Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 августа 2013 г. N 03-03-06/1/33241
Вопрос: Открытое акционерное общество (далее - ОАО) просит дать разъяснение о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов на создание и (или) приобретение корпоративных газет.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями.
НК РФ не содержит прямых норм, регулирующих вопросы включения в состав расходов затрат на создание и (или) приобретение корпоративных газет.
В настоящее время в ОАО издаются и (или) приобретаются корпоративные газеты. При этом корпоративные газеты ОАО могут распространяться как среди работников ОАО, так и среди сторонних лиц, в том числе по открытой подписке.
В соответствии с "Положением об издании, финансировании и распространении корпоративных печатных средств массовой информации холдинга "РЖД", утвержденного распоряжением от 14.01.2013 N 46р, корпоративные газеты являются инструментом осуществления корпоративных коммуникаций холдинга и предназначены для донесения информации по различным вопросам его деятельности до работников ОАО, его филиалов и других структурных подразделений, дочерних обществ, а также до внешней аудитории.
Помимо информации производственного характера в корпоративных средствах массовой информации размещается реклама, которая составляет менее 40% объема газеты.
Учитывая изложенное, считаем, что затраты на создание и (или) приобретение корпоративных газет, ОАО может учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Просим поддержать позицию ОАО по данному вопросу.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов, связанных с выпуском корпоративной газеты, не являющейся рекламным изданием, и сообщает следующее.
Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.
Таким образом, расходы, связанные с выпуском или приобретением тиража корпоративной газеты, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций, при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 НК РФ, в соответствующих группах расходов.
При этом в случае, если указанная газета распространяется на безвозмездной основе, расходы в виде стоимости такой продукции не учитываются для целей налогообложения на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что затраты на выпуск или приобретение тиража корпоративной газеты могут учитываться при исчислении прибыли в соответствующих группах расходов. Это возможно, если они экономически обоснованны, документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Если газета распространяется безвозмездно, расходы в виде стоимости такой продукции не учитываются при налогообложении прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 августа 2013 г. N 03-03-06/1/33241
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 8 октября 2013 г. N 20