Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу завершения электронных торгов при продаже имущества (предприятия) должников, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Одновременно указанным Положением предусматривается, что Минэкономразвития России обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в срок, определенный законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение законодательства Российской Федерации и осуществление контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителей.
В соответствии с пунктом 6.4 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54 (далее - Порядок) установлено, что при проведении открытых торгов устанавливается время приема предложений участников торгов о цене имущества (предприятия) должника, составляющее один час от времени начала представления предложений о цене имущества (предприятия) должника до истечения времени представления предложений о цене имущества (предприятия) должника и не более тридцати минут после представления последнего предложения о цене имущества (предприятия) должника. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более высокой цене имущества (предприятия) должника не было представлено, открытые торги автоматически, при помощи программных и технических средств электронной площадки завершаются.
Учитывая вышеизложенное, Департамент считает, что время проведения открытых торгов не может быть менее одного часа, при этом, открытые торги могут быть продлены на 30 минут от времени подачи последнего предложения о цене, в течение установленного времени проведения торгов.
По вопросу разграничения ответственности оператора и организатора открытых торгов, Департамент отмечает, что законодательством Российской Федерации установлены обязанности организатора торгов и оператора электронной площадки, в связи с чем, ответственность за нарушение порядка проведения торгов может быть возложена, как на арбитражного управляющего, так и на оператора электронной площадки, в зависимости от фактических обстоятельств нарушения требований, предусмотренных законодательством, включая факт наличия вины, а также от того, на кого возложена обязанность по их исполнению.
Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2.7 Порядка, организатор торгов является зарегистрированным на электронной площадке лицом, после заключения договора с оператором электронной площадки на проведение открытых торгов.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Ни Законом о банкротстве, ни приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54 не установлено условий об ответственности оператора электронной площадки и организатора торгов.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В связи с этим, Департамент считает, что в договоре оператора электронной площадки и организатора торгов, возможно предусмотреть условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.
Однако, Департамент отмечает, что в соответствии с пунктом 20 статьи 110 Закона о банкротстве, предусмотрено утверждение регулирующим органом (Минэкономразвития России) требований к обеспечению ответственности операторов электронных площадок, в том числе, в форме предоставления банковской гарантии.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Принимая во внимание вышеуказанное, Департамент считает, что решение вопроса о возможном нарушении прав, а также разграничения ответственности между оператором и организатором торгов должно осуществляться в судебном порядке.
Заместитель директора Департамента |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 17 марта 2011 г. N Д06-1598 "О проведении электронных торгов по продаже имущества (предприятия) должников"
Текст письма официально опубликован не был