Европейский Суд по правам человека
(I Секция)
Дело "Сампани и другие против Греции"
[Sampani and Others v. Greece]
(Жалоба N 59608/09)
Постановление Суда от 11 декабря 2012 г.
(извлечение)
Обстоятельства дела
Заявителями являются 98 детей в возрасте от пяти с половиной до 15 лет, которые в 2008-2010 годах были в школьном возрасте, и некоторые из их родителей или опекунов. В январе 2008 года, после вынесения Постановления по делу "Сампанис и другие против Греции" [Sampanis and Others v. Greece], в котором Европейский Суд установил, что по делу допущено нарушение требований статьи 14 Конвенции во взаимосвязи со статьей 2 Протокола N 1 к Конвенции, в помещении 10-й школы была открыта 12-я школа, подготовительные классы которой были отведены исключительно для цыганских детей. Новая школа была предназначена для приема цыганских и нецыганских детей. Однако только цыганские дети посещали эту школу. В год открытия префект принял решение о том, что вследствие ущерба зданиям школа временно переводится в сборный дом, примыкающий к 10-й школе, где ранее размещались подготовительные классы, подвергшиеся критике в Постановлении по делу Сампаниса и других. Кроме того, директор 12-й школы и омбудсмен неоднократно обращали внимание властей на проблемы, с которыми сталкивалась школа, в частности, что касается маршрута школьного автобуса, строительства игровой площадки, оборудования отопления и дополнительных туалетов, строительства двух дополнительных классов, организации детского сада, выдачи учебников, не подходивших для цыган, чей родной язык не являлся греческим, и того факта, что некоторые ученики пропускали уроки начиная с апреля 2009 года. В Европейском Суде заявители жаловались на то, что они подверглись дискриминации в связи с условиями, в которых обучались.
Вопросы права
По поводу соблюдения требований статьи 14 Конвенции во взаимосвязи со статьей 2 Протокола N 1 к Конвенции. Отсутствовали существенные изменения ситуации, повлекшей вынесение Постановления по делу Сампаниса и других, за исключением высказанного Министерством образования намерения интегрировать цыганских учеников в обычную образовательную систему, что проявилось в открытии 12-й школы, которая по различным причинам, связанным с политикой, проводимой муниципальными органами и префектом, не могла функционировать в соответствии с планом, и в результате цыганская община продолжала претерпевать различие в обращении. Таким образом, усматривались данные о дискриминационной практике.
В 2008-2010 годах 12-ю школу посещали исключительно цыганские ученики. Также имеется ряд факторов, позволяющих предположить, что в 2008/2009 учебном году материальные условия, в которых обучались ученики, делали невозможным или, по крайней мере, очень сложным получение ими образования. Использование пристройки к 10-й школе в качестве класса для данных детей - первоначально рассматривавшееся в качестве временной меры, связанной с нехваткой помещений - продолжалось на всем протяжении периода 2009-2010 годов. Еще одним аспектом было отношение муниципальных властей и префектуры, которые, опасаясь возобновления инцидентов с участием отдельных местных жителей, враждебно настроенных против цыган, не реагировали на обращения директора школы и омбудсмена об интеграции цыганских учеников в обычные школы и обеспечении их уроков, приспособленных к их уровню образования и языковым возможностям. Следовательно, очевидно, что меры, принимаемые в целях обучения цыганских детей, не сопровождались достаточными гарантиями, обеспечивающими надлежащий учет государством, действующим в пределах своего усмотрения в сфере образования, конкретных нужд таких детей как представителей группы, находящейся в неблагоприятном положении. Кроме того, Европейский Суд вынужден отметить, что государство-ответчик не дало убедительного объяснения того, почему в 12-й школе отсутствовали нецыганские ученики, помимо неясной ссылки на то, что они "обучались в других местах". Соответственно, условия, в которых функционировала 12-я школа в 2008-2010 годах, повлекли дополнительную дискриминацию заявителей.
Постановление
По делу допущено нарушение требований статьи 14 Конвенции (принято единогласно).
В порядке применения статьи 46 Конвенции. Отдельные конкретные меры, которые рекомендовались не только заявителями, но и государством-ответчиком в своих ответных объяснениях, по-видимому, могли устранить нарушение, установленное Европейским Судом. Например, те заявители, которые еще не вышли из школьного возраста, могли быть приняты в другую государственную школу Департамента начального образования Западной Аттики, а достигшие совершеннолетия - поступить в "школы второго шанса" или учреждения для взрослых, созданные Министерством образования в рамках программы пожизненного обучения.
Компенсация
В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил каждой из семей-заявителей 1 000 евро в качестве компенсации морального вреда.
(См. Постановление Европейского Суда от 5 июня 2008 г. по делу "Сампанис и другие против Греции" [Sampanis and Others v. Greece], жалоба N 32526/05, "Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека" [Information Note on the Case-law of European Court of Human Rights] N 109.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Европейского Суда по правам человека от 11 декабря 2012 г. Дело "Сампани и другие против Греции" [Sampani and Others v. Greece] (жалоба N 59608/09) (I Секция) (извлечение)
Текст Постановления опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 5/2013
Перевод Г.А. Николаева