Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 июля 2013 г. N 03-04-05/30647
Вопрос: В 2012 г. я, гражданин РФ, налоговый резидент РФ, заключил контракт (далее - контракт) с Международным Валютным Фондом (далее - МВФ) о работе в качестве "служащего" в Киргизской Республике.
В соответствии с Контрактом за работу в Киргизской Республике я получил от МВФ в 2012 г. 15218,25 доллара США, включая вознаграждение за работу в размере 9 660 долларов США и суточные, оплату проживания, компенсацию транспортных расходов, расходов на копирование в размере 5558,25 доллара США.
Согласно подпункту b) Раздела 9 Статьи IX "Статей Соглашения Международного Валютного Фонда" от 22 июля 1944 г. никакие налоги не взимаются ни с заработной платы и другого вознаграждения, ни в связи с последними, выплачиваемыми Фондом исполнительным директорам, их заместителям, должностным лицам или служащим Фонда, не являющимся гражданами, подданными или другими постоянными жителями страны пребывания.
На основании вышеуказанной нормы "Статей Соглашения Международного Валютного Фонда" от 22 июля 1944 г. и ст. 7 Налогового кодекса РФ считаю, что полученная мной от МВФ сумма 15218,25 долларов США не подлежит обложению налогом на доход физических лиц в Российской Федерации.
В ответе УФНС по г. Москве от 27 мая 2013 г. N 20-14/052522@ мне было разъяснено со ссылкой на раздел 18 статьи VI Конвенции "О привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений" от 21 ноября 1947 г., что для применения положений подпункта b) Раздела 9 Статьи IX "Статей Соглашения Международного Валютного Фонда" от 22 июля 1944 г. МВФ должен довести до сведения Правительства РФ мою фамилию как лица, относящегося "к категории должностных лиц или служащих Фонда".
Данное разъяснение УФНС по г. Москве не соответствует положениям Конвенции "О привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений" от 21 ноября 1947 г., в разделе 18 статьи VI которой говорится исключительно о должностных лицах, категории которых подлежат определению и доведению до сведений соответствующих правительств. В отношении же служащих ("employees"), к категории которых я относился согласно контракту, такого требования нет. Понятие "служащий" ("employee") вообще не используется в данной конвенции. Соответственно вывод УФНС о распространении на меня как "служащего" ("employee") требований раздела 18 статьи VI Конвенции "О привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений" от 21 ноября 1947 г., в котором говорится исключительно "о должностных лицах" ("officials"), не обоснован.
В связи с изложенным прошу подтвердить, что полученные мной от МВФ по контракту суммы не подлежит обложению налогом на доход физических лиц в Российской Федерации.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и дополнительно представленную письмом информацию и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что налогоплательщик работал в Киргизской Республике по контракту с Международным Валютным Фондом (МВФ) в качестве служащего МВФ, оставаясь при этом налоговым резидентом Российской Федерации.
Согласно пункту b) раздела 9 статьи IX "Статей Соглашения Международного Валютного Фонда" от 22 июля 1944 г. (далее - Соглашение) никакие налоги не взимаются ни с заработной платы и жалования, ни в связи с последними, выплачиваемыми Фондом исполнительным директорам, их заместителям, должностным лицам или служащим Фонда, если они не являются гражданами, подданными или не обладают иными признаками гражданства страны пребывания.
Из вышеприведенной нормы Соглашения следует, что государства, в которых работают служащие МВФ, не имеют права взимать налоги с заработной платы или иных вознаграждений, выплачиваемых МВФ, если только указанные служащие не являются гражданами этого государства или подобными им лицами.
Таким образом с доходов, выплачиваемых МВФ гражданам Российской Федерации, являющимся служащими МВФ, работающими в Киргизской Республике, налог в Киргизской Республике не взимается.
В то же время в соответствии с пунктом 1 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками как от источников в Российской Федерации так и от источников за пределами Российской Федерации.
Таким образом доход, полученный за работу в Киргизии в качестве служащего МВФ, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном Кодексом порядке.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса, не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки за пределы Российской Федерации в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.