Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки О.В. Смолоногиной вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением гарнизонного военного суда было отказано в удовлетворении заявления гражданки О.В. Смолоногиной об оспаривании действий командира и жилищной комиссии воинской части, связанных с отказом признать ее нуждающейся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства и восстановить в списках личного состава воинской части до обеспечения ее жильем. Определением суда апелляционной инстанции данное решение частично изменено - признано незаконным решение жилищной комиссии воинской части об отказе в принятии О.В. Смолоногиной на учет нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства и на данную комиссию возложена обязанность рассмотреть ее заявление с учетом установленных судом обстоятельств.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации О.В. Смолоногина оспаривает конституционность примененного судом в ее конкретном деле пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющего гарантии в жилищной сфере для определенной категории военнослужащих, увольняемых с военной службы, в том числе дополнительные гарантии для военнослужащих, желающих быть обеспеченными жильем по месту службы: такие лица не могут быть уволены с военной службы до предоставления им жилых помещений - в отличие от лиц, которые намерены получить жилье в ином избранном ими постоянном месте жительства.
По мнению заявительницы, указанная норма, как допускающая лишение жилищных гарантий и увольнение с военной службы граждан, которые встали на учет нуждающихся в жилом помещении в период после принятия решения об их увольнении с военной службы, но до момента их исключения из списков воинской части, не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 19 (часть 2) и 40 (часть 3).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя.
Положения пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", направленные на реализацию положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, предоставляют военнослужащим право выбора конкретной гарантии и, соответственно, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявительницы, которая обратилась в жилищную комиссию воинской части с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства.
Кроме того, представленными материалами не подтверждается применение оспариваемой ею нормы в аспекте, указанном в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Смолоногиной Ольги Викторовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2013 г. N 1091-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Смолоногиной Ольги Викторовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)