Рекомендация Европейской Комиссии 2012/771/ЕС*(1) от 6 декабря 2012 г.
о мерах по стимулированию третьих стран в применении минимальных стандартов надлежащего управления в налоговых делах
Европейская Комиссия,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 292 Договора,
Принимая во внимание, что:
(1) В международном контексте существование различного налогового законодательства считается общепризнанным как следствие финансового суверенитета. В данном контексте ряд, как правило, небольших, третьих стран с ограниченными финансовыми потребностями остановили свой выбор на низком уровне налога на прибыль, который применяется в общем и к физическим лицам, и к компаниям, или даже совсем отказались от налога на прибыль. Указанная налоговая политика необязательно представляется нежелательной как таковой при условии, что государство принимает участие в международном взаимодействии в целях предоставления возможности другим государствам реализовывать свою налоговую политику.
(2) Однако политика, которая влечет за собой низкий уровень налога на прибыль или его отсутствие, сопровождается отсутствием прозрачности или обмена информацией с другими государствами. Соответствующие государства привлекают инвестиции путем предложения нерезидентам укрытия для некоторых видов непостоянных доходов или капитала и разрешения скрыть наличие указанного дохода или капитала от налоговых органов государства, в котором они являются резидентами.
(3) Различные инициативы были проявлены на международных форумах, таких как Организация международного сотрудничества и развития или Большая двадцатка, для рассмотрения указанных вопросов. Кроме того, Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией в целях налогообложения (далее по тексту именуемый "глобальный форум") разработал стандарты прозрачности и обмена информацией для целей налогообложения. В 2009 г. глобальный форум пришел к соглашению о пересмотре имплементации указанных стандартов. Он принимал участие во всестороннем процессе экспертной оценки, и большинство классических юрисдикций с низким уровнем налогообложения договорились заключить двусторонние соглашения об обмене информацией по вопросам налогообложения.
(4) На территории Союза вопросы прозрачности и обмена информацией рассматриваются в Директиве 2011/16/ЕС Совета ЕС от 15 февраля 2011 г. об административном сотрудничестве в области налогообложения и отмене Директивы 77/799/ЕЭС*(2). Кроме того, в Союзе существует договоренность, выраженная в Кодексе поведения при налогообложении коммерческой деятельности, указанном в Приложении 1 к Заключениям заседания Совета Экофина 1 декабря 1997 г. в отношении политики налогообложения*(3), о том, что вредные меры в области налогообложения не применяются, что создает трудности для государств-членов ЕС сохранять в силе или вводить в действие указанные меры. Кроме того, ряд мер, потенциально подпадающих под действие Кодекса поведения, подлежит тщательному рассмотрению в соответствии с правилами о государственной помощи, установленными в Договоре о функционировании Европейского Союза.
(5) В своих отношениях с третьими странами Союз попытался убедить их присоединиться к принципам Союза, касающихся прозрачности и обмена информацией (аналогичных принятым повсеместно международным стандартам по прозрачности и обмену информацией), и в отмене вредных мер в области налогообложения, как предписано в Сообщении Европейской Комиссии об обеспечении надлежащего управления в области налогообложения*(4) и Сообщении Европейской Комиссии о сотрудничестве в целях налогообложения и развития с развивающимися странами по вопросам обеспечения надлежащего управления в области налогообложения*(5).
(6) Государства-члены ЕС, налоговая база которых пострадала от отсутствия прозрачности или в результате применения вредных мер в области налогообложения со стороны третьих стран, предприняли меры по исправлению сложившейся ситуации. Однако налогоплательщики реагируют на указанные меры путем распределения бизнеса или заключения транзакций через другие юрисдикции с низким уровнем защиты. В частности, указанный риск имеет значение в рамках Союза, предоставляющего свободу субъектам экономической деятельности вести дела на территории Союза. Следовательно, уровень защиты, существующий на территории Союза для противодействия уменьшению налоговой базы, стремится соответствовать самому низкому уровню защиты, предложенному каким-либо государством-членом ЕС.
(7) Искажения, которые указанная ситуация влечет за собой в рамках Союза, могут привести к искусственному движению капитала и перемещениям налогоплательщиков в рамках внутреннего рынка и, следовательно, препятствуют его надлежащему функционированию, а также уменьшают налоговые базы государств-членов ЕС.
(8) В связи с этим необходимо четко регламентировать минимальные стандарты надлежащего управления в области налогообложения в отношении прозрачности и обмена информацией и в отношении вредных мер в области налогообложения, а также ряд мер, подлежащих принятию в отношении третьих стран в целях стимулирования указанных стран к соблюдению указанных стандартов.
(9) В отношении прозрачности и обмена информацией стандарт, признанный на международном уровне, был установлен в Рабочем задании, согласованном на глобальном форуме в 2009 г. Таким образом, указанное задание должно лечь в основу настоящей Рекомендации. В отношении соответствующих вредных мер в области налогообложения Кодекс поведения при налогообложении коммерческой деятельности оказался подходящей базой в рамках Союза. Государства-члены ЕС обязались популяризировать принципы указанного Кодекса в третьих странах. В связи с этим целесообразно ссылаться на критерии указанного Кодекса в контексте настоящей Рекомендации. В этом отношении также целесообразно ссылаться на работу Группы Кодекса поведения (налогообложение коммерческой деятельности), установленного в рамках Совета ЕС для оценки мер в области налогообложения, которые могут подпадать под действие Кодекса поведения при налогообложении коммерческой деятельности*(6). Вопросы, определенные данной группой, могут пригодиться в тех случаях, когда необходимо проверить, считается ли соответствующая мера вредной.
(10) Настоящая Рекомендация должна определить комплекс мер, подлежащих применению в отношении третьих стран, которые не соблюдают минимальные стандарты надлежащего управления в налоговых делах. Путем совместного применения указанных мер государства-члены ЕС могут значительно повысить общую эффективность мер, предпринятых каждым из соответствующих государств. Потери доходов от уплаты налогов могут быть сокращены наряду с административными расходами на налоговые органы и несение налогового бремени, возложенного на налогоплательщиков.
(11) В целях содействия применению минимальных стандартов надлежащего управления в налоговых делах также необходимо определить положительные меры поддержки третьих стран, которые соблюдают указанные стандарты или которые обязались соблюдать их, но нуждаются в помощи при достижении поставленной цели.
(12) Меры, определенные в настоящей Рекомендации и применяемые государствами-членами ЕС должны соответствовать законодательству Союза, в частности, основным свободам, закрепленным в Договоре о функционировании Европейского Союза,
приняла настоящую Рекомендацию:
1. Предмет
Настоящая Рекомендация предусматривает критерии, позволяющие определить третьи страны, которые не соблюдают минимальные стандарты надлежащего управления в налоговых делах. Также в ней перечисляется ряд действий, которые государства-члены ЕС могут предпринять в отношении третьих стран, которые не соблюдают указанные стандарты, и в поддержку третьих стран, которые соблюдают указанные стандарты.
Настоящая Рекомендация касается налогообложения дохода.
2. Определения
В контексте настоящей Рекомендации применяются следующие определения:
(а) "подоходный налог" означает любой налог на прибыль, независимо от того, взимается он с физических или юридических лиц и независимо от способа его взимания, налагаемый в пользу государства, его административно-территориальных образований или его органов местного самоуправления;
(b) "третья страна" означает любую юрисдикцию, которая не является государством-членом ЕС;
(с) "национальный черный список" означает список, принятый государством-членом ЕС, в котором указываются другие юрисдикции, в отношении которых государство-член ЕС применяет предварительно определенные налоговые меры или налоговые политики.
3. Минимальные стандарты надлежащего управления в налоговых делах
Третья страна только в том случае соблюдает минимальные стандарты надлежащего управления в налоговых делах, если:
(а) она приняла правовые, регулятивные и административные меры, предназначенные для соблюдения стандартов прозрачности и обмена информацией, указанных в Приложении к настоящей Рекомендации, и эффективно применяет указанные меры;
(b) она не применяет вредные меры в области налогообложения предпринимательской деятельности.
Меры в области налогообложения, которые предусматривают более низкий действующий уровень налогообложения, включая нулевое налогообложение, по сравнению с теми уровнями, которые обычно применяются в соответствующей третьей стране, рассматриваются как потенциально вредные. Указанный уровень налогообложения может применяться в силу минимальной налоговой ставки, налоговой базы или любого другого соответствующего фактора.
При оценке того, являются ли указанные меры вредными, внимание следует уделить, inter alia, следующим вопросам:
(а) предоставляются ли льготы только нерезидентам или в отношении транзакций, осуществляемых нерезидентами; или
(b) являются ли льготы отделенными от внутреннего рынка таким образом, чтобы они не затрагивали национальную налоговую базу; или
(с) предоставляются ли льготы даже в случае отсутствия какой-либо реальной экономической деятельности и действительного экономического присутствия на территории третьей страны, предлагающей указанные налоговые льготы; или
(d) зависят ли правила для определения прибыли в отношении деятельности в рамках международной группы компаний от принципов, принятых на международном уровне, в частности, правила, согласованные в рамках Организации экономического сотрудничества и развития; или
(е) являются ли меры в области налогообложения недостаточно прозрачными, в том числе если юридические нормы стали более мягкими на административном уровне непрозрачным путем.
При применении указанных критериев государства-члены ЕС должны принимать во внимание выводы, установленные Группой Кодекса поведения (налогообложение коммерческой деятельности) в отношении мер в области налогообложения, которые она оценила как вредные.
5. Меры, предпринимаемые в поддержку третьих стран, соблюдающих минимальные стандарты, установленные в пункте 3 настоящей Рекомендации
5.1. Государства-члены ЕС должны исключить третьи страны, которые соблюдают минимальные стандарты, установленные в пункте 3 настоящей Рекомендации, из черных списков, указанных в пункте 4.1. настоящей Рекомендации.
5.2. Государства-члены ЕС должны рассмотреть вопрос об исключении третьих стран, которые соблюдают минимальные стандарты, установленные в пункте 3 настоящей Рекомендации, из любых действующих национальных черных списков, указанных в пункте 4.2. настоящей Рекомендации.
5.3. Государства-члены ЕС должны рассмотреть вопрос о проведении двусторонних переговоров по вопросам заключения с третьими странами, которые соблюдают минимальные стандарты, установленные в пункте 3 настоящей Рекомендации, соглашений о двойном налогообложении.
6. Меры, предпринимаемые в поддержку третьих стран, которые обязуются соблюдать минимальные стандарты, установлены в пункте 3 настоящей Рекомендации
6.1. Государства-члены ЕС должны рассмотреть возможность предложить тесное сотрудничество и помощь третьим странам, особенно развивающимся третьим странам, которые обязуются соблюдать минимальные стандарты, установленные в пункте 3 настоящей Рекомендации, для того, чтобы оказать указанным третьим странам содействие в эффективной борьбе против уклонения от уплаты налогов и агрессивного налогового планирования. С этой целью они могли бы направить в указанные страны специалистов по вопросам налогообложения на определенный период времени.
При оценке обязательства третьей страны о соблюдении указанных минимальных стандартов государства-члены ЕС должны учитывать все конкретные критерии, в частности, меры, направленные на соблюдение стандартов, уже предпринятые соответствующей третьей страной.
6.2. В течение всего времени, пока третья страна пользуется помощью в соответствии с пунктом 6.1. настоящей Рекомендации и совершенствуется в соблюдении указанных минимальных стандартов, государства-члены ЕС должны воздерживаться от применения мер, указанных в пункте 4 настоящей Рекомендации, за исключением проведения переговоров о пересмотре соглашений о двойном налогообложении.
7. Дальнейшее действие
Государства-члены ЕС уведомляют Европейскую Комиссию о мерах, предпринятых в целях соблюдения положений настоящей Рекомендации, а также о любых изменениях, внесенных в указанные меры.
Европейская Комиссия должна опубликовать отчет о применении настоящей Рекомендации в течение трех лет после принятия.
8. Адресаты
Настоящая Рекомендация адресована государствам-членам ЕС.
Совершено в Брюсселе 6 декабря 2012 г.
От имени Европейской Комиссии
Algirdas Semeta
Член Европейской Комиссии
_____________________________
*(1) Commission Recommendation of 6 December 2012 regarding measures intended to encourage third countries to apply minimum standards of good governance in tax matters. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 338, 12.12.2012, стр. 37.
*(2) ОЖ N L 64, 11.3.2011, стр. 1.
*(3) ОЖ N С 2, 6.1.1998, стр. 1.
*(4) СОМ (2009) 201, в окончательной редакции от 28 апреля 2009 г.
*(5) СОМ (2010) 163, в окончательной редакции от 21 апреля 2010 г.
*(6) ОЖ N C 99, 1.4.1998, стр. 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Европейской Комиссии 2012/771/ЕС от 6 декабря 2012 г. о мерах по стимулированию третьих стран в применении минимальных стандартов надлежащего управления в налоговых делах
Переводчик - Сидорова Н.А.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Рекомендации на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 338, 12.12.2012, стр. 37.