Настоящее Положение вводится в действие с 1 сентября 1996 г.
Положение
о восстановительных поездах на железнодорожном транспорте Российской Федерации
(утв. Министерством путей сообщения РФ 2 февраля 1996 г. N ЦРБ-364)
1. Общие положения
1.1. Восстановительные поезда на железнодорожном транспорте создаются на отделениях железных дорог и относятся к специальным формированиям Министерства путей сообщения Российской Федерации, которые предназначаются для ликвидации последствий сходов с рельсов и столкновений подвижного состава, а также оказания помощи при стихийных бедствиях.
Восстановительные поезда участвуют в составе единой Российской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве аварийно-восстановительных сил и средств.
1.2. Непосредственное руководство восстановительными поездами осуществляется начальником отделения железной дороги. Решение о направлении восстановительных поездов на другие отделения железной дороги и на соседнюю железную дорогу для ликвидации последствий схода с рельсов и столкновений подвижного состава, стихийных бедствий принимается начальником железной дороги, главным ревизором железной дороги по безопасности движения поездов или его заместителем, ведающим восстановительными средствами железной дороги, дорожным диспетчером с последующим докладом начальнику железной дороги, главному ревизору железной дороги по безопасности движения поездов или его заместителю.
1.3. Восстановительные поезда создаются и реорганизуются по указанию Министерства путей сообщения Российской Федерации. Пункты постоянной дислокации восстановительных поездов утверждаются Главным управлением по безопасности движения и экологии Министерства путей сообщения Российской Федерации по представлению железных дорог.
Железнодорожные участки выезда (обслуживания) восстановительного поезда устанавливаются начальником железной дороги.
Расстояние между пунктами постоянной дислокации восстановительных поездов должно быть не более 200 км.
1.4. Восстановительный поезд должен размещаться на крупной железнодорожной станции (грузовой, пассажирской, сортировочной, участковой), на которой имеется рабочий локомотивный парк.
1.5. Место (путь стоянки) восстановительного поезда на строящейся или реконструируемой станции должно предусматриваться в проекте, а на действующей - определяться комиссией. Комиссия назначается приказом начальника отделения железной дороги, в состав которой входят специалисты: локомотивного хозяйства, перевозок, пути, водо- и электроснабжения, сигнализации и связи, восстановительного поезда.
1.6. Место стоянки восстановительного поезда должно располагаться, как правило, на путях с двухсторонним выходом и должно быть оснащено стационарными производственно-бытовыми помещениями для хранения топлива и горюче-смазочных материалов.
Постановка другого подвижного состава, включая пожарный поезд, на путь стоянки восстановительного поезда запрещается.
1.7. Штатное расписание восстановительного поезда устанавливается начальником отделения железной дороги по согласованию с главным ревизором железной дороги по безопасности движения поездов с учетом Примерного перечня работников восстановительного поезда (приложение 1). При этом необходимо исходить из технической оснащенности восстановительного поезда грузоподъемной и тяговой техникой, подвижным составом, оборудованием и т.п.
Прием и увольнение работников восстановительного поезда производятся начальником отделения железной дороги по представлению начальника восстановительного поезда.
1.8. Использование грузоподъемных кранов, тяговой техники восстановительных поездов на железной дороге их приписки производится с разрешения главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов, а при необходимости использования указанной техники на другой железной дороге - начальника Главного управления по безопасности движения и экологии Министерства путей сообщения Российской Федерации.
1.9. На железнодорожных станциях, перечень которых утверждается начальником отделения железной дороги, начальник восстановительного поезда совместно с начальниками железнодорожных станций, на участках выезда (обслуживания) восстановительного поезда, для подъемки сошедшего с рельсов подвижного состава (при несложных сходах подвижного состава на станционных путях в количестве 1-3 единиц) создают запас подъемно-накаточного оборудования (накаточные башмаки, гидравлические домкраты с ручным приводом грузоподъемностью до 30 т, стальной канат 0 30-40 мм и другое оборудование).
Указанное оборудование передается начальником восстановительного поезда по приемо-передаточному акту начальнику железнодорожной станции, который в дальнейшем несет ответственность за сохранность и технически исправное содержание оборудования. Хранение оборудования в отдельных случаях допускается в крытых вагонах.
К выполнению работ по подъемке сошедшего с рельсов подвижного состава начальник железнодорожной станции привлекает работников станции, путевого хозяйства, сигнализации и связи, энергоснабжения и других работников, прошедших обучение в восстановительном поезде и получивших право вести восстановительные работы.
2. Порядок формирования и техническая оснащенность восстановительного поезда
2.1. Восстановительный поезд формируется подвижным составом в соответствии с Примерным табелем оснащения восстановительного поезда (приложение 2, пункт 1).
Схема формирования восстановительного поезда утверждается главным ревизором железной дороги по безопасности движения поездов или его заместителем, ведающим восстановительными средствами железной дороги.
2.2. Общую политику в развитии технических средств восстановительных поездов сети железных дорог определяет Главное управление по безопасности движения и экологии Министерства путей сообщения Российской Федерации.
2.3. Оснащение восстановительного поезда грузоподъемной, тяговой, транспортной техникой, накаточным, силовым и другим оборудованием, материалами, инструментом, инвентарем, защитной и инвентарной спецодеждой производится за счет средств железной дороги и отделения железной дороги в соответствии с Примерным табелем оснащения восстановительного поезда (приложение 2, пункты 2-12).
2.4. Подвижной состав, крановая и тяговая техника, оборудование, служебно-бытовые помещения восстановительного поезда находятся на балансе отделения железной дороги или управления железной дороги, где нет отделений.
2.5. Пополнение восстановительного поезда материалами, запасными частями, инструментом, инвентарем, спецодеждой, горюче-смазочными и другими материалами до норм неснижаемого запаса производится через предприятие материально-технического снабжения отделения железной дороги.
2.6. Все материалы и оборудование размещаются в специальных крытых вагонах и на платформах в порядке, обеспечивающем их сохранность, безопасность движения, хорошую доступность, быстроту и удобство выгрузки и погрузки, соблюдение правил и норм охраны труда и требований производственной эстетики.
Подвижной состав восстановительного поезда должен иметь хорошее внутреннее и наружное освещение, оборудован съемными или выдвижными лестницами, а на месте стоянки - приставными лестничными тумбами для свободного входа и обслуживания имеющихся средств.
2.7. Передача имущества восстановительного поезда, находящегося в федеральной собственности, и списание его с баланса отделения железной дороги производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.8. Оборудование и материалы путевого хозяйства, средства связи, запасные части и вагонные тележки, временно хранящиеся в восстановительных поездах, находятся на балансе соответствующих предприятий отделения железной дороги.
Ответственность за своевременное укомплектование и исправное техническое состояние данного оборудования, материалов и запасных частей возлагается на руководителей соответствующих предприятий отделения железной дороги, а за сохранность - на начальника восстановительного поезда.
3. Порядок ремонта и содержания восстановительного поезда
3.1. Подвижной состав, механизмы и оборудование восстановительного поезда должны содержаться в технически исправном состоянии, что обеспечивается обязательным выполнением установленной системы ремонтов и осмотров.
Капитальный и деповской ремонт вагонов, капитальный и средний ремонт грузоподъемных кранов, тяговой и другой техники организовывается отделением железной дороги по плану управления железной дороги согласно правилам ремонта и инструкциям Министерства путей сообщения Российской Федерации.
3.2. Начальник восстановительного поезда обязан:
3.2.1. обеспечить содержание подвижного состава, грузоподъемных кранов, тяговой техники, оборудования, механизмов в исправном состоянии и постоянной готовности к работе;
3.2.2. постоянно работать по оснащению восстановительного поезда приспособлениями, ускоряющими и облегчающими восстановительные работы;
3.2.3. по плану, утвержденному главным ревизором отделения железной дороги по безопасности движения поездов, проводить полигонную учебу и технические занятия с работниками восстановительного поезда по изучению техники и способов быстрейшей ликвидации последствий сходов и столкновений подвижного состава, стихийных бедствий, правил и инструкций по охране труда, технике безопасности, должностных инструкций для персонала, обслуживающего грузоподъемные краны и другие механизмы;
3.2.4. один раз в три месяца производить обкатку восстановительного поезда и его частей на расстояние не менее 25 км, если за это время поезд не выезжал на ликвидацию последствий сходов с рельсов и столкновений подвижного состава, стихийных бедствий и на производство работ по приказам начальника отделения железной дороги.
3.3. Для поддержания технических средств восстановительных поездов в исправном состоянии необходимо производить:
3.3.1. деповской ремонт и технический осмотр вагонов восстановительного поезда в вагонном депо в сроки, установленные МПС России, а капитальный ремонт и переоборудование (модернизацию) вагонов - на вагоноремонтных заводах МПС России по заявкам железных дорог;
3.3.2. плановые технические осмотры тяговой техники силами специалистов восстановительного поезда, а капитальный ремонт - на соответствующих заводах Российской Федерации;
3.3.3. технический осмотр грузоподъемных кранов силами специалистов восстановительного поезда, текущий ремонт - в вагонных или локомотивных депо, а капитальный и средний ремонт - в специализированных депо по ремонту железнодорожных кранов восстановительных поездов;
3.3.4. полное или частичное техническое освидетельствование грузоподъемных кранов в сроки, установленные Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин).
3.4. Внеплановый ремонт грузоподъемных кранов, вагонов, оборудования, механизмов и агрегатов производится на соответствующих предприятиях железных дорог.
3.5. Осмотр ходовых частей, тормозных и сцепных приборов в подвижном составе восстановительного поезда производится не реже одного раза в месяц и каждый раз после выезда из пункта постоянной дислокации с отметкой в журнале учета работы ТУ-157.
Осмотр производится осмотрщиками вагонов в присутствии начальника восстановительного поезда.
Буксы грузоподъемных кранов на подшипниках скольжения должны быть заправлены и опломбированы. Ответственность за исправность буксового узла крана возлагается на работников вагонного депо.
4. Контроль за деятельностью и постоянной готовностью восстановительных поездов
4.1. Начальник отделения железной дороги лично не реже одного раза в год рассматривает уровень готовности восстановительных средств к ведению восстановительных работ с привлечением причастных руководителей отделов отделения железной дороги и линейных предприятий.
4.2. Контроль за деятельностью и постоянной готовностью восстановительных поездов осуществляется путем:
4.2.1. проверок восстановительных поездов, проводимых не реже одного раза в год заместителем главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов, ведающим восстановительными средствами железной дороги или старшим дорожным инспектором по восстановительным средствам;
4.2.2. проверок восстановительных поездов, проводимых один раз в шесть месяцев комиссией в составе главного ревизора отделения железной дороги по безопасности движения поездов (председатель), начальника восстановительного поезда, начальника пункта технического обслуживания вагонов, руководителей дистанции пути, сигнализации и связи, района контактной сети, отдела рабочего снабжения, предприятия по материально-техническому снабжению и центра санитарно-эпидемиологического надзора. По результатам проверки комиссии оформляется акт. Контроль за выполнением замечаний осуществляет главный ревизор отделения железной дороги по безопасности движения поездов;
4.2.3. внезапных проверок, осуществляемых один раз в квартал ревизорами по безопасности движения поездов железной дороги и отделения железной дороги. Результаты внезапных проверок рассматриваются у начальника отделения железной дороги с причастными руководителями линейных предприятий и диспетчерского аппарата отделения железной дороги.
4.3. Ревизорский аппарат по безопасности движения поездов железной дороги и отделения железной дороги осуществляет контроль за своевременным оснащением техническими средствами, запчастями восстановительных поездов по заявкам начальника восстановительного поезда.
4.4. Контроль за качеством продуктов, сроками их замены и реализации осуществляют руководители восстановительного поезда и органы санитарного надзора на железнодорожном транспорте.
5. Социально-бытовые условия труда работников восстановительного поезда
5.1. Пункт постоянной дислокации восстановительного поезда оборудуется водопроводом с установкой пожарного гидранта или колонкой, электроснабжением напряжением 0,4 Кв и телефонной связью.
5.2. Начальник восстановительного поезда обязан создавать необходимые условия труда работникам восстановительного поезда, обеспечивать порядок в служебно-бытовых помещениях, мастерских, на прилегающей территории, отведенной для восстановительного поезда.
5.3. Работники восстановительного поезда обеспечиваются жилой площадью, в том числе и служебной, как правило, вблизи пункта постоянной дислокации восстановительного поезда.
5.4. Квартиры работников восстановительного поезда подлежат внеочередной телефонизации от железнодорожных АТС по планам, утверждаемым начальником отделения железной дороги.
При отсутствии технических возможностей телефонизации квартир работников восстановительного поезда они обеспечиваются средствами связи индивидуального вызова.
5.5. Восстановительный поезд должен иметь постоянный неснижаемый запас продуктов питания из расчета трехсуточного запаса на 60 человек. Для хранения продуктов питания восстановительный поезд должен иметь необходимое холодильное оборудование. Отпуск и своевременное пополнение запаса продуктов питания производится отделом рабочего снабжения отделения железной дороги по заявкам начальника восстановительного поезда при оплате их стоимости отделением железной дороги. Ассортимент продовольственных товаров, предназначенных для питания работников восстановительного поезда, утверждается руководством отделения железной дороги.
5.6. При ликвидации последствий сходов и столкновений подвижного состава и стихийных бедствий работники восстановительных поездов обеспечиваются бесплатным питанием до полного окончания восстановительных работ. Периодичность питания должна быть через 4 часа с момента отправления восстановительного поезда с места постоянной дислокации.
5.7. Работники, привлеченные к выполнению восстановительных работ в качестве дополнительной рабочей силы, обеспечиваются бесплатным питанием отделом рабочего снабжения отделения железной дороги в порядке, установленном п. 5.6. настоящего Положения.
5.8. Все фактические расходы, в том числе и расходы на питание, связанные с ликвидацией последствий сходов и столкновений подвижного состава и стихийных бедствий, относятся за счет виновных организаций и предприятий.
5.9. Начальнику восстановительного поезда для расходов, связанных с организацией восстановительных работ, по распоряжению начальника отделения железной дороги, выделяется подотчетная сумма денег, равная пятнадцатикратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством Российской Федерации. Расходы списываются на основании актов или чеков, подтверждающих эти расходы.
6. Организация труда и учет рабочего времени работников восстановительных поездов
6.1. Для работников личного состава восстановительных поездов применяется суммированный учет рабочего времени.
6.2. При выезде восстановительного поезда на ликвидацию последствий аварий, крушений и стихийных бедствий в рабочее время работникам поезда и привлеченным работникам из других служб включаются все часы от момента выезда к месту работ до момента возвращения к месту постоянной дислокации восстановительного поезда.
При производстве работ на перегонах и станциях по уборке сошедшего подвижного состава, после открытия движения поездов, работникам восстановительного поезда должны предоставляться перерывы для отдыха в вагонах восстановительного поезда. Указанные перерывы в рабочее время не засчитываются.
Сверхурочная работа постоянных работников восстановительных поездов учитываются на общих основаниях.
В целях своевременного сбора работников восстановительного поезда для отправки его в любое время суток, установлен специальный режим работы, предусматривающий наряду с активной работой дежурство на дому.
6.3. При выездах восстановительных поездов для выполнения работ, не связанных с ликвидацией последствий сходов с рельсов и столкновений подвижного состава, а также оказания помощи при стихийных бедствиях, рабочее время работникам учитывается на общих основаниях по фактическим затратам времени.
В этом случае рабочее время в пути следования учитывается согласно графику дежурств обслуживающего персонала.
Время проезда к месту выполнения работ до возвращения обратно, для указанных работников, включается в рабочее время по фактическим затратам на общих основаниях. Для этого начальником поезда разрабатывается график работы и отдыха работников в пути следования.
Положение о восстановительном поезде железных дорог Министерства путей сообщения СССР от 18.04.88 г. ЦРБ-4582 считается не действующим в системе Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Первый заместитель Министра |
О.А. Мошенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о восстановительных поездах на железнодорожном транспорте Российской Федерации (утв. Министерством путей сообщения РФ 2 февраля 1996 г. N ЦРБ-364)
Настоящее Положение вводится в действие с 1 сентября 1996 г.
Текст Положения официально опубликован не был
Приказом Минтранса России от 4 октября 2018 г. N 347 настоящий документ признан не подлежащим применению