Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Красильниковой М.А.,
старшего государственного инспектора отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Набатовой Е.Д.,
при участии представителей Министерства спорта Российской Федерации Филатова П.Д., ООО "Фишка" Толстых А.А., Полянина К.М., представители ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Фишка" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства спорта Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Министерством спорта Российской Федерации (далее - Заказчик), ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта "на выполнение работ по информационному обеспечению федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (номер извещения 0173100014413000048) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 01.07.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 176 100 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 (три) заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе не допущен ни один участник размещения заказа;
5) согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 21.07.2013 N 64 Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 21.07.2013 N 64 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием заявки требованиям документации об Аукционе, а именно: гоночные лыжи, предлагаемые для использования при оказании услуг участником размещения заказа, подавшим заявку N 3, не соответствуют требованиям показателей качества, установленных в документации об Аукционе, в том числе по массе лыж.
В соответствии с приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено требование, в том числе: "Гоночные лыжи для взрослых. Масса лыжи должна быть менее 850 г".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит, в том числе, следующие сведения: "Гоночные лыжи для взрослых. Масса лыжи будет 850 г", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар первая часть заявки участника размещения должна содержать: а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов Заказчиком в пункте 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела I документации об Аукционе установлено, что "первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при условии размещения заказа на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара".
Предметом размещаемого заказа является выполнение работ по информационному обеспечению федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы. При этом в рамках исполнения условий государственного контракта необходимо, в том числе поставить велосипед для взрослых, лыжи для взрослых, гоночные лыжи для взрослых, коньки для фигурного катания с ботинками, беговые коньки с ботинками, сумку спортивную, металлическую кружку с теплораспределительным слоем на дне из меди и сплавов, термос, ракетки теннисные и набор из трех теннисных мячей, джемпер, блокнот на пружине, пакеты, одеяло и прочее. Вместе с тем, поставка товаров является лишь частью работ, предусмотренных предметом контракта и не входит в основные работы.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе указаны следующие характеристики товаров:
- по позиции "папка" приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено требование, в том числе: Предел прочности растяжении в поперечном направлении, МПа (кгс/мм) не менее 20 (2,0). Влажность, % должна быть 6 - 12; Шнур должен быть технический специальный хлопчатобумажный шнур марки ШХБ-125 или ШХБ-110 или ШХБ-60 или ШХБ-50 или ШХБ-20. Линейная плотность шнура, г/м, не более 11,0, Число нитей в оплетке шнура должно быть более 15 шт. Плотность плетения на 1 см, не менее 4,5. Номинальная ширина шнура должна быть не менее 3,5. Разрывная нагрузка шнура, Н, должна быть не менее 20. Для заклеивания завязок следует применять поливинилацетатную гомополимерную грубодисперсную дисперсию. ДФ 51/10С или ДФ 51/15С или ДФ 51/15В или ДФ 51/15ВП. Непластифицированная или пластифицированная. Сорт 1ый или высший. Массовая доля остаточного мономера, %, не более 0,5. Клеящая способность, Н/м, (кгс/см), не менее 400. Условная вязкость по стандартной кружке, ВМС, с, должна быть 11 - 120. Осаждение при разбавлении не более 5%. Динамическая вязкость, должна быть 1 - 15;
- по позиции "велосипед для взрослых" приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено требование, в том числе: При этом наименьшее расстояние между колесом велосипеда и какой-либо деталью педали, находящейся в любом положении, должно быть не менее 89 мм;
- по позиции "лыжи для взрослых" приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено требование, в том числе: Лыжи должны быть изготовлены из бревен диаметром не менее 16 см, Максимальное простое расстояние между скользящей поверхностью ненагруженной лыжи и горизонтальной поверхностью кривизны, проценты от длины бревна должно быть не более 2,0; максимальная глубина механических повреждений открытой прорости, сухобокости и рака должна быть не более суммы 0,1 диаметра верхнего торца и полуразности диаметров в месте повреждения и в верхнем торце; максимально допустимая толщина вырезки механических повреждений, прорости, сухобокости, трещин от усушки, доли диаметра бревна, не более 0,33; максимально допустимая высота сучьев (от коры) не должна превышать 2 см. Газопроницаемость, азоту Газопроницаемость, кислороду 8·10-14-5·10-13 Газопроницаемость, углекислому газу . Газопроницаемость, водороду . Паропроницаемость, ч 0,5-30. Водопоглощение за 24 ч при 20°С, % - 0,01. Диэлектрическая проницаемость при 106 Гц и 20°С - 2,2. Тангенс угла диэлектрических потерь должен быть при 106 Гц и 20°С 0,0003;
- по позиции "одеяло" приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено требование, в том числе: Разрывная нагрузка по основе полоски одеяла размером 50X100 мм, Н, не менее 147. Удлинение по утку при разрыве полоски одеяла размером 50X100 мм, %, не менее 7. Массовая доля остаточного жира, %, не более 2,5. Стойкость ворса к истиранию, циклы, не менее, для одеял 1200. Закатываемость ворса, (количество косиц на 1 , не более 7. Норма устойчивости к воздействию сухого трения не менее 3 баллов".
Таким образом, Заказчик установил в документации об Аукционе предельно детальные характеристики требуемых к поставке товаров, указание в заявке на участие в Аукционе которых возможно лишь при наличии таких товаров у участников размещения заказа, что ограничивает круг участников размещения заказа, поскольку Закон о размещении заказов не обязывает участников размещения заказа на момент подачи заявок на участие в Аукционе иметь в наличии требуемые товары.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе требований к товарам, ограничивающим количество участников размещения заказа, нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с документацией об Аукционе Заказчиком установлены требования, в том числе к гоночным лыжам для взрослых. Например: товар должен соответствовать, в том числе ГОСТ 30198-94.
Согласно приложению N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, установлены требования к гоночным лыжам для взрослых, в том числе: "Масса лыжи должна быть менее 850 г. Разрушающая нагрузка при статическом изгибе в средней и передней лыжи должна быть не менее 1300 Н. Сила удержания шурупов должна быть не менее 1300 Н".
Вместе с тем, пунктом 3.1 ГОСТ 30198-94 установлено, что гоночные лыжи мастерские длиной 1750 мм имеют массу не более 520 г, длиной 2100 мм. Имеют массу 670 г. Лыжи для спортсменов любителей длиной 1750 мм имеют массу 630 г., лыжи длиной 2100 мм имеют массу 820 г.
Пунктом 4.2.7 ГОСТ 30198-94 установлено, что "Разрушающая нагрузка при статическом изгибе должна быть не менее 3200 Н в средней части и 1300 Н в передней части лыжи.
Пунктом 4.2.10 ГОСТ 30198-94 установлено, что "Сила удержания шурупов должна быть не менее 1600 Н для лыж длиной 1800 мм и более; не менее 1300 Н для лыж длиной менее 1800 мм".
Таким образом, требования документации об Аукционе расширяют диапазон значений, установленный ГОСТ 30198-94, что не позволяет участнику размещения заказа указать соответствующие требованиям документации об Аукционе характеристики товара.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона размещении заказов.
4. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части I "Заполнение первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" Подраздела "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе Заказчиком установлено, что "Требования к техническим характеристикам товаров (материалам и конструкциям), которые должны применяться при выполнении работ, а также максимальные и/или минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, определяющие качество товара, используемого при выполнении работ по предмету аукциона в электронной форме, его технические, функциональные и иные характеристики установлены Техническим заданием и Приложением N 1 к Техническому заданию, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе.
- Если в Техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами "не более" или "не менее", участником размещение заказа в предложении устанавливается конкретное значения.
- Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого не может изменяться в ту или иную сторону, участником размещения заказа должен быть предложен товар именно с таким значением показателя.
- Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается фразой "в пределах диапазона", или значение такого показателя сопровождается фразой "не более", участником размещения заказа должен быть предложен товар со значением показателя, соответствующим заявленным требованиям, то есть точно таким же либо попадающим в обозначенный в Техническом задании диапазон, но без сопровождения фразами "не более".
- Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого сопровождается фразой "не менее", участником размещения заказа должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "поглощающим" заданный Техническим заданием диапазон, но без сопровождения фразой "не менее".
Согласно приложению N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, установлены следующие требования, в том числе:
- "компакт диск" - "Предельное отклонение номинальной линейной скорости на одном компакт-диске не должно быть более, . Расстояние между двумя любыми соседними дорожками записи, мкм, должно быть ";
- "папка" - "Завязки обложек диаметром мм длиной мм должны быть приклеены на внутренней стороне обложки с выводом концов через просечки на внешнюю сторону";
- "лыжи для взрослых" - "Предельное отклонение по толщине должно быть не более мм. Допускаемое отклонение по линейной плотности, % не более ";
- "гоночные лыжи для взрослых" - "Средняя часть лыжи должна быть шириной мм";
- "блокнот на пружине" - "Допуск по формату не должен превышать " и иные.
Вместе с тем, инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе не установлено, в каком именно значении (диапазонном или конкретном) необходимо указывать участникам размещения заказа показатели предлагаемого к поставке товара в своих заявках на участие в Аукционе (например, такие показатели, как: не более , должна быть мм и иные), в связи с чем, не представляется возможным заполнить заявку, соответствующую требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, Заказчик, не установив в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушил пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Действия Заказчика, выразившиеся в утверждении документации об Аукционе с нарушением требований части 1, пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Фишка" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1, пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 01.08.2013 N К-1244/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2013 г. N К-1244/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был