Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СтройПроектСервис" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Подъезд к границе с Китайской народной республикой (с. Джалинда) от автомобильной дороги М-56 "Лена" км 0 - км 11, Амурская область (номер извещения 0322100024513000125) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. В разделах "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки II", "Крупнозернистая плотная асфальтобетонная смесь марки II" приложения N 5 "Требования к качеству используемых товаров (строительных материалов, изделий и конструкций)" (далее - Приложение N 5) документации об Аукционе Заказчиком установлены излишние требования к товарам.
2. Заказчиком не установлены конкретные требования к качеству, техническим характеристикам товара в разделе "Бетонная смесь. B20F300W6, B30F300W6, B35F300W6, B40F300W8" Приложения N 5, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
3. В разделе "Бетонная смесь. B20F300W6, B30F300W6, B35F300W6, B40F300W8" документации об Аукционе установлена ссылка на "Приложение В", при этом такое приложение в составе документации об Аукционе отсутствует.
4. В разделе "Ограждения дорожные металлические барьерного типа" Приложения N 5 документации об Аукционе Заказчиком не установлены минимальные и максимальные значения цветовых областей, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
5. Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) не размещен ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 08.07.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 083 093 355 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.07.2013;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 29.07.2013.
1. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Разделами "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки II", "Крупнозернистая плотная асфальтобетонная смесь марки II" Приложения N 5 документации об Аукционе установлены требования к показателям, в том числе, к истинной плотности песка из отсева дробления, истинной плотности минерального порошка, средней плотности уплотненного материала, марке по дробимости, марке по истираемости, что, по мнению Заявителя, является излишними требованиями к товару и ограничивает количество участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования установлены на основании ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8267-93, ГОСТ Р 52129-2003, и необходимы для осуществления контроля качества применяемых материалов и конечной продукции.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в разделах "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки II", "Крупнозернистая плотная асфальтобетонная смесь марки II" Приложения N 5 документации об Аукционе Заказчиком установлены излишние требования к товарам, не нашел своего подтверждения.
2. Разделом "Бетонная смесь. В20F300W6, B30F300W6, B35F300W6, B40F300W8" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено, в том числе, требование: "При указании состава бетонной смеси необходимо указать водно-цементное отношение, долю песка в смеси, заполнителей и расход добавки". При этом указанным пунктом документации об Аукционе не установлены максимальные и минимальные значения показателей для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, и значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в разделе "Бетонная смесь. В20F300W6, B30F300W6, B35F300W6, B40F300W8" Приложения N 5 документации об Аукционе максимальные и минимальные значения показателей для определения соответствия бетонной смеси, используемой при выполнении работ, своим потребностям, значения показателей, которые не могут изменяться, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Разделом "Бетонная смесь. В20F300W6, B30F300W6, B35F300W6, B40F300W8" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено, в том числе, требование к воде для бетонов и строительных растворов. В составе указанного раздела содержится Таблица N 3, в которой указан показатель "Грубодисперсные примеси в воде после промывки оборудования по приготовлению и транспортированию бетонных и растворных смесей". При этом указана ссылка "См. приложение В".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в разделе "Бетонная смесь. В20F300W6, B30F300W6, B35F300W6, B40F300W8" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено требование о соответствии воды для бетонов и строительных растворов требованиям ГОСТа 23732-2011. При этом указанное в документации об Аукционе "Приложение В" также относится к ГОСТу 23732-2011.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в разделе "Бетонная смесь. В20F300W6, B30F300W6, B35F300W6, B40F300W8" Приложения N 5 документации об Аукционе не установлены максимальные и минимальные значения показателей для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, своим потребностям, значения показателей, которые не могут изменяться, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В приложении N 5 документации об Аукционе в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком установлены требования к качеству и техническим характеристикам товара.
Так, в разделе "Ограждения дорожные металлические барьерного типа" Приложения N 5 документации об Аукционе установлены следующие требования: "Световозвращатели, должны быть изготовлены по ГОСТ Р 50971, размещены в углублении в средней части поперечного профиля балки. Световозвращатели устанавливают по всей длине ограждения с интервалом 4 м (в т.ч. на участках отгона и понижения). Координаты цветности угловых точек цветовых областей световозвращающих элементов для условий ночного освещения источником света типа А определяют по ГОСТ Р 41.27 при угле освещения b2 = +5°, b1 = 0° и угле наблюдения .
Для световозвращающих элементов координаты (х, у) угловых точек цветовых областей, определяемых в колориметрической системе МКО 1931 г. [1] для источника типа А по ГОСТ 7721 при условиях измерения, указанных в ниже, должны соответствовать приведенным в таблице.
Координаты цветности угловых точек цветовых областей световозвращающих элементов для условий ночного освещения источником света типа А определяют по ГОСТ Р 41.27 при угле освещения b2 = +5°, b1 = 0° и угле наблюдения .
Координаты цветности и значения коэффициента яркости образцов световозвращателей со световозвращающими элементами пленочного типа для условий дневного освещения источником света типа Д65 при геометрии измерения 45°/0° определяют по ГОСТ Р 52290. Координаты цветности, x,y должны соответствовать области ограниченной координатами цветности угловых точек цветовых областей".
Цвет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
x |
y |
x |
y |
x |
y |
x |
y |
x |
y |
Белый |
0,390 |
0,410 |
0,440 |
0,440 |
0,500 |
0,440 |
0,500 |
0,390 |
0,420 |
0,370 |
Желтый |
0,513 |
0,487 |
0,500 |
0,470 |
0,545 |
0,425 |
0,572 |
0,425 |
- |
- |
Красный |
0,652 |
0,348 |
0,622 |
0,348 |
0,714 |
0,256 |
0,735 |
0,265 |
- |
- |
На заседании Комиссии установлено, что в составе документации об Аукционе содержится Приложение N 6 "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме". Вместе с тем, указанная инструкция не регулирует порядок заполнения заявки в части указания координат цветности, соответствующих требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, в Приложении N 5 документации об Аукционе для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б, марки II установлены следующие требования: "размер зерен, мм, мельче ( в процентах по массе): 20 мм 90-100; 15 мм 80-100; 10 мм 70-100; 5 мм 50-60; 2,5 мм 38-48; 1,25 мм 28-37; 0,63 мм 20-28; 0,315 мм 14-22; 0,16 мм 10-16; 0,071 мм 6-12", "содержание зерен крупностью св. 10, 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений для I класса: Повышенной крупности, крупный и средний - св.10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 5; Менее 0,16 мм - 5; Мелкий - св.10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 5; Менее 0,16 мм - 10. Для II класса Повышенной крупности св.10 мм - 5; Св. 5 мм - 20; Менее 0,16 мм - 10; крупный и средний св.10 мм - 5; Св. 5 мм - 15; Менее 0,16 мм - 15; мелкий и очень мелкий - св.10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 10; Менее 0,16 мм - 20; тонкий и очень тонкий не допускается св.10мм, св.5мм, Менее 0,16".
При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено, какие из перечисленных характеристик товара необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе в качестве конкретных показателей.
Также, на заседании Комиссии установлено, что Приложением N 5 документации об Аукционе для гравийно-песчаной смеси установлены следующие требования "Зерновой состав гравия, входящего в состав природной песчано-гравийной смеси, Размер контрольных сит, мм Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0-15, Размер контрольных сит, мм 2Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0, Зерновой состав гравия, входящего в состав обогащенной песчано-гравийной смеси Размер контрольных сит, мм 0,5 (Dmin + Dmax) Полный остаток на ситах по массе, % 40-80; Размер контрольных сит, мм Dmax- Полный остаток на ситах по массе, % 0-10; Размер контрольных сит, мм 1,25Dmax- Полный остаток на ситах по массе, % 0; Полные остатки на контрольных ситах при рассеве для щебня или гравия должны соответствовать, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.: Диаметр отверстий контрольных сит, мм - d Полные остатки на ситах, % по массе от 90 до 100; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 0,5 (d + D) Полные остатки на ситах, % по массе От 30 до 60; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - D Полные остатки на ситах, % по массе до 10; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 1,25D Полные остатки на ситах, % по массе до 0,5".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, в том числе, в части указания значений показателей: координаты цветности; полные остатки на контрольных ситах при рассеве для щебня, песчано-гравийной смеси, для щебня и гравия; размер зерен для асфальтобетонной смеси типа Б, марки II, не позволяет участникам размещения заказов сформировать заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукцион, которая регулирует порядок представления конкретных показателей товара, что нарушает пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
5. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Согласно доводам, указанным в жалобе Заявителя, участником размещения заказа в адрес Заказчика направлен запрос на разъяснение положений документации. При этом 15.07.2013 опубликовано разъяснение положений документации, в котором ответ на поставленный участником размещения заказа вопрос отсутствует.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлены сведения, подтверждающие, что участником размещения заказа направлялся Заказчику соответствующий запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не размещено на Официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе по соответствующему запросу участника размещения заказа, является несостоятельным.
6. В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Вместе с тем, пунктом 4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что Заказчик вправе произвести авансирование подрядчику части стоимости подрядных работ в размере до 30 процентов от суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, после получения денежных средств из федерального бюджета, а также последующее авансирование выполняемых работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы последующего авансирования не более 70 процентов суммы государственного контракта).
Таким образом, не установив в документации об Аукционе размер авансирования, Заказчик нарушил пункт 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Указанные в пунктах 2, 3, 4, 6 настоящего решения нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
В Приложении N 5 документации об Аукционе в разделе "Материалы для дорожной разметки" установлено, в том числе, следующее требование: "Степень перетира, мм: не более 70".
Вместе с тем, разъяснением положений документации об Аукционе, размещенным 19.07.2013 на Официальном сайте установлено, что "участнику размещения заказа за единицу измерения степени перетира при указании конкретного показателя следует принимать единицу измерения: мкм".
Кроме того, в Приложении N 5 документации об Аукционе установлены максимальные и минимальные значения показателя "марка по дробимости щебня", при этом указана единица измерения марки по дробимости "Мпа".
Вместе с тем, в запросе на разъяснение положений документации указано, что в соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ 8267-93 марка щебня по дробимости - величина, не имеющая единицы измерения.
При этом согласно разъяснению положений документации об Аукционе "участнику размещения заказа при заполнении заявки марку по дробимости щебня необходимо назначать в соответствии с требованиями п.4.4 ГОСТ 8267-93".
Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройПроектСервис" обоснованной в части неустановления Заказчиком максимальных и минимальных значений показателей для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, значения показателей, которые не могут изменяться.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 3 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 8 части 4 статьи 41.6, части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 24.07.2013 N К-1179/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 июля 2013 г. N К-1179/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был