Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 июля 2013 г. N 03-03-06/1/30463
Вопрос: Муниципальное предприятие признано банкротом, и в отношении данного предприятия введена процедура конкурсного производства.
В связи с недостаточностью имущества для расчетов с кредиторами на основании пункта 3 ст. 56 Гражданского кодекса РФ по иску муниципального предприятия решением арбитражного суда с муниципального образования взысканы денежные средства в субсидиарном порядке в пользу МУП.
В связи с вышеизложенным просим дать следующие разъяснения.
1. Денежные средства взысканные в субсидиарном порядке не подпадают под понятие пени, штрафа, не являются санкцией за нарушение договорных обязательств и не могут квалифицироваться как убыток или ущерб (п. 3 статьи 250 НК РФ). Являются ли в данном случае внереализационным доходом Муниципального предприятия денежные средства, взысканные с муниципального образования в субсидиарном порядке на основании решения арбитражного суда, и подлежат ли они включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?
2. Распространяется ли в данном случае действие подпункта 26 пункта 1 ст. 251 НК РФ на денежные средства, взысканные в субсидиарном порядке с собственника имущества (муниципального образования) в пользу Муниципального предприятия?
3. Если вышеуказанные денежные средства подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, как должна определяться дата получения дохода и в соответствии с какой конкретной нормой Налогового кодекса РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета доходов унитарного предприятия в виде сумм, взысканных арбитражным судом с собственника имущества унитарного в порядке привлечения к субсидиарной ответственности, для целей налогообложения прибыли организаций, и сообщает следующее.
Как следует из информации, содержащейся в письме, муниципальное предприятие признано банкротом, и в отношении данного предприятия введена процедура конкурсного производства.
В связи с недостаточностью имущества для расчетов с кредиторами, на основании пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по иску муниципального предприятия решением арбитражного суда с муниципального образования - собственника имущества унитарного предприятия взысканы денежные средства в субсидиарном порядке в пользу этого муниципального унитарного предприятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что денежные средства, взысканные с контролирующих должника лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также взысканные убытки включаются в конкурсную массу.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
Учитывая изложенное, доходы в виде средств, полученных унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия в связи с привлечением собственника к субсидиарной ответственности, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 июля 2013 г. N 03-03-06/1/30463
Текст письма официально опубликован не был