В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", утвержденным приказом ФСТ России от 04.06.2012 г. N 372-д, на основании заявления ООО "Газпром энерго" (регистрационный номер N ФСТ-4654-26 от 26.02.2013 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Департаментом цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа, рассмотрев представленные ООО "Газпром энерго" и Департаментом цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительные материалы, установлено следующее.
Департаментом цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа при расчете объема финансовых потребностей для реализации производственной программы в сфере водоснабжения ООО "Газпром энерго" на 2013 год неправомерно отказано в учете экономически обоснованного недополученного по независящим от ООО "Газпром энерго" причинам дохода (денежных средств, ранее учтенных при установлении тарифов и запланированных к получению в выручке) за 2011 год (выпадающие доходы 2011 г.).
Вышеуказанный доход (денежные средства) не был получен ООО "Газпром энерго" в фактической выручке 2011 года, что подтверждается бухгалтерской и статистической отчетностью ООО "Газпром энерго" за 2011 год.
Возникновение в 2011 году у ООО "Газпром энерго" выпадающих доходов (недополученного дохода) обусловлено тем, что фактический объем реализации услуг в сфере водоснабжения был менее планового, который был учтен регулирующим органом при установлении для ООО "Газпром энерго" тарифов в сфере водоснабжения на 2011 год.
Со стороны ООО "Газпром энерго" в адрес Департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа были заявлены требования об учете экономически обоснованного недополученного дохода (выпадающих доходов), представлены соответствующие расчеты и обосновывающие материалы.
Доводы Департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа о том, что им был проведен анализ результатов хозяйственной деятельности не подтверждается материалами дела.
Со стороны Департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа не представлено по запросу ФСТ России вышеуказанного анализа, при этом в протоколе заседания Правления Департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа не отражены основания, по которым отказано в учете экономически обоснованного недополученного дохода за 2011 год (выпадающих доходов), а указано, что отказано в учете в связи с "исключением возмещения по заработной плате".
В соответствии с п. 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В соответствии с абзацем 2 пункта 24 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. N 47, в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов и надбавок, эти расходы учитываются при установлении тарифов и надбавок на следующий после получения отчетности период регулирования.
По результатам проведенного анализа было установлено, что со стороны ООО "Газпром энерго" в адрес Департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа было своевременно представлено необходимое экономическое обоснование недополученного по независящим причинам дохода, образовавшегося у предприятия в 2011 году в результате снижения объемов реализации услуг водоснабжения (в том числе бухгалтерская и статистическая отчетность за 2011 год), однако Департамент цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа неправомерно не учел данный недополученный по независящим причинам доход ООО "Газпром энерго" при установлении тарифов на услуги водоснабжения для предприятия на 2013 год.
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 04.07.2013 г. N ДС-41), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования ООО "Газпром энерго", указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Департаментом цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Признать экономически обоснованным и подлежащим учету при расчете объема финансовых потребностей для реализации производственной программы в 2013 году и установлении тарифов на услуги водоснабжения на 2013 год для ООО "Газпром энерго" размер экономически обоснованного недополученного по независящим от ООО "Газпром энерго" причинам дохода, образовавшегося в 2011 году (выпадающих доходов 2011 года) в результате снижения в 2011 году фактического объема реализации услуг в сфере водоснабжения, от планового уровня, учтенного при установлении тарифов на 2011 год, в размере 130 009,66 тыс. руб.
Дополнительному учету при установлении для ООО "Газпром энерго" тарифов на услуги водоснабжения подлежит неправомерно не учтенный ранее экономически обоснованный недополученный по независящим причинам доход ООО "Газпром энерго" за 2011 год в сумме 120 817,66 тыс. руб. (при установлении для ООО "Газпром энерго" тарифов в сфере водоснабжения на 2013 год Департаментом цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа учтено по статье спора "Выпадающие доходы 2011 года" 9 192,00 тыс. руб.).
3. Органу исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:
- в установленном порядке принять решение об установлении и введении в действие с 1 сентября 2013 года тарифов на оказываемые ООО "Газпром энерго" услуги водоснабжения на 2013 год, при этом дополнительно учесть неправомерно неучтенный Департаментом цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа экономически обоснованный недополученный по независящим причинам доход ООО "Газпром энерго" за 2011 год, указанный в пункте 2 настоящего приказа (общей суммой 120 817,66 тыс. руб.), обеспечив возмещение экономически обоснованного объема финансовых потребностей для реализации производственной программы по услугам в сфере водоснабжения в 2013 году с учетом результатов досудебного рассмотрения спора;
- об исполнении настоящего приказа в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3 настоящего приказа решения, проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, принятие которого предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, на котором принималось вышеуказанное решение.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 4 июля 2013 г. N 943-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "Газпром энерго" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Департаментом цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 2 августа 2013 г. N 28