Письмо Минфина России от 20 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/489
Вопрос: ОАО просит на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 21, пункта 1 и пункта 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) разъяснить порядок налогообложения опционной премии.
ОАО заключило с банками опционные соглашения на покупку акций (CALL), в рамках которых ОАО приобретает право купить у банков акции ряда компаний Российской Федерации, в отношении которых у Общества имелся стратегический рыночный интерес. В соответствии с условиями опционных соглашений ОАО уплачивает банкам премию в размере, установленном опционным соглашением, комиссионное вознаграждение, расчет которого тоже оговорен в опционном соглашении, а также возмещает дополнительные расходы банка, связанные с опционными сделками на основании предоставленного акта возмещения расходов.
Через некоторый период времени (больше года) ввиду утраты интереса к приобретению акций в рамках указанных опционных соглашений ОАО принимает решение не реализовывать право на приобретение акций в рамках указанных опционных соглашений.
Вправе ли общество квалифицировать расходы в виде опционной премии и комиссионное вознаграждение, выплаченные банкам в составе прочих расходов, учитываемых для налоговых целей, в случае отказа от приобретения акций на основании опционных соглашений? При этом в соответствии с учетной политикой общества порядок налогообложения, установленный статьями 301-305 и 326 НК РФ, применяется только в отношении расчетных срочных сделок.
Ответ: Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо о налогообложении опционов и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 301 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс, финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Налогоплательщик вправе с учетом требований статьи 301 Кодекса самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
По вопросу возможности отнесения на расходы премии, уплаченной по опционному контракту, не признаваемому в соответствии с применяемой налогоплательщиком учетной политикой срочной сделкой, сообщаем следующее.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса.
При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.
Согласно статье 326 Кодекса премия по опционному контракту в соответствии с соглашением сторон независимо от его квалификации как финансового инструмента срочной сделки или как сделки с отсрочкой исполнения признается в соответствующих доходах (расходах) единовременно на дату осуществления расчетов по опционной премии для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, независимо от того, исполнен или не исполнен опционный контракт, а также независимо от вида базисного актива.
Учитывая изложенное, если учетной политикой налогоплательщика предусмотрено, что операциями с финансовыми инструментами срочных сделок признаются только расчетные срочные сделки и опционные контракты по своему содержанию предполагают их исполнение путем поставки ценных бумаг, то расходы в виде премии, уплаченной по опционному контракту, в том числе при отказе от исполнения опционного контракта, комиссионного вознаграждения, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, при условии их обоснованности и документальной подтвержденности.
При этом на основании положений статьи 272 Кодекса датой признания указанных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров.
|
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок налогообложения опционной премии.
Указано, что она признается в соответствующих доходах (расходах) единовременно на дату расчетов для налогоплательщиков, применяющих метод начисления. Вида базисного актива не учитывается. Также неважно, исполнен опционный контракт или нет.
Так, если учетной политикой предусмотрено, что операциями с финансовыми инструментами срочных сделок признаются только расчетные, и опционные контракты предполагают их исполнение путем поставки ценных бумаг, то затраты в виде премии учитываются в прочих расходах. Они должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Дата признания расходов - день расчетов по договорам.
Письмо Минфина России от 20 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/489
Текст письма официально опубликован не был