Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СтройПроектСервис" (далее - Заявитель) на действия ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссии Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Федеральным казенным учреждением "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска км 155 - км 165, Амурская область (номер извещения 0322100024513000128) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Оператора электронной площадки, Аукционной комиссии.
1. Оператором электронной площадки неправомерно не представлены Заявителю сведения о составе Аукционной комиссии, номера и даты протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
2. Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика, Оператора электронной площадки не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 28.06.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 310 796 988 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 01.08.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "Стройсервис" с минимальным предложением о цене контракта 1 284 581 048,24 рублей.
1. Согласно части 8 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов протокола или с момента размещения на электронной площадке протокола в соответствии с частью 7 статьи 41.9 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан направить участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, уведомление о принятом в отношении поданной таким участником открытого аукциона заявки на участие в открытом аукционе решении.
При этом Законом о размещении заказов не предусмотрена обязанность Оператора электронной площадки в уведомлении, направляемом участнику размещения заказа, указывать дату и номер протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, а также состав Аукционной комиссии.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператором электронной площадки неправомерно не представлены Заявителю сведения о составе Аукционной комиссии, номера и даты протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, признан несостоятельным.
2. В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 29.07.2013 N 0322100024513000128-1 (далее - Протокол рассмотрения первых частей заявок) Заявителю отказано в допуске, в том числе, в связи с тем, что: "из данного предложения участника, представленного им в заявке на участие в аукционе, комиссия не имеет возможности сделать вывод о конкретных показателях предлагаемого к использованию при выполнении работ товаре, что не соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме".
В разделах "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа А, марки II на ПБВ", "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки I, II" Приложения N 5 документации об Аукционе установлены требования: "Истинная плотность песка из отсева дробления должна быть от 2,3 г/см3 до 3,0 г/см3".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка Заявителя не содержит значения по показателям истинной плотности песка.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционная комиссия правомерно приняла решение о недопуске Заявителя к участию в Аукционе.
Вместе с тем, согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок участнику размещения заказа с номером заявки 2 отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением в заявке на участие в Аукционе недостоверных сведений.
В разделах "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа А, марки II на ПБВ", "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки I", "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки II" Приложения N 5 документации об Аукционе установлены требования к пористости минеральной части асфальтобетонных смесей, согласно которым "Пористость минеральной части должна быть, % от 14 до 19%".
Изучив первую часть заявки участника размещения заказа с номером заявки 2 на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующие значения по указанным показателям: пористость минеральной части для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А, марки II на ПБВ - 17,2%, пористость минеральной части для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б, марки I - 16,3%, пористость минеральной части для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б, марки II - 16,7%.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пористость минеральной части асфальтобетонных смесей рассчитываются по формулам, указанным в ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства" на основании других показателей. При этом согласно расчетам по указанному ГОСТу, осуществляемым на основании значений показателей, указанных в заявке участника размещения заказа с номером заявки 2 на участие в Аукционе, пористость минеральной части для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А, марки II на ПБВ должна составлять 11,3%, пористость минеральной части для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б, марки I - 16,5%, пористость минеральной части для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б, марки II - 16,9%.
Вместе с тем, в Приложении N 5 документации об Аукционе отсутствует требование о соответствии значений показателей требованиям ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства".
Кроме того, согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению. При этом на заседании Комиссии установлено, что установленная Заказчиком в документации об Аукционе инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе не регулирует порядок заполнения заявки в части указания значений показателей на основании математических расчетов.
Кроме того, в разделе "Ограждения дорожные металлические барьерного типа" Приложения N 5 документации об Аукционе установлены следующие требования: "Световозвращатели, должны быть изготовлены по ГОСТ Р 50971, размещены в углублении в средней части поперечного профиля балки. Световозвращатели устанавливают по всей длине ограждения с интервалом 4 м (в т.ч. на участках отгона и понижения).
Координаты цветности угловых точек цветовых областей световозвращающих элементов для условий ночного освещения источником света типа А определяют по ГОСТ Р 41.27 при угле освещения b2 = +5°, b1 = 0° и угле наблюдения .
Для световозвращающих элементов координаты (х, у) угловых точек цветовых областей, определяемых в колориметрической системе МКО 1931 г. [1] для источника типа А по ГОСТ 7721 при условиях измерения, указанных в ниже, должны соответствовать приведенным в таблице.
Координаты цветности угловых точек цветовых областей световозвращающих элементов для условий ночного освещения источником света типа А определяют по ГОСТ Р 41.27 при угле освещения b2 = +5°, b1 = 0° и угле наблюдения .
Координаты цветности и значения коэффициента яркости образцов световозвращателей со световозвращающими элементами пленочного типа для условий дневного освещения источником света типа Д65 при геометрии измерения 45°/0° определяют по ГОСТ Р 52290. Координаты цветности, x, y должны соответствовать области ограниченной координатами цветности угловых точек цветовых областей".
При этом указаны координаты цветности угловых точек цветовых областей:
Цвет |
1 |
2 |
|
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
x |
y |
x |
y |
x |
y |
x |
y |
x |
y |
||
Белый |
0,390 |
0,410 |
0,440 |
0,440 |
0,500 |
0,440 |
0,500 |
0,390 |
0,420 |
0,370 |
||
Желтый |
0,513 |
0,487 |
0,500 |
0,470 |
0,545 |
0,425 |
0,572 |
0,425 |
- |
- |
||
Красный |
0,652 |
0,348 |
0,622 |
0,348 |
0,714 |
0,256 |
0,735 |
0,265 |
- |
- |
Вместе с тем, из данной таблицы не представляется возможным определить, являются ли эти показатели максимальными и минимальными значениями или значениями, которые не могут изменяться.
В разделе "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марок I, II" Приложения N 5 документации об Аукционе установлены следующие требования: "Для песка природного полный остаток песка на сите с сеткой N 063 должен соответствовать значениям: Повышенной крупности св. 65 до 75; крупный св. 45 до 65; средний св. 30 до 45; мелкий св. 10 до 30; очень мелкий до 10; тонкий, очень тонкий не нормируется. Содержание зерен крупностью св. 10, 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений для I класса: Повышенной крупности, крупный и средний - св.10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 5; Менее 0,16 мм - 5; Мелкий - св. 10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 5; Менее 0,16 мм - 10. Для II класса Повышенной крупности св. 10мм - 5; Св. 5 мм - 20; Менее 0,16 мм - 10; крупный и средний св.10мм - 5; Св. 5 мм - 15; Менее 0,16 мм - 15; мелкий и очень мелкий - св. 10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 10; Менее 0,16 мм - 20; тонкий и очень тонкий не допускается св. 10 мм, св .5 мм, Менее 0,16".
При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено, какие из перечисленных характеристик товара необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе в качестве конкретных показателей.
Также, на заседании Комиссии установлено, что Приложением N 5 документации об Аукционе в разделе "Крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь марки I, II" для гравийно-песчаной смеси установлены следующие требования "Зерновой состав гравия, входящего в состав природной песчано-гравийной смеси, Размер контрольных сит, мм Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0-15, Размер контрольных сит, мм 2Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0, Зерновой состав гравия, входящего в состав обогащенной песчано-гравийной смеси Размер контрольных сит, мм 0,5 (Dmin + Dmax) Полный остаток на ситах по массе, % 40-80; Размер контрольных сит, мм Dmax- Полный остаток на ситах по массе, % 0-10; Размер контрольных сит, мм 1,25 Dmax- Полный остаток на ситах по массе, % 0; Полные остатки на контрольных ситах при рассеве для щебня и гравия должны соответствовать, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.: Диаметр отверстий контрольных сит, мм - d Полные остатки на ситах, % по массе от 90 до 100; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 0,5 (d + D) Полные остатки на ситах, % по массе От 30 до 60; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - D Полные остатки на ситах, % по массе до 10; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 1,25 D Полные остатки на ситах, % по массе до 0,5; Для щебня и гравия фракций от 5 (3) до 10 мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм применяют дополнительно: нижние сита 2,5 мм (1,25 мм), полный остаток на которых должен быть от 95% до 100%". При этом из документации об Аукционе не усматривается порядок заполнения заявки на участие в Аукционе в части указания значений полного остатка на ситах.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленная Заказчиком в документации об Аукционе инструкция не регулирует порядок заполнения заявки в части расчета значений пористости минеральной части, остаточной пористости, а также указания значений показателей: координаты цветности; полные остатки на контрольных ситах при рассеве для щебня, песчано-гравийной смеси, для щебня и гравия; размер зерен для крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси марок I, II, не позволяет участникам размещения заказов сформировать заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцию, в соответствии с которой участникам размещения заказа необходимо представить в заявке на участие в Аукционе сведения о показателях товара, используемого при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в связи с тем, что Заказчиком не установлены в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкция, позволяющая заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Заказчика, Комиссия считает, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участнику размещения заказа с номером заявки 2 в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Разделом "Бетонная смесь. В15F300W6, B15F300W6 гидротехническая, B20F300W6, B25F300W6" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено, в том числе, требование: "При указании состава бетонной смеси необходимо указать водно-цементное отношение, долю песка в смеси, заполнителей и расход добавки". При этом указанным пунктом документации об Аукционе не установлены максимальные и минимальные значения показателей для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, и значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, разделом "Бетонная смесь. В15F300W6, B15F300W6 гидротехническая, B20F300W6, B25F300W6" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено, в том числе, требование к воде для бетонов и строительных растворов. В составе указанного раздела содержится Таблица N 3, в которой указан показатель "Грубодисперсные примеси в воде после промывки оборудования по приготовлению и транспортированию бетонных и растворных смесей". При этом указана ссылка "См. приложение В".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в разделе "Бетонная смесь. В15F300W6, B15F300W6 гидротехническая, B20F300W6, B25F300W6" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено требование о соответствии воды для бетонов и строительных растворов требованиям ГОСТа 23732-2011. При этом указанное в документации об Аукционе "Приложение В" также относится к ГОСТу 23732-2011.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в разделе "Бетонная смесь. В15F300W6, B15F300W6 гидротехническая, B20F300W6, B25F300W6" Приложения N 5 документации об Аукционе не установлены максимальные и минимальные значения показателей для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, своим потребностям, значения показателей, которые не могут изменяться, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4. В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Вместе с тем, пунктом 4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что Заказчик вправе произвести авансирование подрядчику части стоимости подрядных работ в размере до 30 процентов от суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, после получения денежных средств из федерального бюджета, а также последующее авансирование выполняемых работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы последующего авансирования не более 70 процентов суммы государственного контракта).
Таким образом, не установив в документации об Аукционе размер авансирования, Заказчик нарушил пункт 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Указанные в пунктах 3, 4 настоящего решения нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
В Приложении N 5 документации об Аукционе в разделе "Материалы для дорожной разметки" установлено, в том числе, следующее требование: "Степень перетира, мм: не более 70".
Вместе с тем, разъяснением положений документации об Аукционе, размещенным 15.07.2013 на Официальном сайте установлено, что "участнику размещения заказа за единицу измерения степени перетира при указании конкретного показателя следует принимать единицу измерения: мкм".
Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройПроектСервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 8 части 4 статьи 41.6, части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
4. В связи с тем, что Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов по делу от 05.08.2013 N К-1249/13, предписание по настоящему делу не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 05.08.2013 по делу N К-1249/13 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного расследования, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного расследования не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 августа 2013 г. N К-1264/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был