Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к заключению об экспертизе
на приказ Минприроды России
от 25 февраля 2010 г. N 50
"О Порядке разработки и утверждения
нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение"
Таблица 4. Замечания к проекту заключения
N |
Замечания и (или) предложения |
Комментарии Минэкономразвития России |
Экспертная группа
| ||
1. |
Дополнить пункт 2.3. "Ответственность за правонарушения" проекта заключения следующим положением: Размещение отходов в отсутствие установленных ЛР влечет необходимость внесения сверхлимитных платежей за данное размещение отходов (пункты 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, далее - Порядок N 632). |
Учтено в заключении. |
2. |
Пункт 4.1.1. проекта заключения изложить в следующей редакции: "4.1.1. Отменить требование о ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса и используемого сырья В пункте 11 Порядка предусмотрено, что НО и ЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с Методическими указаниями и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие НО и ЛР. В действующем законодательстве отсутствуют положения, указывающие, в каких случаях неизменность производственного процесса и используемого сырья является подтвержденной, каковы критерии установления такой неизменности. Помимо указанного, в законодательстве не определены срок, в течение которого необходимо представлять технический отчет, а также правовые последствия неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Отсутствие регулирования рассматриваемых отношений способствует возникновению необоснованных прав органов государственной власти, их должностных лиц, допускает возможность избирательного применения норм, а также влечет для хозяйствующих субъектов риски: - предъявления необоснованных требований территориальных органов Росприроднадзора о предоставлении технических отчетов в не установленные законодательством сроки; - доначисления сверхлимитных платежей за размещение отходов в период со дня истечения отчетного года в целях представления технического отчета до момента представления данного отчета. В связи с указанным требование о ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса и используемого сырья представляется избыточным." |
Учтено в заключении. |
3. |
Исключить пункт 4.1.2. проекта заключения |
Считаем важным предусмотреть в Порядке возможность упрощенной процедуры внесения изменений в проект НО и ЛР, касающихся сведений о юридическом лице и индивидуальном предпринимателе. Предложенное замечание полагаем возможным не учитывать. |
4. |
Пункт 4.1.3. проекта заключения изложить в следующей редакции: 4.1.3. Исключить необходимость разработки проектов НО и ЛР на основании данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг В пункте 4 Порядка указано, что проекты НО и ЛР разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. При этом утвержденные в установленном порядке данные об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг отсутствуют, следовательно, устанавливаемое требование выполнить не представляется возможным. |
Пункт 4.1.3 в редакции проекта заключения исключить. Отмечаем, что приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" регламентирован метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов. При этом метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов основывается на применении справочных таблиц удельных нормативов образования отходов по отраслям промышленности либо удельных отраслевых нормативов образования отходов, установленных отраслевыми нормативными документами, согласованными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. На данный момент таким справочным документом является Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденный Госкомэкологией Российской Федерации от 7 марта 1999 г. В связи с вышеизложенным предложенное замечание полагаем возможным не учитывать. Пункт 4.1.3. изложить в соответствии с замечанием N 5 данной таблицы. |
5. |
Пункт 4.1.4. проекта заключения изложить в следующей редакции: 4.1.4. Предусмотреть установление ЛР в любых объектах, соответствующих установленным требованиям, с учетом экологической обстановки на данной территории Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ ЛР определяется как предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Вместе с тем в соответствии с примерным образцом документа об утверждении НО и ЛР (Приложение к Порядку) в разделе "ЛР" необходимо отражать, в частности, сведения о: - наименовании объекта размещения отходов; - индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, эксплуатирующем объект размещения отходов. Таким образом, несмотря на то, что статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ предоставляет право хозяйствующим субъектам в рамках утвержденного ЛР размещать отходы в объектах размещения отходов при условии соблюдения установленных требований, Порядок ограничивает данное право лица в связи с необходимостью указания в проекте НО и ЛР/документе об утверждении НО и ЛР конкретного объекта размещения отходов. В связи с указанным нормы Порядка требуется привести в соответствие с нормами Федерального закона N 89-ФЗ для исключения норм, ограничивающих права хозяйствующих субъектов размещать отходы в специализированных обустроенных объектах размещения отходов. |
Пункт 4.1.4. в редакции проекта заключения исключить из заключения. Представленное замечание изложить в пункте 4.1.3. заключения. |
6. |
Дополнить проект заключения пунктом 4.2.5. в следующей редакции: "4.2.5. Привести пункт 12 Порядка в соответствие с действующим законодательством о лицензировании Согласно пункту 12 Порядка для ИП и ЮЛ, которые размещают отходы I - IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I - IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. В пункте 10 Методических указаний по разработке проектов НО и ЛР, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703, определено, что срок действия проекта НО и ЛР для ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Из буквального толкования данных норм следует, что лицензиаты не обязаны предоставлять технический отчет, срок действия утвержденных для них нормативов и лимитов зависит лишь от срока действия лицензии. Также необходимо отметить, что данные нормы не приведены в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ). Помимо того, что согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию в настоящее время подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, лицензии на указанные виды деятельности являются бессрочными (пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ). Таким образом, ИП и ЮЛ, которые размещают отходы I - IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I - IV класса опасности и лимиты на их размещение должны утверждаться бессрочно. Норму пункта 12 Порядка требуется привести в соответствие с актами, вышестоящими по юридической силе." |
НО и ЛР для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV классов опасности утверждаются на срок действия лицензии, которая является бессрочной. Противоречий Федеральному закону "О лицензировании" не выявлено. В связи с вышеизложенным предложенное замечание полагаем возможным не учитывать. |
7. |
Дополнить проект заключения пунктом 4.2.6. в следующей редакции: "4.2.6. Дополнить Порядок положениями, позволяющими при разработке проекта НО и ЛР учесть взаимоотношения арендатора и арендодателя в части обращения с отходами Если арендодатель включает отходы арендатора в проект НО и ЛР, то необходимо за арендатором оставить право самостоятельно выбирать компанию по транспортировке и утилизации отходов, и тем самым исключить лоббирование интересов арендодателя в данном вопросе." |
Изложенная проблема не является предметом регулирования Порядка, в связи с чем предложенное замечание полагаем возможным не учитывать. |
8. |
Дополнить проект заключения пунктом 4.2.7. в следующей редакции: "4.2.7. Привести положения Порядка о представляемых для утверждения НО и ЛР документах в соответствие с положениями законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг Согласно подпункту "б" пункта 7 Порядка в целях утверждения НО и ЛР необходимо представить следующие документы: - копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности); - проект НО и ЛР; - копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); - документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении НО и ЛР. В пункте 8 Порядка предусмотрено, что копии указанных документов представляются с предъявлением оригинала, если копии не заверены в нотариальном порядке. Данными положениями устанавливаются избыточные требования, в том числе о нотариальном заверении проекта НО и ЛР , документа, подтверждающего уплату государственной пошлины и копий документов, требование о представлении которых согласно статье 7 Федерального закона N 210-ФЗ (органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг) является незаконным." |
Учтено в заключении. |
9. |
Дополнить проект заключения пунктом 4.2.8. в следующей редакции: "4.2.8. Регламентировать в Порядке процедурные вопросы А) В пункте 10 Порядка установлено, что территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении НО и ЛР либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). При этом в Порядке не регламентирована та дата, с которой вступает в силу решение об утверждении НО и ЛР (при принятии положительного решения), т.е. это может быть дата фактического принятия уполномоченным органом данного решения в пределах установленного срока или дата обращения природопользователя за оказанием данной государственной услуги. Б) Порядком не регламентировании срок направления заявителю решения об утверждении НО и ЛР или об отказе в их утверждении. Данный пробел способствует злоупотреблению правом со стороны уполномоченного органа по оформлению принятых решений "задним числом" в пределах 30 дневного срока, установленного для рассмотрения заявления и прилагаемых документов, что в свою очередь нарушает права природопользователя, в т.ч. его права на оспаривание данных решений с соблюдением установленных процессуальных сроков." |
Учтено в заключении. |
10. |
Пункт 5.1. проекта заключения дополнить следующим положением: "Предложением по оптимизации регулирования, озвученным в рамках экспертизы Приказа N 50, является то, что нормирование в области образования отходов и лимитов на их размещение должно осуществляться в рамках декларативных, а не разрешительных процедур, плата за размещение отходов в объектах размещения отходов в бюджеты бюджетной системы РФ взиматься не должна." |
Предложенное замечание учтено в пункте 4.1.5. заключения. |
Минприроды России
| ||
11. |
Пунктом 4.1.4. проекта заключения предусмотрено исключение нормы о лимитах на размещение отходов на конкретном объекте размещения отходов, не являющимся частью структуры организации, утверждающей лимиты. Данное предложение не может быть поддержано в виду того, что его учет может привести к несанкционированному размещению отходов на объектах размещения отходов, не имеющих разрешительной документации и эксплуатируемых с существенными нарушениями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. |
Считаем возможным осуществление проверки соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых возможна проверка заключенных договоров на размещение отходов. В связи с вышеизложенным предложенное замечание полагаем возможным не учитывать. |
12. |
По данным Росприроднадзора, из 64 376 хозяйствующих субъектов, направивших в 2012 году в Росприроднадзор материалы для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, 12 420 было отказано в утверждении, что составляет порядка 20% от общего числа всех обратившихся в Росприроднадзор. В связи с этим предложения в пункте 4.2.4. считаем избыточным и предлагаем исключить из проекта заключения. |
Считаем, что в Порядке необходимо закрепить уже существующую практику направления проекта об утверждении НО и ЛР на доработку. В связи с вышеизложенным предложенное замечание полагаем возможным не учитывать. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.