверены по нормам эксплуатационных испытаний. В процессе эксплуатации электрозащитные средства следует подвергать периодическим и внеочередным (проводимым после ремонта) испытаниям в соответствии с нормами и сроками испытаний средств защиты (Приложение 5).
2.4.6. Перед каждым применением средства защиты персонал обязан проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений, а также проверить по штампу срок годности.
Запрещается применение средств защиты с истекшим сроком годности.
2.4.7. Рабочие места при ТО электроустановок должны оборудоваться защитными ограждениями (щиты, изолирующие накладки) с вывешиванием постоянных или переносных предупреждающих знаков безопасности с надписью. "СТОЙ! НАПРЯЖЕНИЕ".
На рукоятках временно отключенных коммутационных аппаратов РУ должна вывешиваться табличка с запрещающей надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! Работают люди".
Все знаки безопасности и таблички с надписями вывешиваются и снимаются одним из работающих из числа электротехнического персонала.
2.4.8. Знаки и таблички с дополнительными надписями должны изготавливаться из листового изоляционного материала и соответствовать требованиям ОСТ 31.0013-96. "ССБТ. Суда морские. Цвета сигнальные и знаки безопасности".
2.4.9. Электромонтажные работы на судах на высоте более 1,3 м от поверхности палубы или рабочего настила должны выполняться с применением предохранительных поясов и страховочных канатов (по ГОСТ 12.4.089-86), если не предусмотрена специально огражденная площадка.
3. Требования безопасности к электрооборудованию временного электроснабжения судов
3.1. Источники электропитания и распределительные устройства электроприемников
3.1.1. Электроснабжение ремонтируемых и строящихся судов может быть осуществлено как переменным, так и постоянным током в зависимости от источников питания, имеющихся на предприятии, и в соответствии с проектом временного электроснабжения.
В зависимости от рода тока и назначения электроприемников на всех стадиях ремонта и постройки судов допускается применение напряжений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Максимально допустимые значения напряжений для электроприемников
Наименование электроприемников |
Максимально допустимые значения напряжений, В |
|
постоянный ток |
переменный ток |
|
Силовые электроприемники и сварочные агрегаты. |
220 |
380 |
Общее временное освещение (при высоте подвеса светильников не менее 2,5 м над палубой). |
220 |
220 |
Общее временное освещение (при высоте подвеса светильников менее 2,5 м над палубой, РД 31.83.04-89, п. 1.11.9.). |
- |
42 |
Ручные переносные светильники. |
24 |
12 |
Электроинструмент и ручные электромашины класса II |
220 |
220 |
Электроинструмент и ручные электромашины класса III |
42 В, 50 Гц или 42 В, не выше 200 Гц |
3.1.2. Сети временного общего освещения и силовых электроприемников должны подключаться к раздельным источникам электропитания 3-х фазного тока с изолированными нейтралями.
3.1.3. Допускается подключение силовых электроприемников к сети с заземленной нейтралью в случае отсутствия возможности перевода на сеть с изолированной нейтралью.
3.1.4. Напряжение 220 В переменного и постоянного тока для общего освещения допускается применять при использовании светильников с электрозащитной блокировкой, обеспечивающей отключение светильника от сети при ремонте, снятой защитной сетке и замене лампы (ТУ 5.633-5036-72. Светильники общего освещения с электрозащитной блокировкой.)
3.1.5. Допускается применять светильники без электрозащитной блокировки в конструктивном исполнении, исключающем доступ к лампам и токоведущим частям без использования специального ключа.
3.1.6. Сеть временного аварийного освещения должна быть предусмотрена на строящихся судах.
Установка светильников аварийного освещения производится согласно рабочей документации на временное электроснабжение судна.
3.1.7. На ремонтируемых судах допускается не предусматривать сеть временного аварийного освещения при условии наличия на судне действующего аварийного дизель-генератора или аккумуляторной батареи аварийного освещения.
3.1.8. Сеть аварийного освещения должна включаться автоматически при исчезновении напряжения сети временного основного освещения или при его снижении на 40%.
3.1.9. РУ, устанавливаемые на судах на время ремонта или постройки, должны иметь конструкцию с необходимой степенью защиты (по ГОСТ 14254-80) в зависимости от места их установки и условий эксплуатации и удовлетворять требованиям ПЭУ (п. 4.1.18).
3.1.10. РУ должны быть расположены в электропомещениях или огражденных местах производственных помещений. Проходы к ним не должны загромождаться, при этом ширина и высота проходов обслуживания с лицевой и задней стороны РУ должны составлять соответственно: 0,8 м и 1,9 м (ПУЭ, п. 4.1.21).
3.1.11. Запрещается размещать РУ в судовых помещениях, запирающихся в процессе выполнения работы даже на непродолжительное время.
3.1.12. Запрещается применять РУ и электроаппаратуру с открытыми токоведущими частями.
3.1.13. На лицевой стороне РУ должны быть нанесены надписи, указывающие номер РУ, назначение отдельных панелей и фидеров электроприемников, а также знаки безопасности в соответствии с требованиями "Правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках".
3.1.14. РУ должны устанавливаться на жестких конструкциях и надежно закрепляться. Высота крепления (верхняя точка крепления) не должна превышать 2,0 м.
3.1.15. Конструкция крепления электрооборудования временного электроснабжения должна допускать возможность демонтажа и повторной его установки на последующих судах.
3.2. Временные сети электроснабжения, их монтаж и эксплуатация
3.2.1. Монтаж временных электрических сетей электроснабжения должен производиться кабелями с резиновой изоляцией жил и защитной (шланговой) оболочкой из негорючей, маслостойкой резины на номинальное напряжение 500-700 В переменного и 1000 В постоянного тока с учетом категории судовых помещений по степени электробезопасности.
3.2.2. Кабельные линии временного электроснабжения должны прокладываться от причала до судна с достаточным запасом по длине, исключающим чрезмерное натяжение кабелей при любом изменении положения судна относительно причала.
При этом рекомендуется применять кабели для нестационарной прокладки (ГОСТ 24334-80).
3.2.3. Допускается выполнять временные электрические сети на напряжение 12 В, 42 В, 50 Гц и 42 В, 200 Гц проводами и кабелями с изоляцией на номинальное напряжение не ниже 500 В.
3.2.4. Запрещается применять для временных сетей кабели с алюминиевыми жилами.
3.2.5. Работы по монтажу временных сетей электроснабжения допускается производить после выполнения технических мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда в соответствии с РД 5.0346-81 (п. 8.3) "ССБТ. Электроснабжение строящихся и ремонтируемых судов. Требования безопасности".
3.2.6. Монтаж электрооборудования и кабелей временных сетей электроснабжения в замкнутых и труднодоступных помещениях ремонтируемых и строящихся судов должен производиться только после проверки содержания вредных примесей в воздухе помещения при работающей приточно-вытяжной вентиляции. При этом работы должны выполняться не менее, чем двумя работающими, один из которых назначается наблюдающим (приложение 4 к РД 31.83.04-89).
3.2.7. При выполнении работ с частичным снятием напряжения с электроустановки, остающиеся под напряжением токоведущие части, доступные случайному прикосновению к ним работающих, должны быть отделены защитными ограждениями в виде изолирующих накладок из диэлектрической резины.
3.2.8. Кабели на палубах и других открытых местах должны быть надежно защищены от механических повреждений металлическими трубами, кожухами, коробами и т.д. Защитные трубы, кожухи и короба должны иметь окраску, отличающуюся от окружающего оборудования.
Рекомендуется прокладывать кабели по бортам судов на специальных подвесках с помощью струбцин.
3.2.9. Все соединения и ответвления кабелей и проводов следует производить посредством установки соединительных коробок.
3.2.10. Кабели и провода временного электроснабжения судов должны быть целыми, без сростков.
3.2.11. Допускается в отдельных случаях сращивание кабелей и проводов горячей пайкой или опрессовкой с последующей вулканизацией изоляции этих мест и защитой их от возможных механических повреждений.
3.2.12. Запрещается использовать при прокладке кабелей временного электроснабжения от береговых источников питания люки, лазы, иллюминаторы, а также штатные переборочные коробки, сальники (РД 5.0346-81, РД 31.83.04-89, п. 1.15.45).
3.2.13. Запрещается, по условиям механической прочности и надежности, производить прокладку кабелей сечением жилы: к силовым электроприемникам менее 2,5 , для сетей освещения и инструмента менее 1,5 .
3.2.14. Запрещается совместная прокладка электросварочных кабелей со шлангами и трубопроводами ацетилена и кислорода; при их пересечении расстояние между ними должно быть не менее 0,3 м (РД 31.83.04-89, п. 1.15.49).
3.2.15. Электрические кабели (электропроводка) временного электроснабжения должны быть расположены от трубопроводов ацетилена и других горючих газов на расстоянии не менее 1,0 м, а от трубопроводов кислорода - на расстоянии не менее 0,5 м.
3.2.16. Эксплуатация систем временного электроснабжения разрешается после их приемки заводской комиссией с составлением акта.
В состав заводской комиссии должны входить представители административно-технического персонала отдела главного энергетика, электромонтажного цеха и службы по охране труда.
3.2.17. Приемка в эксплуатацию установленного на судне ЭО должна производиться в соответствии с положениями "Инструкции по эксплуатации ЭО временного электроснабжения" (приложение 3). При этом также должны быть рассмотрены результаты приемо-сдаточных испытаний смонтированных электроустановок.
3.2.18. В процессе приемо-сдаточных испытаний должны быть проведены следующие измерения параметров и испытания установленного ЭО:
- измерения сопротивления изоляции временных сетей электроснабжения и установленных электроприемников. При этом измеренные значения сопротивления изоляции не должны быть ниже 0,5 МОм;
- измерение общего сопротивления контура заземления "корпус" судна - береговое заземляющее устройство", которое должно быть не выше 4 Ом;
- проверка срабатывания аппаратов электрической защиты электроприемников при опытном однофазном коротком замыкании (к.з.) на "корпус" в системе питания 3-х фазным током с заземленной нейтралью. Проверка производится, как минимум, для двух фидеров питания силовых электроприемников, наиболее удаленных от РУ. (Информация об измерениях и испытаниях ЭО приведена в приложении 6).
- выборочная проверка работоспособности коммутационных аппаратов РУ посредством их включения и отключения без нагрузки.
3.2.19. При ТО и ремонтах ЭО временного электроснабжения судов электротехнический персонал СРЗ должен руководствоваться положениями инструкций по эксплуатации и ТО электрооборудования, входящих в комплект конструкторской документации (раздел 2, п. 2.1.2 настоящих Правил).
3.2.20. Открытые участки кабельных трасс и кабели заземления корпуса судна должны ежедневно осматриваться электротехническим персоналом СРЗ. Результаты осмотров и принятые меры следует отмечать в специальном журнале.
Измерения сопротивления изоляции кабельных сетей совместно с РУ должны производиться не реже 1 раза в месяц.
3.2.21. Техническое обслуживание РУ заключается в проведении периодических осмотров, при этом должны быть выполнены следующие проверки:
- исправности действия автоматических и пакетных выключателей посредством их отключения и повторного включения без нагрузки;
- наличия запасных плавких вставок (элементов) и изолирующих клещей для извлечения предохранителей;
- наличия диэлектрических перчаток, ковров и других электрозащитных средств;
- состояния контактных соединений РУ.
3.3. Светильники общего, переносного и аварийного освещения
3.3.1. Светильники, применяемые для общего переносного и аварийного освещения на ремонтируемых и строящихся судах, должны иметь габариты, позволяющие устанавливать в них лампы накаливания:
- для общего освещения - не более 200 Вт;
- для местного (переносного) освещения не более 60 Вт.
При этом светильники должны быть укомплектованы патронами, обеспечивающими надежный контакт цоколя лампы с токоведущими частями и полное закрытие цоколя лампы во ввинченном состоянии.
3.3.2. Светильники для общего освещения на напряжение 220 В должны иметь электрозащитную блокировку (тип СН-131Ш, СП-131К по ТУ 5.633-5036-72).
3.3.3. Разрешается применять светильники для общего освещения на напряжение 42 В, 50 Гц без электрозащитной блокировки, но с защитной сеткой.
3.3.4. Светильника аварийного освещения должны отличаться от светильников общего освещения типом, размером и специально нанесенным на них опознавательным знаком.
3.3.5. Переносные светильники должны быть укомплектованы стеклянным колпаком, защитной сеткой и приспособлением для возможности подвешивания их в соответствующем месте на время выполнения работы.
3.3.6. Конструктивное исполнение переносных светильников и технические характеристики применяемых материалов для их изготовления должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0-75.
3.3.7. Присоединение переносных светильников к сети должно быть выполнено шланговым кабелем (с изоляцией жил из маслостойкой резины) с помощью штепсельного разъема с накидной гайкой.
3.3.8. Электропитание светильников напряжением 36 В, 50 Гц и ниже должно осуществляться от трансформаторов. При этом вывод или средняя точка вторичной обмотки трансформатора, а также его корпус, должны быть заземлены.
3.3.9. Запрещается применять для понижения напряжения питания переносных светильников автотрансформаторы и добавочные резисторы.
3.3.10. Переносные светильники должны быть зарегистрированы в специальном журнале и за их состоянием должен быть установлен соответствующий контроль ответственного лица, назначенного администрацией цеха, участка.
3.3.11. Во взрывоопасных помещениях (танках, топливных цистернах, аккумуляторных и т.д.) необходимо применять стационарные светильники взрывозащищенного исполнения.
Для переносного освещения в этих помещениях должны применяться аккумуляторные фонари взрывозащищенного исполнения.
3.3.12. Уровень освещенности помещений судов на период их ремонта или постройки определяется:
- для ремонтируемых судов - нормами освещенности приведенными в приложении 3 к "Санитарным правилам для морских судов СССР";
- для строящихся судов - на основе расчета освещенности помещений и пространств с учетом требований действующих на СРЗ нормативных документов, в том числе РД 31.83.04-89 (п. 1.11.4).
4. Требования электробезопасности к передвижным электроустановкам
4.1. Подключение к питающей сети передвижных (переносных) электроустановок необходимо выполнять гибким кабелем.
Передвижные силовые электроустановки напряжением выше 42 В, 50 Гц должны подключаться к сети кабелями, имеющими дополнительную жилу для заземления корпуса электроустановки.
4.2. Конструктивное исполнение штепсельных соединений для подключения передвижных электроустановок мощностью более 1 кВт должно предусматривать наличие встроенного выключателя и блокировочного устройства, исключающего возможность присоединения или отсоединения вилки, если выключатель находится в положении "включено".
4.3. Штепсельные соединители для передвижных и переносных электроприемников с заземляемыми корпусами должны быть снабжены специальным контактом для присоединения заземляющего проводника и устроенного так, чтобы исключить возможность включения заземляющего контакта на токоведущий контакт.
4.4. Соединение между заземляющими контактами вилки и штепсельной розетки должно устанавливаться до того, как войдут в соприкосновение токоведущие контакты. Порядок отключения контактов должен быть обратным.
Заземленный контакт штепсельной розетки должен быть соединен перемычкой с ее корпусом, если этот корпус выполнен из металла.
4.5. Допускается подключение питающих кабелей передвижных электроустановок к контактным выводам РЩ. При этом необходимо, выполнить предварительные операции по обеспечению электробезопасности:
- на РУ отключить соответствующий фидер питания РЩ и вывесить табличку "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! Работают люди" на рукоятке отключенного автомата или выключателя;
- подсоединить на "корпус" переносные заземления;
- проверить индикатором отсутствие напряжения на токоведущих частях РЩ, на которые должно быть наложено заземление;
- наложить переносные заземления на отключенные токоведущие части РЩ;
- оградить рабочие места и вывесить предписывающий знак с надписью "Работать здесь".
4.6. Электросварочные агрегаты и их аппаратура, устанавливаемые на судне, должны иметь необходимую степень защиты от прикосновения к токоведущим частям и попадания влаги (по ГОСТ 14254-80) в зависимости от условий мест их установки и эксплуатации.
4.7. Электросварочное оборудование защищенного исполнения (IP22) должно быть установлено в закрытых контейнерах, доступных только обслуживающему персоналу.
4.8. Длина кабеля питания от места подключения до передвижной электросварочной установки не должна превышать 10 м (РД 31.83.04-89, п. 5.2.12).
4.9. В электросварочных установках должен использоваться сварочный гибкий кабель с резиновой изоляцией жилы, в шланговой резиновой оболочке на номинальное напряжение не ниже 1000 В.
4.10. Измерение сопротивления изоляции ЭО электросварочных установок должно производиться не реже, чем 1 раз в 6 месяцев. При этом сопротивление изоляции сварочных цепей должно быть не менее 1,0 МОм.
4.11. Подключение и отключение передвижных электроустановок производится электротехническим персоналом по письменной заявке прораба (мастера) судна.
Передвижные электроустановки должны отключаться от сети питания на время перестановки их на новое место работы.
5. Условия обеспечения электробезопасности при использовании электроинструмента и ручных электрических машин
5.1. На ремонтируемых и строящихся судах должны применяться электроинструмент и ручные электрические машины не ниже следующих классов в зависимости от категории помещений по степени опасности поражения электрическим током:
- в помещениях с повышенной опасностью и вне помещений - класса II (с двойной изоляцией частей находящихся под напряжением) при условии использования необходимых средств защиты и класса III без использования средств защиты;
- в особо опасных помещениях (танках, цистернах, отсеках и т.д.), а также при работе в стесненных и неблагоприятных условиях - класса III при обязательном применении средств защиты (РД 31.83.04-89, п.п. 1.15.64, 1.15.69 и РД 31.81.10-91 с Извещением по охране труда N 1-95, п. 5.6.3).
5.2. При подключении к сети напряжением 220 В ручных электрических машин класса II следует применять блоки питания с устройством защитного отключения (УЗО) в соответствии с РД 31.81.01-87. СУОТ. "Требования безопасности к морским судам" (п. 4.5.11).
5.3. Конструктивное исполнение ручных электрических машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.013.0-91.
5.4. К работе с электроинструментом и ручными электрическими машинами допускается производственный персонал, имеющий квалификационную группу по электробезопасности не ниже II (РД 31.83.04-89. п. 1.15.63).
5.5. Разрешается при ремонте или постройке судна подключать ручные электрические машины к штатной судовой сети через переносные понижающие трансформаторы или преобразователи частоты с вторичным напряжением не выше 50 В с изолированной вторичной обмоткой. Корпуса переносных источников питания должны быть заземлены.
5.6. Запрещается вносить переносные источники питания внутрь замкнутых и труднодоступных помещений, а также емкостей, отсеков и т.п.
5.7. Разрешается подключать ручные электрические машины к питающей сети только посредством штепсельного разъема и несъемного шлангового кабеля, на номинальное напряжение не ниже 500 В, минимальным сечением жилы 1,5 , длиной до 30 м. Конструкция штепсельного разъема должна исключать возможность подключения ручного электроинструмента к сети с другим значением напряжения.
5.8. Запрещается применять для подключения к сети электроинструмента и ручных электрических машин автотрансформаторы и добавочные резисторы (с целью понижения напряжения).
5.9. Питание ручных электрических машин необходимо осуществлять самостоятельными линиями. Запрещается подключать к одной линии питания различные по назначению переносные электроприемники.
5.10. Ручные электрические машины и электроинструмент необходимо отключать от питающей сети:
- в случае обесточивания питающей линии при работе ручным электроинструментом;
- на период временного прекращения работы с использованием ручного электроинструмента.
5.11. ТО электроинструмента и ручных электрических машин должно производиться согласно указаниям инструкций завода-изготовителя с ежемесячным испытанием изоляции (приложение 6 к настоящим Правилам, таблица 2).
6. Требования к защитным заземлениям
6.1. Запрещается производство на судне всех работ, связанных с эксплуатацией систем временного электроснабжения, до выполнения защитного заземления корпуса судна с заводской магистралью заземления не менее, чем в двух точках, максимально удаленных друг от друга. Корпус судна используется в качестве судовой магистрали заземления.
6.2. Защитные заземления металлических нетоковедущих частей временных электроустановок на судах предназначены для обеспечения электробезопасности производственного персонала и повышения надежности срабатывания аппаратов защиты электроприемников при питании от сети с заземленной нейтралью.
6.3. Заземлению на судне подлежат:
- корпуса, кожухи и другие нетоковедущие части электрических машин, трансформаторов, РУ, аппаратуры, приборов, светильников и другого электрооборудования на напряжение свыше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока, а во взрывоопасных помещениях - при всех напряжениях электроустановок;
- один вывод вторичной обмотки сварочных, измерительных трансформаторов, а также понижающих с напряжением вторичной обмотки 42 В и выше;
- металлические оболочки кабелей;
- трубы и кожухи, применяемые для защиты кабелей от механических повреждений, в двух местах (начале и конце трассы) заземляющими перемычками,
- щиты питания электроинструмента и переносного освещения с трансформаторами 220/42 В и 220/12 В и преобразователями частоты с первичным напряжением 127 и 220 В.
6.4. На судах с неметаллическим корпусом в качестве магистрали заземления должны быть применены специально проложенные медные шины сечением от 35 до 70 в зависимости от суммарной мощности источников электропитания. При сварке вторичная обмотка сварочного трансформатора и свариваемое изделие должны быть заземлены путем непосредственного присоединения к указанной магистрали заземления.
6.5. Заземление корпуса судна, поставленного в док, должно быть выполнено не менее, чем в двух точках, гибкими кабельными перемычками сечением не менее 70 каждая посредством их соединения к соответствующим устройствам на корпусе дока.
6.6. На плаву при ремонте и достройке судов для соединения корпуса судна с заводским заземляющим устройством должны применяться кабели для нестационарной прокладки (ГОСТ 24334) сечением не менее 50 . Присоединение заземляющих проводников к корпусу судна должно быть выполнено сваркой или болтовым соединением.
Запрещается использовать в качестве заземляющих проводников швартовы и стальные тросы.
6.7. При питании временных сетей электроснабжения от берегового источника трехфазного тока с заземленной нейтралью нулевой проводник должен быть присоединен к корпусу судна.
Запрещается использование нулевого проводника для подключения электроприемников на судне.
6.8. Запрещается установка предохранителей и выключателей в проводах защитного заземления и нулевых проводниках.
6.9. Запрещается последовательное заземление корпусов электрооборудования и арматуры сетей освещения.
6.10. Корпуса осветительной арматуры и силовое электрооборудование 3-х фазного тока, устанавливаемое в помещениях с изоляционной обшивкой, следует заземлять отдельной или резервной жилой питающих кабелей.
6.11. Заземление передвижных силовых электроустановок допускается производить отдельным кабелем, прокладываемым совместно с питающим кабелем, если последний не имеет резервной жилы для использования в качестве заземляющей.
6.12. Проводники заземления электрооборудования временного электроснабжения должны иметь следующие площади сечения:
- для кабеля до 16 включительно - сечение, равное сечению токоведущей жилы питающего кабеля;
- для кабеля более 16 - сечение, равное 50% сечения токоведущей жилы, но не менее 16 мм,
- для установочной арматуры и сетей освещения сечение не менее 1,5 .
6.13. Присоединение заземляющих проводников к заземлителям и элементам конструкции корпуса судна должно быть выполнено сваркой, а к корпусам аппаратов, электрических машин и т.д. - болтовым соединением, при этом контактные поверхности должны иметь антикоррозионные покрытия. Концы заземляющих гибких проводников, применяемых для присоединения к корпусам аппаратов, электрических машин и т.д. должны иметь спрессованные или напаянные наконечники.
6.14. Запрещается установка устройств для заземления на съемных деталях судовых конструкций.
6.15. Заземляющие проводники должны быть доступны для осмотра и защищены от механических повреждений.
6.16. Экспериментальное определение общего сопротивления контура заземления (корпус судна - береговое заземляющее устройство) должно производиться, как минимум, один раз в шесть месяцев или один раз за время ремонта или строительства судна.
Измерения проводятся персоналом электролаборатории посредством специальных приборов. На основе результатов измерений составляется заключение о техническом состоянии заземляющего устройства, которое заносится в его паспорт.
6.17. Сопротивление заземляющего устройства не должно превышать следующих значений:
- в электроустановках при линейном напряжении источника трехфазного тока 380 В с заземленной или изолированной нейтралью - 4 Ом;
- в электроустановках с мощностью генератора или трансформатора 100 кВА и менее с изолированной нейтралью - 10 Ом;
6.18. При постройке и ремонте судов на стапелях, в доках и причалах и электропитании от заводской сети с заземленной нейтралью должны быть выполнены повторные заземления нулевого проводника в точках разветвлений сети заземления и на концах ответвлений.
Повторные заземления нулевого проводника должны быть выполнены также при значительной протяженности ремонтно-достроечных причальных линий и стапельных мест не менее, чем через каждые 1000 м линий.
6.19. Сопротивление заземляющего устройства с учетом заземлителей повторных заземлений нулевого провода должно быть не более 10 Ом при напряжении сети 380 В (ПУЭ, п. 1.7.64).
6.20. Запрещается совмещение защитного заземления с заземлением молниеотводного устройства.
6.21. Молниезащита ремонтируемых и строящихся судов должна обеспечиваться грозозащитными устройствами (молниеотводы, грозозащитные заземления) по ГОСТ 5.6176-87, если собственные элементы конструкции судна (мачты, полумачты, надстройки и т.д.) не обеспечивают защиту от прямого воздействия разрядов молнии.
Приложение 1
к настоящим Правилам
(справочное)
Термины и определения
Приложение 2
к настоящим Правилам
(справочное)
Перечень
нормативных документов, на которые имеются ссылки в Правилах
(по состоянию на 1 января 1997 г.)
1. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
2. ГОСТ 12.1.009-76. ССБТ. Электробезопасность. Термины и определения.
3. ГОСТ 12.2.007.0-75. ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности.
4. ГОСТ 12.2.013.0-91. ССБТ. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний.
5. ГОСТ 12.4.089-86. ССБТ. Строительство. Пояса предохранительные. Общие технические требования.
6. ГОСТ 14254-80. Изделия электротехнические. Оболочки. Степени защиты. Обозначения. Методы испытаний.
7. ГОСТ 24334-80. Кабели силовые для нестационарной прокладки.
8. ОСТ 5.6176-87. Судовые грозозащитные устройства. Правила и нормы проектирования.
9. ОСТ 31.0013-96. ССБТ. Суда морские. Цвета сигнальные и знаки безопасности. Утверждены Департаментом морского флота Министерства транспорта Российской Федерации.
10. РД 5.0346-81. ССБТ. Электроснабжение строящихся и ремонтируемых судов. Требования безопасности. Введены Распоряжением Министерства судпрома СССР N 32/7-0346-905 от 22.12.81 г.
11. РД 31.21.30-97. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. Введены Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации N МФ-34/654 от 07.04.97 г.
12. РД 31.21.81-79. Инструкция по электроснабжению судов от береговых сетей. Оставлены в действии приказом Департамента морского транспорта Минтранса России от 23.11.92 г.
13. РД 31.81.01-87. СУОТ: Требования техники безопасности к морским судам. С Извещением по охране труда N 2-95. Утверждены решением Минморфлота и Минсудпрома N СМ-53/2446 от 02.08.88 г.
14. РД 31.81.10-91. Правила техники безопасности на судах морского флота. С Извещением по охране труда N 1-95. Утверждены Министерством морского флота.
15. РД 31.83.04-89. Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота. Утверждены Министерством морского флота СССР.
16. РД 31.87.01-95. Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений морского транспорта. Утверждено Департаментом морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
17. РД 31.87.03-95. Положение об обучении, инструктаже по охране труда работников предприятий, организаций и учреждений морского транспорта. Утверждено Департаментом морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
18. ТУ 5.633-5036-72. Светильники общего освещения с электрозащитной блокировкой.
19. Правила классификации и постройки морских судов. Морской Регистр судоходства. СПб., 1995.
20. Правила устройства электроустановок (ПУЭ). М.; Энергоатомиздат, 1986.
21. Правила эксплуатации электроустановок потребителей. М.; Энергоатомиздат, 1992.
22. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. М.; Госэнергонадзор, АО "Энергосервис", 1994.
23. Правила применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним. М.; Главэнергонадзор, 1993.
24. Санитарные правила для морских судов СССР. М.: В/О "Мортехинформреклама", 1984. Утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР П.Н. Бургасовым 25.12.84 г. N 2641-82,13.11.84 г. N 122-6/452-1.
25. РД 31.50.03-89. Положение о ремонте судов на заводах Минморфлота СССР. Утверждено Министерством морского флота.
Приложение 3
к настоящим Правилам
(справочное)
Примерный перечень рабочей документации на временное электроснабжение строящегося судна*
1. Сеть временного основного, дежурного и аварийного освещения. Спецификация.
2. Установка электрооборудования (ЭО) и прокладка кабелей силовой и сварочной сети.
3. Установка ЭО и прокладка кабелей временного основного, дежурного и аварийного освещения. Схема электрическая, принципиальная.
4. Чертеж расположения технологических вырезов для прокладки кабельных трасс временного электроснабжения.
5. Техническое описание и инструкция по эксплуатации ЭО временного электроснабжения.
6. Установка светильников взрывозащищенного исполнения и прокладка кабелей на период выполнения изоляционных и окрасочных работ.
7. Система временной вентиляции помещений с дистанционным отключением.
8. Ведомость кабельных изделий, предназначенных для временного использования.
9. Схема принципиальная для подключения паяльников, переносного электроинструмента на напряжение 42 В, 50 Гц.
Схема электрических соединений.
Чертеж расположения понижающих трансформаторов и распределительных щитов (РЩ).
10. Установка нагрузочного устройства для испытаний генераторов судовой электростанции. Прокладка кабельной трассы на 380 В.
11. Схема подключения силовых электроприемников 380 В к временной сети на период достройки судна.
12. Временная вентиляция с дистанционным отключением на период окраски балластных танков. Схема электрических соединений.
_____________________________
* Примечания: 1. Перечень технической документации приведен по материалам проекта на временное электроснабжение строящегося судна.
2. Для ремонтируемых судов достаточен сокращенный объем технической документации с учетом использования судовой сети, подключаемой на период ремонта к береговой сети.
Приложение 4
к настоящим Правилам
(справочное)
Назначение и характеристика судовых помещений и данные по степени защиты устанавливаемого электрооборудования*
NN п/п |
Место расположения электрического оборудования (примеры) |
Характеристика помещений |
Степень защиты эл. оборудования |
1. |
Помещение аммиачного оборудования |
Опасность взрыва |
Взрывозащищенное исп. (см. 2.9) |
2. |
Аккумуляторные |
||
3. |
Фонарные |
||
4. |
Малярные |
||
5. |
Кладовые баллонов для сварочных газов |
||
6. |
Трюмы, признанные взрывоопасными |
||
7. |
Туннели трубопроводов воспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки 60°С и ниже |
||
8. |
Сухие жилые помещения |
Опасность соприкасания только с частями под напряжением |
IP20 |
9. |
Сухие служебные помещения |
|
|
10. |
Служебные помещения (ходовой мостик) |
Опасность протекания жидкости и/или незначительных механических повреждений |
ЕР22 |
11. |
Помещения двигателей и котлов выше настила |
Опасность протекания жидкости и/или незначительных механических повреждений |
ЕР22 |
12. |
Помещения рулевой машины |
||
13. |
Помещения холодильной установки (за . исключением аммиачного оборудования) |
||
14 |
Помещение аварийных дизель-генераторов |
||
15. |
Кладовые общего назначения |
||
16. |
Буфетные |
||
17. |
Провизионные помещения |
||
18. |
Ванные и душевые |
Повышенная опасность протечек и/или механических повреждений |
IP34 |
19. |
Помещения двигателей и котлов ниже настила |
||
20. |
Закрытые помещения сепараторов дизельного топлива |
||
21. |
Закрытые помещения сепараторов смазочного масла |
||
22. |
Помещения балластных насосов |
Повышенная опасность протечек и механических повреждений |
IP44 |
23. |
Рефрижераторные |
Повышенная опасность протечек и механических повреждений |
IP44 |
24. |
Камбузы и прачечные |
||
25. |
Помещения по обработке продуктов промысла и лова |
Опасность разбрызгивания жидкости: Присутствие грузовой пыли. Опасность серьезного механического повреждения. Агрессивные испарения. |
IP55 |
26. |
Туннели валопроводов |
||
27. |
Трюмы |
||
28. |
Открытые палубы |
Опасность протечек в больших количествах |
ЕР56 |
_____________________________
* Приложение приведено по тексту таблицы 2.4.4.2 (Правила классификации и постройки морских судов. Морской Регистр судоходства. Часть XI. Электрооборудование, СПб, 1995)
Примечание: Если корпус оборудования не обеспечивает требуемой степени защиты, следует принять меры или иное расположение оборудования для обеспечения степени защиты, требуемой в таблице.
Приложение 5
к настоящим Правилам
(обязательное)
Перечень
электрозащитных средств и средств индивидуальной защиты
1. Основные электрозащитные средства, применяемые при обслуживании электроустановок напряжением до 1000 В:
- изолирующие штанги (оперативные или универсальные);
- изолирующие и измерительные клещи;
- указатели напряжения;
- диэлектрические резиновые перчатки;
- слесарно-монтажный инструмент с изолирующими рукоятками.
2. Дополнительные электрозащитные средства:
- диэлектрические резиновые галоши;
- диэлектрические резиновые ковры и подставки изолирующие,
- защитные ограждения: щиты (ширмы, изолирующие накладки гибкие из диэлектрической резины);
- переносные заземления;
- таблички с дополнительными надписями и знаки безопасности.
3. Средства индивидуальной защиты:
- предохранительные монтерские пояса и страховочные канаты;
- каски защитные;
- защитные очки;
- рукавицы специальные;
- противогазы и респираторы.
Нормы и сроки электрических испытаний электрозащитных средств
Средства защиты |
Напряжение электроустановок и сетей, кВ |
Эксплуатационные испытания |
|||
Испытательное напряжение, кВ |
Продолжительность, мин. |
Ток протек. через изделие, мА, не более |
Периодичность |
||
Проверка исправности схемы: |
|
||||
Однополюсные указатели Двухполюсные указатели |
До 1,0 |
не менее 1,1 |
1 |
0,6 |
- |
До 1,0 |
То же |
1 |
10,0 |
- |
|
Резиновые диэлектрические перчатки |
Все напряжения |
6 |
1 |
6,0 |
1 раз в 6 мес. |
Резиновые диэлектрические боты |
То же |
15 |
1 |
7,5 |
1 раз в 36 мес. |
Резиновые диэлектрические галоши |
До 1 |
3,5 |
1 |
2,0 |
1 раз в 12 мес. |
Резиновые диэлектрические ковры* |
Все напряжения |
- |
- |
- |
- |
изолирующие накладки: жесткие |
До 0,5 |
1 |
1 |
- |
1 раз в 24 мес. |
резиновые |
До 0,5 |
1 |
1 |
6 |
|
Изолированный инструмент с однослойной изоляцией |
До 1 |
2 |
1 |
- |
1 раз в 12 мес. |
_____________________________
* Осмотр 1 раз в 6 месяцев.
Примечание: Все средства защиты необходимо осматривать перед применением независимо от сроков периодических осмотров.
Приложение 6
к настоящим Правилам
(обязательное)
Проведение измерений сопротивления изоляции и испытаний электрооборудования
1. Методические указания
1.1. Периодичность измерений (испытаний) определяется ответственным специалистом из электротехнического персонала отдела главного энергетика на основе действующих норм ПТБ в соответствии с типовыми заводскими инструкциями.
1.2. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования мегомметром на напряжение 2500 В в течение 1 минуты приравнивается к испытанию отдельных видов электрооборудования напряжением 1 кВ.
1.3. После окончания работы по измерению сопротивления изоляции мегомметром необходимо снять остаточный заряд с проверяемого оборудования посредством его кратковременного заземления.
2. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования
Допустимые значения сопротивления изоляции отдельных видов электрооборудования приведены в таблице 1.
3. Проверка срабатывания аппаратов защиты электроустановок при системе питания с заземленной нейтралью
3.1. Ток однофазного короткого замыкания (к.з.) контура - (фаза - нулевой защитный проводник) должен превышать не менее чем в 3 раза номинальный ток плавкого элемента ближайшего предохранителя в фидере питания электроприемника на 380 В.
3.2. Ток однофазного к.з. электроустановок при защите автоматическими выключателями, имеющими только электромагнитный расцепитель (отсечку), должен быть не ниже тока уставки мгновенного срабатывания, умноженный на коэффициент, учитывающий разброс (по заводским данным), и на коэффициент запаса 1,1.
При отсутствии заводских данных для автоматических выключателей с номинальным током до 100 А кратность тока к.з. относительно уставки следует принимать не менее 1,4, а для автоматических выключателей с номинальным током, более 100 А - не менее 1,25 (ПУЭ, п. 1.7.79).
Определение однофазного тока к.з. производится непосредственным измерением тока к.з. специальным прибором не менее, чем двух электроустановок, подключенных к РУ.
Описание одного из видов специальных приборов приведено в технической информации (Приходько В.М. Портативный прибор для технического диагностирования контура "фаза-нулевой защитный проводник". Экспресс-информация. Серия "Техн. эксплуатация флота". "В/О Мортехинформреклама", 1991, Выпуск 3 (743), с. 1-9.
4. Проведение испытаний электрооборудования
Нормы испытаний отдельных видов электрооборудования приведены в таблице 2.
Таблица 1
Перечень видов электрооборудования и допустимые значения сопротивления изоляции
Наименование объектов измерения |
Напряжение мегомметра, В |
Сопротивление изоляции, Мом |
Указания по измерениям |
1. Электроустановки на напряжение выше 12 В Переменного тока и 48 В постоянного тока. |
100 - 1000, а для электроизделий с полупроводниковыми блоками - по указанию завода-изготовителя. |
Должно соответствовать указанному в стандарте или технических условиях на конкретный вид изделия; как правило, не менее 0,5. |
При измерении сопротивления изоляции электроустановок с полупроводниковыми приборами последние рекомендуется отключать. |
1.1. Электрические аппараты на напряжение, В: |
|
|
Измерение сопротивления изоляции аппаратов рекомендуется проводить при очередном ТО РУ, но не реже одного раза за период ремонта или постройки судна. |
1. до 42 |
100 |
0,5 |
|
2. свыше 42 до 100 |
250 |
|
|
3. свыше 100 до 380 |
500 |
|
|
4. свыше 380 |
1000 |
|
|
1.2. Ручной электроинструмент и переносные светильники со вспомогательным оборудованием (трансформаторы, преобразователи частоты, защитно-отключающие устройства, кабели-удлинители, сварочные трансформаторы и т.д.). |
500 |
После капитального ремонта: между находящимися под напряжением деталями для рабочей изоляции - 2, для дополнительной - 5, для усиленной - 7. В эксплуатации - 0,5; для изделий класса II - 2. |
У инструмента измеряется сопротивление изоляции обмоток и питающего кабеля относительно корпуса; у трансформаторов - между первичной и вторичной обмотками и между каждой из обмоток и корпусом не реже 1 раза в 6 месяцев. |
1.3. Электронагревательные устройства |
1000 |
1,0 |
Производится не реже одного раза в год в нагретом состоянии. |
2. Силовые и осветительные сети |
1000 |
0,5 |
Сопротивление изоляции при снятых плавких элементах измеряется между смежными предохранителями или за последними предохранителями между любым проводом и корпусом. Измерение сопротивления изоляции временных сетей на наружных палубах, в трюмах, машинных отделениях и отсеках производится в полном объеме не реже 2 раз в год. |
3. Распределительные устройства, щиты. |
1000 |
0,5 |
Для каждой секции РУ. Производится одновременно с измерением сопротивления изоляции временных сетей электроснабжения, присоединенных к РУ и щитам. |
4. Вторичные цепи управления, защиты, измерения, автоматики. |
|
|
В схемах управления, защиты, измерения, автоматики допускается не выполнять измерение сопротивления изоляции, если эти цепи защищены предохранителями или расцепителями автоматов, имеющими обратнозависимые от тока характеристики. Проверка состояния таких цепей, приборов и аппаратов должна производиться путем осмотра не реже 1 раза в шесть месяцев. |
Таблица 2
Нормы испытаний отдельных видов электрооборудования
Наименование испытаний |
Нормы испытаний |
Указания |
1. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты электротехнических изделий на напряжение выше 12 В переменного тока и 48 В постоянного тока, в том числе: |
Длительность испытаний 1 мин.; конкретные значения и места приложения испытательных напряжений для электрической изоляции должны указываться в стандартах и технических условиях на эти изделия. |
- |
1) изоляции обмоток и токоведущего кабеля ручного электроинструмента относительно корпуса и наружных металлических деталей; |
Для инструмента на напряжение 42 В принимается испытательное напряжение - 550 В; для электроинструмента на напряжение выше 42 В при мощности до 1 кВт - 900 В, более 1 кВт - 1350 В. |
У электроинструмента корпус и соединенные с ним детали, выполненные из диэлектрического материала, на время испытания должны быть обернуты металлической фольгой, соединенной с контуром заземления |
2) изоляции обмоток понижающих трансформаторов. |
Испытательное напряжение 1350 В при номинальном напряжении первичной обмотки трансформатора 127-220 В; 1800 В при номинальном напряжении первичной обмотки 380-440 В. |
Испытательное напряжение прикладывается поочередно к каждой из обмоток. При этом остальные обмотки должны быть электрически соединены с заземленным корпусом и магнитопроводом. |
2. Испытание повышенным напряжением 50 Гц |
Длительность испытания 1 мин. Производится напряжением 1 кВ. |
|
1) изоляции РУ, приводов выключателей, аппаратов и вторичных цепей управления, защиты, автоматики; |
|
Напряжением 1 кВ не испытываются цепи на напряжение 60 В и ниже. |
2) изоляции силовых и осветительных сетей. |
|
Проводится в случае, если сопротивление изоляции оказалось ниже 0,5 Мом. |
3. Проверка наличия цепи между заземленными электроустановками и элементами корпуса судна. |
Не должно быть обрывов и неудовлетворительных контактов. Сопротивление не должно превышать 0,1 Ом. |
|
4. Измерение напряжения прикосновения и шага в искусственно созданном аварийном режиме. |
В системе с заземленной нейтралью при однофазном к.з. при защите участка сети предохранителями напряжение прикосновения и шага не должно превышать 24 В; автоматами - 35 В; при системе с изолированной нейтралью - 16 В. |
В одном из судовых замкнутых помещений с влажностью 70-80 %. Один раз за период ремонта или постройки судна. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены правила по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота (ПОТ РО-152-31.83-03-97). Они вводятся в действие с 1 июля 1998 г.
Правила устанавливают требования электробезопасности к электрооборудованию временного электроснабжения ремонтируемых и строящихся судов морского флота, находящихся у причалов, в доках и на стапелях судоремонтных заводов.
Установлены требования электробезопасности к передвижным электроустановкам, условия обеспечения электробезопасности при использовании электроинструмента и ручных электрических машин.
Также определены требования к конструкторской документации проектов на временное электроснабжение судов, которые должны быть учтены проектно-конструкторскими бюро СРЗ.
Приказ Министерства транспорта РФ от 15 сентября 1997 г. N 104 "Об утверждении и введении в действие Правил по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота (ПОТ РО-152-31.83.03-97)"
Правила по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота (ПОТ РО-152-31.83-03-97), утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 июля 1998 г.
Текст правил приводится по изданию "Технорматив", Москва, 2013
Разработаны ЗАО Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ)
Первый заместитель Генерального директора по научной работе, д-р техн. наук С.Н. Драницын
Зав. отделом стандартизации - А.П. Вольваченко
Руководитель темы, зав. лабораторией электротехники, к. т. н. В.Д. Филимонов
Ответственный исполнитель, научный сотрудник А.С. Бровкин
Внесены Отделом охраны труда Департамента кадровой и социальной политики -Министерства транспорта Российской Федерации Начальник отдела Н.А. Агошков
Согласованы Министерством труда и социального развития Российской Федерации утверждены Министерством транспорта Российской Федерации вводятся взамен "Правил по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов ММФ" (РД 31.83.03-85).