Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2013 г. N 46-АПУ13-15
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Коваля В.С.,
судей Бирюкова Н.И., Земскова Е.Ю.
при секретаре Воронине М.А.
с участием прокурора Никифорова А.Г.,
адвоката Сачковской Е.А.,
осуждённого Болясова С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осуждённого Болясова С.К. и адвоката Бутова С.И. на приговор Самарского областного суда от 28 марта 2013 г., по которому
Болясов С.К., ... несудимый,
осуждён к лишению свободы: по п. "а" ч. 3 ст. 126 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) (похищение братьев В.) на 6 лет; по ч. 4 ст. 159 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ) (хищение ...) на 4 года; по п. "а" ч. 3 ст. 126 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) (похищение братьев В. и их матери) на 6 лет 6 месяцев; по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ) (покушение на мошенничество с квартирой В.) на 3 года 6 месяцев; по пп. "а", "в", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 9 лет с ограничением свободы на 2 года с установлением ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений Болясову С.К. назначено 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 2 года с установлением ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ.
Срок отбывания наказания исчислен Болясову С.К. с 28 марта 2013 г. с зачётом времени содержания под стражей с 20 октября 2011 г. по 27 марта 2013 г.
Постановлено взыскать с Болясова С.К. в пользу В. ... руб. - компенсацию морального вреда.
Заслушав доклад судьи Бирюкова Н.И., выступления осуждённого Болясова С.К., адвоката Сачковской Е.А. в обоснование доводов, изложенных в апелляционных жалобах, мнение прокурора Никифорова А.Г., полагавшего приговор оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
Болясов осуждён за похищение двух лиц из корыстных побуждений, организованной группой, за похищение трёх лиц с применением насилия, опасного для жизни и здоровья из корыстных побуждений, организованной группой, за мошенничество, совершённое путём обмана в крупном размере, организованной группой, за покушение на мошенничество путём обмана в особо крупном размере, организованной группой и за убийство трёх лиц из корыстных побуждений, лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, организованной группой.
Преступления совершены при обстоятельствах, указанных в приговоре.
В апелляционных жалобах осуждённый Болясов и его адвокат Бутов считают, что смягчающие наказание Болясова обстоятельства являются исключительными, дающими основание для применения в отношении Болясова положений п. "и" ч. 1 ст. 61, ст. 64, 69 УК РФ и снижения назначенного наказания. При этом ссылаются на то, что представители прокуратуры при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с Болясовым заявили, что наказание по совокупности преступлений Болясову будет назначено от 5 до 7 лет лишения свободы. Осуждённый Болясов, кроме того, ссылается на то, что государственный обвинитель просил переквалифицировать его действия с п. "а" ч. 3 ст. 126, пп. "а", "в", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ на ч. 2 ст. 33, п. "а" ч. 3 ст. 126, ч. 2 ст. 33, пп. "а", "в", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ и назначить наказание с применением ст. 62, 66 УК РФ.
Государственным обвинителем Петуховым А.В., потерпевшей В. на доводы апелляционных жалоб представлены возражения, в которых они просят приговор суда оставить без изменения.
Рассмотрев материалы уголовного дела, обсудив доводы, приведённые в апелляционных жалобах и возражениях на них, выслушав стороны, Судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.
Как видно из представленных материалов, данное уголовное дело рассмотрено в особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, предусмотренном главой 40 УПК РФ в соответствии со ст. 316, 317.7 УПК РФ. 7 ноября 2011 г. с Болясовым по его ходатайству заключено досудебное соглашение о сотрудничестве в соответствии со ст. 317.1 и 317.2 УПК РФ. Болясов в судебном заседании согласился с предъявленным ему обвинением и поддержал своё ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, подтвердив при этом, что ходатайство им заявлено добровольно, после консультации с защитником, и он осознаёт характер и последствия заявленного ходатайства. Государственный обвинитель против заявленного подсудимым ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства не возражал. При производстве расследования по делу Болясовым даны показания, изобличающие его самого и соучастников преступлений, раскрыты дополнительные обстоятельства причастности к преступлениям других лиц. На основании этого в отдельное производство выделены уголовные дела в отношении трёх лиц, по которым вынесены обвинительные приговоры. Таким образом, Болясов оказал активное содействие следствию в раскрытии и расследовании преступлений, то есть выполнил все условия, предусмотренные заключённым с ним досудебным соглашением о сотрудничестве. Фактические обстоятельства совершённых Болясовым деяний, с которыми он согласился, подтверждены собранными по делу доказательствами.
При таких обстоятельствах суд обоснованно, не проводя в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу, постановил в отношении Болясова обвинительный приговор, правильно квалифицировав его действия в соответствии с предъявленным обвинением и фактически установленными обстоятельствами.
Из протокола судебного заседания следует, что государственный обвинитель не ссылался на необходимость переквалификации содеянного Болясовым с п. "а" ч. 3 ст. 126, пп. "а", "в", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ на ч. 2 ст. 33, п. "а" ч. 3 ст. 126, ч. 2 ст. 33, пп. "а", "в", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 34 УК РФ соисполнители несут уголовную ответственность по статье Особенной части указанного Кодекса за преступление, совершённое ими совместно, без ссылки на ст. 33 УК РФ, поэтому этот довод, приведённый в апелляционной жалобе осуждённого Болясова является несостоятельным.
Доводы адвоката Бутова, приведённые в апелляционной жалобе, о том, что при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве представители прокуратуры якобы обещали Болясову назначения ему наказания по совокупности преступлений от 5 до 7 лет лишения свободы, не соответствуют материалам уголовного дела. В материалах дела имеется ходатайство обвиняемого Болясова и его адвоката Бутова от 15 октября 2012 г. о заключении с Болясовым дополнительного досудебного соглашения о применении при назначении наказания ст. 64 УК РФ и назначении не более 5 лет лишения свободы, а также о принятии мер по сохранению его жизни на стадии предварительного расследования. 17 октября 2012 г. следователем по ОВД СО по г. Самаре СУ СК РФ по Самарской области О. вынесено постановление о возбуждении перед прокурором г. Самары ходатайства о заключении с обвиняемым дополнительного досудебного соглашения. 22 октября 2012 г. заместителем прокурора г. Самары Панюшкиным С.И. в удовлетворении ходатайства о заключении дополнительного досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемым Болясовым отказано, поскольку уголовно-процессуальным законом не предусмотрено внесение дополнений к ранее заключённому досудебному соглашению и заключение дополнительного соглашения.
Наказание Болясову назначено в соответствии с требованиями ст. 6, 60, 62, 66 УК РФ, соразмерно всем установленным по делу обстоятельствам. Судом учтены характер и степень общественной опасности преступлений, положительные данные о личности осуждённого, совершение преступления впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание и наличие смягчающих наказание обстоятельств, таких как явки с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, изобличению соучастников, признание вины и раскаяние в содеянном.
Однако совокупность смягчающих наказание обстоятельств существенно не уменьшает общественную опасность совершённых Болясовым тяжких и особо тяжких преступлений, поэтому оснований для применения к нему ст. 64 УК РФ Судебная коллегия не находит. Довод апелляционной жалобы об обратном несостоятелен.
Назначение Болясову наказания в виде лишения свободы не исключает применения в отношении его мер безопасности в случае необходимости. В соответствии со ст. 317.9 УПК РФ на подозреваемого или обвиняемого, а следовательно, и на осуждённого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, распространяются все меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренные федеральным законом.
Исковые требования о компенсации морального вреда потерпевшей Вознесенской Н.В. разрешены в соответствии с требованиями ст. 151, 1101 ГК РФ, с учётом конкретных обстоятельств дела, нравственных страданий потерпевших, требований разумности и справедливости. Оснований для снижения размера компенсации морального вреда не имеется.
Оснований для отмены либо изменения приговора не имеется ввиду его законности, обоснованности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Самарского областного суда от 28 марта 2013 г. в отношении Болясова С.К. оставить без изменения, а апелляционные жалобы осуждённого Болясова С.К. и адвоката Бутова С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Коваль В.С |
Судьи |
Бирюков Н.И. |
|
Земсков Е.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2013 г. N 46-АПУ13-15
Текст определения официально опубликован не был