Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. N 15497/12 Суд отменил принятые ранее по делу судебные решения и направил дело на новое рассмотрение, поскольку в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер которого определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Клиент хотел, чтобы экспедитор возместил ему убытки, вызванные частичной утратой груза при транспортировке. Товар перевозился автомобилем из Калининграда в Москву транзитом через Литву и Беларусь по накладным CMR, оформленным в соответствии с Женевской Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов и содержащим ссылку на нее.

Президиум ВАС РФ решил, что размер ущерба следовало определять на основе положений указанной конвенции, а не внутреннего российского права.

По буквальному толкованию конвенции в сферу ее применения не попадают транзитные перевозки, осуществляемые через территорию иностранного государства. Но следует учитывать коренное изменение обстоятельств. Конвенцию приняли в период существования СССР, когда Калининградская область не была отделена от единой территории государства. Сейчас же автомобильные перевозки из Калининграда в российские регионы осуществляются транзитом через Литву и Беларусь. По смыслу общепризнанных норм международного права и международных договоров России в области международных перевозок подобные транзитные перевозки считаются международными. Иное толкование лишило бы грузоотправителей (грузополучателей) права на эффективную судебную защиту, на соразмерную компенсацию (при более высокой стоимости перевозки сумма компенсируемого ущерба была бы ниже).

Согласно конвенции размер ущерба, вызванного потерей грузов, определяется на основании их стоимости в месте и во время принятия для перевозки. В силу дополнительного протокола к конвенции в любом случае сумма возмещения не должна превышать 8,33 единицы специальных прав заимствования за 1 кг недостающего веса брутто. При этом размер ответственности перевозчика должен рассчитываться на основе положений протокола, несмотря на отсутствие его ратификации со стороны СССР и России.

 

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. N 15497/12

 

Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2013 г., N 10

 

Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 08.07.2013

 

Номер дела в первой инстанции: А21-10170/2010

 

Истец: ООО "Сентябрь"

Ответчик: ООО "Миа Транс"

Третье лицо: ООО "ЛСВ Транс", ООО "ЛСВ-Транс"

 

Хронология рассмотрения дела:

 

23.04.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 15497/12

 

11.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15497/12

 

04.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15497/12

 

08.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15497/12

 

18.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-875/11

 

29.03.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1373/12

 

24.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-875/11

 

12.09.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8738/11

 

01.04.2011 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10170/10