Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МедиаФорс" (далее - Заявитель) на действия Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на закупку оборудования для цифровых лабораторий для кабинетов физики, химии, биологии для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Ростовской области в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования (номер извещения 0158200003013000015) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлен последний день подачи заявок на участие в Аукционе на 27.07.2013, то есть на выходной день, без права подать заявку на участие в Аукционе в первый рабочий день после 27.07.2013, то есть 29.07.2013.
2. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в Конкурсной документации, не соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
3. Заказчиком неправомерно установлено требование к участнику размещения заказа самостоятельно указывать цену за единицу товара в проекте контракта. Вместе с тем, Заказчик не дал разъяснений положений документации об Аукционе по существу запроса об указании цен за единицу товара.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 06.06.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 799 601 088 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников размещения заказа;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 02.08.2013.
1. В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
На заседании Комиссии установлено, что последним днем срока подачи заявок на участие в Аукционе является 27.07.2013, то есть суббота - нерабочий день.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что в ближайший следующий за 27.07.2013 рабочий день, то есть 29.07.2013, у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлен последний день подачи заявок на участие в Аукционе на выходной день, без права подать заявку на участие в Аукционе в первый рабочий день, следующий за ним, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 9 "Обоснование начальной (максимально) цены контракта" документации об Аукционе в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов указано обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее расчет цены контракта, сформированный на основании коммерческих предложений поставщиков, также представленных представителем Заказчика на заседание Комиссии, а именно: N 8500 от 21.05.2013, N 8499 от 21.05.2013, N 8498 от 21.05.2013.
Таким образом, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
На заседании Комиссии установлено, что приложением N 1 "Спецификация" к государственному контракту документации об Аукционе предусмотрено раздельное указание цен на каждый вид оборудования, входящий в состав единого лота.
Согласно части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 23.07.2013 размещено разъяснение положений документации об Аукционе в ответ на запрос разъяснений положений документации 21.07.2013 от участника размещения заказа, согласно которому: "Цена за единицу товара должна быть определена по итогам открытого аукциона в электронной форме путем деления общей стоимости всего оборудования одного вида на количество оборудования одного вида".
Согласно разъяснению положений документации об Аукционе от 19.07.2013 Заказчиком указаны следующие сведения: "Цена (тариф) за единицу измерения (руб.) должна быть определена участником размещения заказа, признанным победителем, на стадии заключения государственного контракта при заполнении спецификации. Указанная цена (тариф) за единицу измерения (руб.) определяется путем деления общей стоимости всего оборудования одного вида на количество оборудования одного вида".
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование к участнику размещения заказа самостоятельно указывать цену за единицу товара в проекте контракта, нарушают часть 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, а также в соответствии с пунктом 1.3.2 информационной карты документации об Аукционе местом поставки товара является Ростовская область, при этом адреса поставки товара определяются приложением N 2 проекта контракта.
В соответствии с пунктом 3.6.1 статьи 3 "Условия и порядок поставки и приёмки оборудования" проекта государственного контракта документации об Аукционе: "Поставщик осуществляет отгрузку оборудования одному Грузополучателю по выбору Заказчика в соответствии с отгрузочной разнарядкой, оформленной Заказчиком в соответствии с приложением N 3 к Контракту, содержащей сведения о Грузополучателе".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика подтвердил, что в действующей редакции документации об Аукционе отсутствуют приложения N 2 и N 3, то есть отсутствует указание на адреса поставки оборудования, а также отсутствуют сведения о грузополучателях.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе приложение N 2, приложение N 3 проекта государственного контракта, а именно: место и условия поставки товара, нарушают пункт 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Согласно пункту 1 технической части документации об Аукционе для товара "Беспроводной микроскоп с программным обеспечением" установлено требование "Формат фото JPEG или BMP", однако Заказчик в разъяснении положений документации об Аукционе от 18.07.2013 разъясняет, что микроскоп должен поддерживать оба формата.
Согласно пункту 6 технической части документации об Аукционе для товара "Планшетный регистратор данных" установлено требование "Экран должен обладать функцией работы на прикосновение пальцем или стилусом, размер экрана не менее 6 дюймов, разрешение не менее 1024x600 точек", однако Заказчик в разъяснении положений документации об Аукционе от 18.07.2013 разъясняет, что экран должен обладать функцией работы на прикосновение пальцем и стилусом.
В технической части документации об Аукционе установлены параметры датчиков, требуемых Заказчиком, в том числе: датчик мутности (турбидиметр): точность: не хуже 0,2 NTU; датчик влажности: точность: не хуже
2%; датчик абсолютного давления: точность: не хуже
2%; датчик температуры: точность: не хуже
0,5°С. Однако Заказчик в разъяснении положений документации об Аукционе от 18.07.2013 указал, что в отношении указанных выше характеристик датчиков параметрами "не хуже" являются: для датчика мутности (турбидиметр): точность:
0,2 NTU; для датчика влажности: точность:
2%; для датчика абсолютного давления: точность:
2%; для датчика температуры: точность:
0,5°С.
Таким образом, разъяснение положений документации об Аукционе от 18.07.2013 изменяет суть технической части документации об Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 1 технической части документации об Аукционе содержит сведения: "Беспроводной микроскоп с программным обеспечением: Должно быть не менее трех диапазонов разрешения изображения: 720х480, 640х480, 320х240"; пункт 36 технической части документации об Аукционе содержит сведения: "Беспроводной модуль: Разрешение LCD экрана должно быть: не менее 128х64". То есть по показателям "разрешение изображения" и "разрешение экрана" отсутствуют единицы измерения с учетом того, что указанные показатели могут измеряться в различных единицах измерения. Так, например, согласно пункту 6 "Планшетный регистратор данных" технической части документации об Аукционе Заказчиком установлено "размер экрана не менее 6 дюймов, разрешение не менее 1024х600 точек". Однако, в ответе на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчик по пункту 36 "Разрешение LCD экрана должно быть: не менее 128х64" конкретизирует единицу измерения как "пиксель".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
7. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 2.5 проекта государственного контракта содержит сведения: "По факту поставки оборудования Поставщик обязан предоставить Заказчику документы, среди которых "список лиц, прошедших обучение в соответствии с п. 3.4. Контракта". Пунктом 3.4 проекта государственного контракта установлено: "Обучение лиц, осуществляющих использование оборудования, проводится на площадках Грузополучателей. Перечень указанных лиц определяется руководителями Грузополучателей. Обучение проводится Поставщиком в объеме не менее 6 академических часов. Обучение лиц, осуществляющих использование оборудования, должно быть проведено в срок не позднее 01.12.2013. По результатам проведения обучения Поставщиком и Грузополучателем подписывается список лиц, прошедших обучение".
В связи с тем, что обучение лиц, осуществляющих использование оборудования, включено в предмет контракта, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не указан объем выполняемых работ по предмету контракта в части количества обучающихся лиц, что является нарушением пункта 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МедиаФорс" обоснованной в части установления Заказчиком необходимости участнику размещения заказа указывать цену за единицу товара в проекте контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 7 части 4 статьи 41.6, части 2 статьи 41.12, части 5 статьи 41.7, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов от 30.07.2013 по делу N К-1222/13, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 30.07.2013 по делу N К-1222/13 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном расследовании, материалы по делу от 30.07.2013 N К-1224/13 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном расследовании не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 июля 2013 г. N К-1224/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был