Рассмотрев итоги подготовки к проведению детской оздоровительной кампании 2013 года в целях содействия решению вопросов обеспечения отдыха и оздоровления детей работающих, Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
1. Информацию Департамента социального развития Аппарата ФНПР об участии профсоюзных организаций в детской оздоровительной кампании принять к сведению и направить в членские организации ФНПР для использования в практической работе (прилагается).
2. Рекомендовать членским организациям ФНПР:
2.1. В целях эффективного проведения детской оздоровительной кампании рассмотреть на заседаниях региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, заседаниях профсоюзных комитетов, совещаниях с руководителями различного уровня следующие вопросы:
- о реализации программ улучшения материально-технической базы загородных детских оздоровительных учреждений;
- об эффективности использования средств, выделяемых на детскую оздоровительную кампанию;
- о противодействии перепрофилированию, приостановке деятельности и использованию не по назначению или в неполную нагрузку детских загородных оздоровительных лагерей;
- о разработке и использовании целевых образовательных и досуговых программ для детей в период оздоровительного отдыха;
- о создании здоровых условий и безопасности детей во время их пребывания в детских оздоровительных учреждениях, при организации заездов в места отдыха и обратно, проведении экскурсионных и спортивных мероприятий, организации купания в водоемах;
- о качестве подбора и организации работы педагогического, медицинского и обслуживающего персонала в загородных детских оздоровительных учреждениях;
- об усилении контроля за обеспечением продуктами и организацией питания в детских оздоровительных учреждениях;
- о подготовке оздоровительных лагерей к очередному заезду и обеспечению бесперебойного водоснабжения, качественного состояния пищеблоков, мест общего пользования, соблюдения режима работы.
2.2. Продолжить мониторинг детской оздоровительной кампании по вышеперечисленным вопросам, а также осуществлять профсоюзный контроль за организацией и обеспечением оздоровления детей работающих.
3. Департаменту социального развития Аппарата ФНПР оказывать консультативную помощь членским организациям ФНПР по вопросам организации и проведения детской оздоровительной кампании, инициировать рассмотрение вопроса о создании единого координирующего органа по управлению системой оздоровления и отдыха детей, а также анализировать и обобщать информацию территориальных объединений организаций профсоюзов, секретарей ФНПР, представителей ФНПР в федеральных округах, направлять обобщенную информацию в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для оперативного реагирования, а также размещать информацию на сайте ФНПР.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя ФНПР Кришталя Д.М.
Информация об участии профсоюзных организаций в детской оздоровительной кампании
Организация отдыха и оздоровления детей традиционно являлась одним из направлений государственной социальной политики и деятельности профсоюзов всех уровней. Задача по созданию достойных условий для полноценного оздоровления и отдыха детей сегодня должна стать одним из главных направлений государственной политики по улучшению демографической ситуации в стране.
Новый порядок финансирования в значительной степени изменил организационную структуру подготовки и проведения оздоровительной кампании детей. Был упразднен универсальный механизм ее обеспечения через Фонд социального страхования Российской Федерации и профсоюзные организации. Полномочия по финансовому обеспечению этой системы были переданы с федерального уровня на уровень администраций субъектов Российской Федерации.
Профсоюзные организации пытаются сегодня восстановить эффективный механизм приобретения работниками путевок для детей, разрабатывая новые формы взаимодействия с органами власти, которые позволяют упрощать эту процедуру. На многих крупных предприятиях организована централизованная подача заявок от работающих граждан через профсоюзные организации, например в Республике Бурятия и Орловской области.
В течение четырех лет ведется профсоюзный мониторинг в субъектах Российской Федерации. На постоянной основе данный вопрос обсуждается на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, межведомственных рабочих группах, селекторных совещаниях. Представители профсоюзов входят в состав рабочей группы РТК, включая региональные рабочие группы, по разработке предложений по вопросам, связанным с организацией отдыха, оздоровления и занятости детей, принимают участие в работе межведомственных комиссий по проверке готовности учреждений, оказывающих услуги по отдыху и оздоровлению детей во время летней оздоровительной кампании. Проводится ежегодный анализ нормативной базы и административно-хозяйственной деятельности на предмет совершенствования системы оздоровления детей в субъектах РФ.
Для совершенствования контроля в сфере оздоровления детей решения постоянных комиссий Генерального совета ФНПР и документы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений направляются в членские организации ФНПР.
В начале 2013 года вопрос о подготовке к оздоровительной кампании детей рассматривался на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (05.04.2013 и 26.04.2013) и на селекторном совещании в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов и заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами (24.04.2013).
По информации Минтруда РФ в 2013 году планируется организовать отдых для 8,4 миллиона детей.
Информация о ходе подготовки к детской оздоровительной кампании поступила от 97 процентов ТООП, т.е. от 76 территориальных объединений профсоюзов из 78. Анализ информации показывает, что результатом совместной работы администраций и профсоюзных организаций является готовность практически всех планируемых оздоровительных учреждений к детской оздоровительной кампании. Необходимо отметить, что наиболее подготовленными регионами к летней оздоровительной кампании 2013 года оказались: в Центральном федеральном округе - Белгородская, Орловская, Рязанская области; в Северо-Западном федеральном округе - Вологодская и Калининградская области; в Сибирском федеральном округе - Красноярский край; в Приволжском федеральном округе - Самарская область и Пермский край; в Дальневосточном федеральном округе - Хабаровский край; в Южном федеральном округе - Краснодарский край, Ростовская и Астраханская области; в Северо-Кавказском федеральном округе - Республики Дагестан, Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская Республика.
В ряде регионов утверждены и реализуются целевые программы по развитию организации детского оздоровления (Красноярский край, Удмуртская Республика, Самарская, Калужская, Курская, Архангельская, Псковская, Новосибирская области и другие).
Федерация независимых профсоюзов России неоднократно акцентировала внимание на обеспечении качественной подготовки лагерей, развитии их материально-технической базы, своевременном проведении капитальных и текущих ремонтов, организации качественного питания. Для улучшения материально-технической базы летних детских лагерей, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в подготовительный период было капитально отремонтировано 73 загородных оздоровительных учреждения (Воронежская, Орловская, Астраханская, Кировская, Кемеровская, Новосибирская, Иркутская, Ульяновская области, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Марий Эл, Приморский край и другие регионы).
Согласно докладам Минтруда России, Минобрнауки России, МВД России, МЧС России, Минздрава России, Роспотребнадзора был выявлен ряд организационных и финансовых проблем при подготовке к проведению детской оздоровительной кампании 2013 года. Ранее отмеченные недоработки некоторых субъектов Российской Федерации в подготовке к проведению отдыха и оздоровления детей были урегулированы к началу открытия лагерей.
Позитивным является и тот факт, что продолжает совершенствоваться система информированности населения о возможности направить ребенка в оздоровительный лагерь, возможности получения путевок и своевременной выплате компенсаций.
В ряде регионов проведены подготовительные работы по организации спартакиад, профильных и тематических смен (в Тамбовской области проводится тематическая смена "Славим человека труда"; в Курской области проводятся спартакиады, фестивали среди загородных ДОЛ, проводится профильная профсоюзная смена "Мы - будущее профсоюза").
В Свердловской области, где профсоюзная организация инициировала областной закон о детском оздоровлении, ежегодно индексируются расходы областного бюджета на детский отдых и компенсируются самостоятельно приобретенные гражданами путевки в детские оздоровительные учреждения. В Орловской области за счет бюджета города Орла ведется оздоровление детей индивидуальных предпринимателей. В ряде регионов проводится бесплатное предоставление путевок всем детям, независимо от категорий (Ямало-Ненецкий округ, Самарская область, Республика Калмыкия, Красноярский край).
В летнюю оздоровительную кампанию 2013 года для детей открыли свои двери 7 вновь построенных учреждений (в Краснодарском крае, Брянской области, Чувашской Республике и Республике Саха (Якутия)). Но, если появляются возможности открытия новых лагерей, почему не изыскать возможности восстановления материально-технической базы уже существующих?
По данным профсоюзного мониторинга в системе оздоровления и отдыха детей наблюдается ряд проблем. В некоторых регионах произошло сокращение бюджетов на финансирование (г. Москва, Московская область, Иркутская область, Республика Марий Эл, Челябинская область, Республика Адыгея), что может оказать негативное влияние на качество детского оздоровления в текущем году.
В целом по России за последние четыре года средняя стоимость путевки увеличилась практически на треть (в среднем на 1500-2000 руб.). Если раньше практически каждый работник предприятия мог приобрести путевку для ребенка бесплатно или за 5-10 процентов от ее стоимости, то сегодня субъекты РФ устанавливают только 50 процентов скидки на среднюю стоимость путевки, которая в каждом субъекте устанавливается своя.
Остаются нерешенными вопросы с качеством подготовки квалифицированного педагогического, медицинского и обслуживающего персонала детских оздоровительных лагерей, однако в регионах проведены соответствующие мероприятия по повышению квалификации и гигиенической подготовке (Псковская область, Курская область).
Общее количество загородных ДОЛ на территории Российской Федерации не претерпело значительных изменений по сравнению с итогами оздоровительной кампании 2012 года, однако тенденция сокращения количества лагерей остается.
По мнению членских организаций ФНПР, источником многих нерешенных вопросов в сфере организации системы детского оздоровления и отдыха продолжает оставаться отсутствие единого координирующего органа по управлению системой оздоровления и отдыха детей.
Анализ представленной информации показывает, что:
- ведомственные загородные детские оздоровительные лагеря, имеющие более комфортные условия для отдыха и оздоровления детей, зачастую не проходили конкурсный отбор по критерию высокой цены за путевку и лишались возможности компенсации части стоимости путевки за счет бюджетных средств;
- для многих балансодержателей содержание ДОЛ становится обременительным, что создает предпосылки для их передачи другим собственникам без гарантии использования по назначению;
- в ряде территорий наблюдается высокий уровень износа материально-технической базы (в Республике Калмыкия муниципальный ДОЛ "Волга"; в Пензенской области муниципальный ДОЛ "Октябрьский");
- имеет место отсутствие финансирования для выполнения предписаний надзорных органов (в Калужской области второй год не открывается оздоровительный лагерь им. Д.А. Фурманова Сосенского приборостроительного завода; в Московской области ДОЛ "Юбилейный", ранее бывший в собственности ЗАО "Мособлстрой-1").
С начала детской оздоровительной кампании в ряде регионов зафиксированы нарушения, связанные с организацией детского отдыха. Так, в детских оздоровительных лагерях Тверской области (муниципальный лагерь "Звездный"), Свердловской области (муниципальный лагерь "Рассветный"), Ульяновской области (ДОЛ "Факел" ОАО "ГНЦ НИИ атомных реакторов"), Кемеровской области (муниципальный лагерь "Елочка") были зафиксированы случаи массового пищевого отравления и вспышки кишечной инфекции, в Пензенской области выявлены случаи издевательств вожатых над детьми (муниципальный лагерь "Романтик" отделения реабилитации детей и подростков), в ряде областей были зафиксированы случаи заболевания менингитом.
Продолжают возникать проблемы с транспортировкой детей из северных регионов (Мурманская область, Архангельская область) к местам отдыха на территориях с благоприятными климатическими условиями.
Исходя из вышеизложенного следует отметить, что активное участие членских организаций ФНПР в работе по организации детской оздоровительной кампании в целом способствовало своевременному открытию загородных оздоровительных лагерей.
В целях обеспечения эффективного и безопасного отдыха детей членским организациям ФНПР необходимо продолжить мониторинг детской оздоровительной кампании, добиваться усиления контроля за работой педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, за организацией отдыха и обеспечения безопасности детей во время пребывания в загородных оздоровительных учреждениях; инициировать рассмотрение на заседаниях региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, заседаниях профсоюзных комитетов, совещаниях с руководителями различного уровня вопросов реализации программ улучшения материально-технической базы загородных детских оздоровительных учреждений; эффективности освоения средств, выделяемых на детскую оздоровительную кампанию, и использования с полной нагрузкой детских загородных оздоровительных лагерей.
|
Департамент социального развития |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Исполкома Федерации независимых профсоюзов РФ от 24 июля 2013 г. N 4-3 "Об участии профсоюзных организаций в детской оздоровительной кампании"
Текст постановления опубликован в газете "Солидарность" от 14-21 августа 2013 г. N 29