Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4: Инспекции в мастерской
Мастерские и специалисты по установке являются критически важным звеном в обеспечении безопасности тахографических систем независимо от того, является ли оборудование цифровым или аналоговым. Их одобрение и авторизация должны основываться на четком наборе национальных критериев, подтверждающих их благонадежность. В указанных целях государства-члены ЕС должны гарантировать, что мастерские, авторизованные для установки, активации, калибровки, инспекции и ремонта записывающего оборудования, должны получать одобрение, проходить регулярный контроль, сертификацию и своевременно получать соответствующие обновления и информацию. Также компетентным органам рекомендуется предоставлять специалистам по установке и мастерским четкие инструкции и руководство по вопросам их обязанностей и ответственности, в частности, в ракурсе понимания роли в контексте общей безопасности системы. Компетентным органам, выдающим одобрение мастерским и специалистам по установке, рекомендовано предоставлять всем прочим государствам-членам ЕС через Европейскую Комиссию точную и постоянно обновляемую информацию по вопросам маркировки пломб, и также данным и статусу каждой мастерской на их территории.
A. Правовые основы
4.1. Случаи, в которых транспортные средства обычно направляются в мастерскую:
(a) тахографу требуется осмотр в соответствии с положениями Приложений к Регламенту (ЕЭС) 3821/85;
(b) транспортное средство проходит ежегодную проверку на пригодность к эксплуатации на общей сети дорог в соответствии с положениями Приложения II к Директиве 96/96/EC;
(c) контролирующие должностные лица направляют транспортное средство в мастерскую в целях проведения более детальной проверки записывающего оборудования;
(d) необходим ремонт или замена записывающего оборудования.
4.2. Во всех вышеуказанных случаях мастерские или специалисты получают инструкцию проводить визуальную и физическую проверку наличия пломб на записывающем оборудовании, а также проверку наличия таблички-описания производителя и установочной таблички.
4.3. Компетентным органам государств-членов ЕС следует регулярно напоминать мастерским, что в каждом случае, когда они проводят проверку и повторное опломбирование тахографической системы, а затем прикрепляют установочную табличку, мастерские, в сущности, подтверждают безопасность системы, ее надлежащую работу, правильное осуществление записи и отсутствие устройств манипуляции, присоединенных к оборудованию.
4.4. Необходимо регулярно информировать мастерские, что они совершают серьезное правонарушение, производя умышленное опломбирование системы без предварительного удаления любых устройств манипуляции, которые были ими обнаружены, или требования об удалении устройства перед повторным опломбированием. Если впоследствии будет обнаружено устройство манипуляции, независимо от того, было ли оно использовано или нет, а мастерской была произведена пломбировка системы с прикреплением установочной таблички, то мастерская или индивидуальный специалист по установке должны нести ответственность за совершение серьезного правонарушения.
4.5. Принимая во внимание важную роль, которую играют мастерские и специалисты по установке в обеспечении безопасности системы, компетентным органам государств-членов ЕС рекомендовано предусмотреть соответствующие санкции, вплоть до лишения одобрения или полномочий проводить работы, связанные с тахографами, в случае если надежность мастерской дискредитирована.
4.6. Государства-члены ЕС информируют мастерские об их праве отказаться проводить любые дальнейшие инспекции или калибровки любого транспортного средства при наличии подозрений или осведомленности о наличии устройства манипуляции на данном транспортном средстве. Компетентные органы оказывают мастерским поддержку в случае, если мастерская затребовала, чтобы устройство манипуляции было удалено перед тем, как инспекция будет продолжена. Мастерская вправе отказаться проводить пломбировку подключений интерфейса или прикреплять любую из установочных табличек до того, как устройство будет удалено.
4.7. Если государства-члены сочтут необходимым, они вправе обязать авторизованные мастерские отчитываться о фактах, описанных в пунктах 4.4 - 4.6.
4.8. Если государства-члены ЕС не считают необходимыми вышеописанные действия со стороны мастерских, вместо их осуществления возможно обязать мастерские хранить в течение определенного периода времени подобные отчеты и представлять компетентным органам по запросу. Указанный период должен составлять не менее 24 месяцев и согласовываться с минимальным промежутком времени между проверками оборудования.
4.9. Следует проинформировать мастерские о том, что удаление устройства манипуляции само по себе не означает, что оператор или водитель не подлежат ответственности за совершенные правонарушения, поскольку высока вероятность того, что записанная в предшествующие периоды времени и хранящиеся данные бортового устройства и корточки водителя были искажены. Умалчивая о данном случае, мастерская пособничает правонарушениям, совершенным операторами или водителями, и в случае их выявления несет ответственность наряду с оператором или водителем.
4.10. Мастерские и специалисты по установке вправе уведомлять о применении или наличии устройств манипуляции компетентные органы, которые, в свою очередь, могут предусмотреть вознаграждение или стимулирующие схемы для того, чтобы побудить мастерские к предоставлению информации, способствующей выявлению устройств манипуляции и предотвращению их использования, а также выявлению прочих видов угроз системе.
4.11. Настоящие положения не являются исчерпывающим руководством. Возможны обстоятельства, в которых при помощи описанных методов невозможно будет достичь желаемого результата (например, в тех случаях, когда невозможно присоединить контрольный провод к (раздел 1.23) датчику движения). В подобных обстоятельствах государства-члены ЕС могут вырабатывать альтернативные эффективные методы. Данные методы могут широко распространяться среди правоприменительного сообщества.
4.12. Положения настоящего руководства относятся к обоим видам тахографов в соответствии с Регламентом (ЕЭС) 3821/85 и Приложениями к нему. Однако в государствах-членах ЕС могут существовать ранее сложившиеся методы, процедуры, руководства по вопросам проверок аналоговых тахографов и выявления устройств манипуляции. В силу данных обстоятельств настоящее руководство в Рекомендации Европейской Комиссии не отменяет и не замещает указанные сложившиеся методы. Их применение должно осуществляться в качестве дополнения к указанным методам, в частности, в вопросах цифровых тахографов, методология в отношении которых отличается, но предмет при этом остается прежним. Рекомендовано при наличии установленных мер по проверке аналоговых тахографов расширить сферу их действия в отношении цифровых тахографических систем. Например, в отношении платежей мастерским за выполнение специальных заданий по назначению контролирующих должностных лиц, направивших транспортное средство в авторизованную мастерскую.
B. Сломанные пломбы или их отсутствие
4.13. Мастерские вправе в любое время произвести проверку наличия, поломки или повреждения пломб.
4.14. Ни при каких обстоятельствах не допускается освобождение или выпуск транспортного средства с установочной табличкой до того, как система была приведена в соответствие с требованиями настоящего Регламента.
4.15. Мастерские вправе зафиксировать факт отсутствия пломб в отчете о проверке или зарегистрировать и выполнить дальнейшие проверки (такие как проверка контрольного провода) и инспекции для того, чтобы удостовериться в отсутствии устройств манипуляции на транспортном средстве.
4.16. Если в соответствии с Главой V(4) Приложения I, и Требованием 252 Приложения IB к Регламенту (ЕЭС) 3821/85 пломбы были удалены в чрезвычайной ситуации или для установки или починки устройства ограничения скорости, то в отношении каждого случая нарушения целостности пломб следует подготовить письменное объяснение с указанием причин, обосновывающих указанные действия, и представить его компетентным органам.
4.17. В противном случае мастерская вправе провести полную проверку в соответствии с соответствующими методами и точно сообщить компетентным органам, что было сделано и выявлено.
C. Анализ записей данных
4.18. Специально для цифровых тахографов: данные, которые возможно загрузить, подвисав электронной цифровой подписью (при наличии возможности), в мастерской и которые могут быть включены в аудиторский отчет, должны соответствовать требованиям раздела 4.4 (Цели обеспечения безопасности датчика движения) и раздела 4.4 (Цели обеспечения безопасности бортового устройства) Дополнения 10 Приложения IB к Регламенту (ЕЭС) 3821/85. В Дополнении 1 приведен полный перечень информации, которую содержит аудиторский отчет.
4.19. Мастерская также вправе производить загрузку и анализ Файла с данными о событиях и неисправностях, который содержит бортовое устройство. Подобные события и неисправности включают (смотри также полный список в Дополнении 2):
- попытку нарушения системы защиты;
- сбой в аутентификации датчика движения;
- несанкционированную замену датчика движения;
- несанкционированное вскрытие корпуса;
- прекращение электропитания;
- или неисправность датчика.
4.20. Выявление использования устройства манипуляции после его демонтажа в крайней степени затруднительно. Однако проанализировав Файл с данными о событиях и неисправностях, возможно определить случаи, когда имели место прекращения электропитания, не поддающиеся объяснению. Кроме того изучение подробных данных о скоростном режиме покажет отклонения сигнала скорости. Нереалистичные замедления или ускорения могут косвенно свидетельствовать об отключении или включении устройства манипуляции.
4.21. При любых обстоятельствах мастерские вправе распечатывать и прикреплять распечатку к отчету о проверке или зарегистрировать (смотри Главу 4) и при необходимости отсылать к любым загруженным данным с помощью карточки мастерской.
4.22. Если данные с бортового устройства не могут быть загружены при помощи карточки мастерской, бортовое устройство транспортного средства считается неисправным или сломанным. В подобных случаях мастерские вправе попытаться починить оборудование. Если, несмотря на предпринятые попытки, по-прежнему не удается загрузить данные, должен быть выдан сертификат о невозможности загрузки, копия которого должна быть приложена к отчету об инспекции.
4.23. Водителям рекомендовано иметь при себе все сертификаты о невозможности загрузки, выданные им мастерской, на случай если позднее они будут проходить контроль транспортного средства с неисправным цифровым тахографом. Если водитель меняет транспортные средства, рекомендовано оставить подобные сертификаты в транспортном средстве до того момента, когда транспортное предприятие сможет сделать выписку из сертификата в рамках общих обязательств по ведению записей и починить оборудование.
D. Контроль сопряжения между датчиком движения и бортовым устройством
4.24. Если после проведения последней инспекции обнаруживаются любые данные, описанные в предшествующем разделе, мастерская вправе провести сравнение между идентификационными данными датчика движения, подключенного к коробке передач, и данными сопряженного датчика движения, зарегистрированного в бортовом устройстве.
4.25. Использование контрольного провода является действенным способом выявления установленных на транспортном средстве устройств манипуляции. Контрольный кабель подсоединяется к задней панели бортового устройства, а другой конец - к датчику движения. Если датчик движения в коробке передач не был сопряжен с бортовым устройством, появится "ошибка в данных о движении" или ошибка сенсора. Подобное сообщение указывает на присутствие манипуляционного устройства. В подобном случае транспортное средство может быть проверено на наличие спрятанных устройств.
4.26. И, напротив, в рамках проверки датчик движения может быть отсоединен и удален. Если цифровая тахографическая система не была оборудована подобными устройствами, появится сообщение об ошибке ("отсутствует датчик движения"). Если же подобное сообщение не появится, то это будет свидетельствовать о присутствии иного спрятанного датчика движения или иного электронного устройства манипуляции.
4.27. До применения контрольного кабеля работники мастерской или контролирующие должностные лица обязаны вставить собственную карточку мастерской для объяснения, почему было прекращено электроснабжение и была сделана запись на бортовом устройстве в Файле с данными о событиях и ошибках. Если не совершить данную манипуляцию, в ходе последующих инспекций может возникнуть ложное подозрение в том, что водитель или оператор пытались нарушить защиту датчика движения.
4.28. Хотя провести подобное сравнение не всегда представляется возможным, отметки датчика движения коробки передач могут быть сопоставлены с идентификационными данными датчика движения сопряженного датчика, зарегистрированного в бортовом устройстве. В связи с данной процедурой мастерские выполняют следующие действия:
- сравнение информации, записанной на установочной табличке с информацией, содержащейся в записи бортового устройства. В том случае, когда данная информация не совпадает, следует поставить в известность правоприменительные органы государств-членов ЕС и зафиксировать происшествие в отчете об инспекции и реестре проверок;
- сравнение идентификационного номера датчика движения, нанесенного на корпус датчика с информацией, содержащейся в записи бортового устройства. При необходимости проверки электронной идентификации датчика движения может быть использован инструмент для проведения электронной проверки. В случае расхождений в данной информации, можно сделать предположение о наличии устройства, о чем следует поставить в известность правоприменительные органы государств-членов ЕС, зафиксировать происшествие в отчете о проверке и реестре проверок.
E. Специальные процедуры, применяемые по результатам дорожной проверки
4.29. Контролирующие должностные лица могут направить подозрительное транспортное средство в мастерскую. В подобных обстоятельствах контролирующие должностные лица вправе поручить мастерским или специалистам по установке первоначально загрузить все файлы с данными с устройства транспортного средства. К указанным файлам относятся Обзор, Подробные данные о скоростном режиме, Технические данные, События и неисправности. Указанные файлы должны сопровождаться цифровой подписью.
4.30. Наряду с прочими техническими способами (контрольный провод, проверка пломб...), может быть выполнена полная проверка записанных данных.
4.31. Если удалось выявить противоречия, а устройство манипуляции не было обнаружено, то возможно сделать заключение, что устройство манипуляции использовалось ранее и было удалено. В подобных случаях контролирующее должностное лицо обязано уведомить орган, ответственный за правоприменительные меры, в соответствии со Статьей 2 Директивы 2006/22/EC и/или орган, ответственный за связи внутри сообщества в соответствии со Статьей 7 указанной Директивы, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕС. Указанные действия могут лечь в основу дальнейшего расследования в отношении задействованного транспортного средства предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.