Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо о применении Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" (далее - Закон N 41-ФЗ) и в пределах компетенции сообщает, что большинство поставленных в указанном письме вопросов в соответствии с положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, относятся к компетенции Минрегиона России.
Вместе с тем по поставленным в письме вопросам считаем возможным сообщить следующее.
1. По вопросу, являются ли сети инженерно-технического обеспечения, необходимые для функционирования конкретного объекта капитального строительства (внутриквартальные подводящие сети), линейными объектами, и требуется ли предоставление земельных участков для их строительства, получение разрешения на строительство и разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории относительно данных сетей.
На основании пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", сети инженерно-технического обеспечения представляют собой совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
С учетом того, что сети инженерно-технического обеспечения являются прежде всего системой трубопроводов, предназначенных для таких целей, как тепло-, газо-, водоснабжение, то, по мнению Департамента недвижимости, указанные сети возможно отнести к линейным объектам.
2. По вопросу, является ли разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории необходимой в случае, если разрешение на строительство линейного объекта выдано до вступления в силу Закона N 41-ФЗ.
В настоящее время согласно пункту 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции Закона N 41-ФЗ для выдачи разрешения на строительство линейного объекта требуется проект планировки территории и проект межевания территории.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство требуется, в том числе, схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам. Наличие указанной схемы планировочной организации земельного участка предусматривалось также в Градостроительном кодексе до вступления в силу Закона N 41-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпунктом "в" пункта 2 части 7 статьи 51" следует читать "подпунктом "в" пункта 3 части 7 статьи 51"
Если разрешение на строительство линейных объектов было выдано до вступления в силу Закона N 41-ФЗ, то наличие проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется.
3. По вопросу, могут ли материалы, входящие в состав генерального плана городского округа, рассматриваться в качестве документа, определяющего место размещения магистральных сетей, автодорог и других линейных объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В документах территориального планирования определено назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
В свою очередь, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. На основании части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса проект планировки территории составляется с учетом требований генерального плана.
Соответственно, именно проект планировки территории определяет в конечном счете местоположение линейного объекта.
Таким образом, документы территориального планирования и документация по планировке территории не являются взаимозаменяемыми документами. При этом проект планировки территории может быть составлен и в отношении так называемой "сложившейся" застройки.
4. По вопросу предоставления земельных участков под строительство линейных объектов, проходящих по земельным участкам, находящихся в разных формах собственности (частная, федеральная и др.), и территориям, права на которые не оформлены в установленном порядке.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Размещение линейного объекта на земельном участке, находящемся в частной собственности, для строительства линейного объекта, возможно осуществить на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят для муниципальных нужд по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса.
В настоящее время Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов" (далее - законопроект), которым предусматривается комплексное правовое регулирование сервитутов.
Принципиальным нововведением является возможность установления публичных сервитутов в отношении земельных участков для размещения линий связи и электропередач, трубопроводов и других линейных сооружений. Вводится возможность не только эксплуатации и ремонта существующих линейных объектов, но и строительства новых линейных объектов на условиях публичного сервитута.
Законопроект расширяет круг лиц, с которыми могут быть заключены соглашения об установлении сервитута. Заинтересованное лицо может требовать установление сервитута не только у собственника земельного участка, но и у лица, которому земельный участок предоставлен во владение или пользование.
Также законопроектом предусматривается определение условий установления публичного сервитута, оснований для отказа в его установлении, уточняются основания для прекращения сервитутов.
Предлагаемые законопроектом нововведения позволят, в том числе, не образовывать земельные участки для целей установления публичного сервитута, в связи с чем не потребуется проведения связанных с этим кадастровых работ.
Кроме того, законопроектом предлагается:
- осуществлять работы на условиях публичного сервитута без изменения категории земельного участка и его разрешенного использования;
- установить четкий порядок определения платы за установление сервитута;
- установить возможность осуществления обладателем публичного сервитута любой деятельности, необходимой для достижения целей установленного сервитута, в том числе в установленных границах сервитута иметь свободный доступ на земельный участок, осуществлять строительство, ремонт, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию сооружений, являющихся собственностью обладателя сервитута, для использования которых установлен сервитут, осуществлять земляные работы, доставку техники, материалов и т.п.;
- осуществлять внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о публичном сервитуте в порядке информационного взаимодействия, при этом заявления со стороны линейных организаций о проведении государственного кадастрового учета не потребуется (сведения о границах действия публичного сервитута представляются принявшим решение о его установлении органом власти и вносятся в кадастр как сведения о зонах с особыми условиями использования территории).
Внесение изменений в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" позволит собственникам линейных сооружений не переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретать земельные участки в собственность, а оформить свои права на условиях сервитута.
После согласования с заинтересованными органами исполнительной власти и получения заключения Минюста России законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации.
5. По вопросу о необходимости предоставления земельного участка под строительство линейного объекта, имеющего подземную и надземную части (путепровод, линия уличного освещения, надземный переход), сообщаем, что строительство объекта капитального строительства, в том числе, линейного объекта подразумевает наличие предоставленного и оформленного в установленном порядке прав на земельный участок или его часть. В противном случае выдача разрешения на строительство не допускается. В связи с этим, земельным и градостроительным законодательством предусмотрена необходимость предоставления земельного участка, в том числе, для строительства линейного объекта.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 июня 2011 г. N Д23-2578 "О применении Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был