Основные меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания определены Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы". Комплекс данных мер предусматривает совершенствование системы обеспечения качественным горячим питанием обучающихся и обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных учреждениях.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и реализации мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения отмечает, что в процессе школьного образования наряду с материально-техническим состоянием образовательных учреждений существенную роль в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков играют вопросы организации их питания.
К концу 2012-2013 учебного года в Российской Федерации 45,9% общеобразовательных учреждений относятся к I группе санитарно-эпидемиологического благополучия, 52,6% - ко II группе, 1,5% - III группе.
По итогам 2012-2013 учебного года на контроле органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находилось 48942 здания общеобразовательных учреждений, в которых обучалось около 13,1 млн детей.
На окончание 2012-2013 учебного года показатель охвата школьников горячим питанием в целом по Российской Федерации вырос на 1,8% и составил 88,0% (по итогам 2012 года показатель охвата школьников горячим питанием составлял 86,2%).
Наиболее высокие показатели охвата школьников горячим питанием отмечаются в Приволжском (96,5%), Уральском (92,1%) и Сибирском (92,0%) федеральных округах, а наиболее низкие - в Северо-Кавказском (59,6%) федеральном округе. При этом наибольшая прибавка показателя отмечается по Приволжскому (+7,1%) и Центральному (+1,3%) федеральным округам, а отрицательная динамика показателя отмечается по Северо-Кавказскому (-2,1%) и Дальневосточному (-0,3%) федеральным округам.
Среди регионов на первые ранговые места по охвату школьников горячим питанием на окончание 2012-2013 учебного года вышли:
- в Центральном федеральном округе со средним показателем охвата школьников горячим питанием 86,7% - Орловская (100%), Калужская (99,7%) и Смоленская области (99,0%);
- в Северо-Западном федеральном округе со средним показателем охвата школьников горячим питанием 91,1% - Ненецкий АО (100%), Калининградская область (94,0%), г. Санкт-Петербург (93,5%);
- в Южном федеральном округе со средним показателем охвата школьников горячим питанием 87,0% - Краснодарский край (97,4%);
- в Северо-Кавказском федеральном округе со средним показателем охвата школьников горячим питанием 59,6% - Кабардино-Балкарская Республика (86,8%);
- в Приволжском федеральном округе со средним показателем охвата школьников горячим питанием 96,5% - Оренбургская (99%) и Пензенская области (94,4%);
- в Уральском федеральном округе со средним показателем охвата школьников горячим питанием 92,1% - Ханты-Мансийский АО (99,5%);
- в Сибирском федеральном округе со средним показателем охвата школьников горячим питанием 92,0% - Алтайский край и Республика Алтай (96,0%);
- в Дальневосточном федеральном округе со средним показателем охвата школьников горячим питанием 83,7% - Чукотский АО (100,0%), Республика Саха (97,2%) и Еврейская АО (96,6%).
Последние ранговые места с наиболее низким охватом школьников горячим питанием на окончание 2012-13 учебного года заняли:
- по Центральному федеральному округу - Московская (78,9%), Курская (81,1%) и Ярославская области (81,5%);
- по Северо-Западному федеральному округу - Мурманская область (78,5%);
- по Южному федеральному округу - Республика Адыгея (58,6%), Республика Калмыкия (60,5%);
- по Северо-Кавказскому федеральному округу - Республика Ингушетия (10,1%), Республика Дагестан (42,2%);
- по Приволжскому федеральному округу - Самарская область (80,7%);
- по Уральскому федеральному округу - Курганская область (76,0%);
- по Сибирскому федеральному округу - Республика Тыва (65,0%);
- по Дальневосточному федеральному округу - Камчатский (69,2%) и Приморский (73,6%) края.
В части структуры питания следует отметить, что в среднем по Российской Федерации соотношение белков, жиров и углеводов в рационах завтраков составило 1/1/4,2; обедов - 1/1/3,9, что свидетельствует о сбалансированности рационов питания по большинству субъектов Российской Федерации. Средняя калорийность завтрака составила 618 ккал, обедов - 881,7 ккал, что также соответствует физиологической потребности в энергии.
Анализ структуры питания по рационам школьных завтраков показал, что в ряде регионов Российской Федерации (Смоленская, Калининградская и Амурская области, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия), Чукотском АО) отмечается выраженная углеводная модель питания детей.
На сегодняшний день в регионах реализуются 94 региональные целевые программы, включающие вопросы улучшения организации питания школьников, и 1380 муниципальных программ.
Отсутствуют программы по улучшению организации питания школьников:
- региональные программы в Ивановской, Нижегородской и Сахалинской областях, Республике Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республике, Еврейской АО и Чукотском АО;
- муниципальные программы - в Костромской и Самарской областях, Республиках Коми, Калмыкия, Ингушетия, Татарстан, Алтайском крае и Чукотском АО.
В рамках улучшения материально-технической базы общеобразовательных учреждений, прежде всего пищеблоков, планируется:
- реконструкция пищеблоков в 1507 школах (3,1% от всех школ), в том числе: в Костромской области (10,8% пищеблоков), Краснодарском крае (17,2% пищеблоков), Чеченской Республике (14,1%), Пермском крае (20,3%), Свердловской области (13,3%), Алтайском крае (11%) и в других регионах;
- закупка нового технологического оборудования для 5051 школы (11,7% от действующих школ), в том числе: в Краснодарском крае (88,8% пищеблоков), Республике Башкортостан (31,6%), Республике Татарстан (30,8%), Пермском крае (32,7%), Новосибирской области (35,5%).
В целях реализации приоритетных вопросов подготовки образовательных организаций к новому 2013-2014 учебному году и оптимизации механизма их приемки необходимо:
1. Проинформировать органы управления образованием в субъектах Российской Федерации о приоритетных направлениях в решении вопросов улучшения материально-технической базы общеобразовательных учреждений.
2. Принять меры по межведомственному взаимодействию при реализации мероприятий, направленных на обеспечение функционирования всех школ, запланированных к работе в новом учебном году. Особое внимание обратить на вопросы охраны и укрепления здоровья школьников, в том числе:
- состояние и содержание зданий и помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям размещения;
- наличие и оснащение необходимым оборудованием пищеблоков, медицинских кабинетов;
- организацию физиологически полноценного питания;
- наличие необходимого для организации образовательной деятельности набора помещений (учебных кабинетов, физкультурных залов и т.д.);
- оборудование учебных помещений необходимой гигиенически нормируемой мебелью.
3. В ходе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в целях оптимизации его осуществления исходить:
- из сроков выполнения предписаний об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, выданных ранее по результатам плановых и внеплановых проверок общеобразовательных учреждений;
- из обязательного проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы всех образовательных учреждений, особенно относящихся к 3 группе санитарно-эпидемиологического благополучия;
- из результатов мониторинга выполнения ранее выданных планов-заданий, предписаний, которыми предусмотрены вопросы подготовки систем водоснабжения, канализации, освещения, оснащения учебных помещений мебелью, оборудования пищеблока, медицинского кабинета, обеспечения условий для физического воспитания детей.
4. Обеспечить оперативное информирование органов управления образованием в субъектах Российской Федерации:
- о невыполнении планов-заданий и предписаний с указанием конкретного учреждения и предложениях (комплекса принимаемых мер), направленных на принятие управленческих решений по их выполнению;
- об общеобразовательных учреждениях, получивших положительное заключение по итогам проверки готовности этих учреждений к продолжению ведения образовательной, медицинской деятельности и организации питания.
5. Обеспечить представление с 19 июля 2012 года (по пятницам) еженедельных докладов о ходе подготовки и приемки общеобразовательных учреждений к новому 2013-2014 учебному году. Информацию представлять в форме таблиц по системе электронного перевода отчетов на сайт: report.gsen.ru с учетом логина и пароля в период с 00.00 до 14.00 часов.
6. Взять под личный контроль качество и достоверность предоставляемой информации, а также своевременность ее представления.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 июля 2013 г. N 01/7560-13-32 "О подготовке общеобразовательных учреждений к новому 2013-2014 учебному году"
Текст письма официально опубликован не был