Согласно "Отчету по результатам расследования авиационного инцидента с ВС Ту-134Б-3 RA-65737 ЗАО "Авиакомпания "Меридиан", утвержденному 21.03.13 начальником Приволжского МТУ ВТ Росавиации, 28.02.13 на самолете Ту-134Б-3 N RA-65737, принадлежащем ООО "УГМК-Холдинг", эксплуатант - ЗАО "Авиакомпания "Меридиан", экипаж выполнял перегоночный рейс МММ 9632 по маршруту Н. Новгород - Внуково.
После взлета 10.05 (UTC) в процессе уборки шасси красная светосигнализация "промежуточного положения шасси" левой основной стойки не погасла. КВС дал команду бортмеханику проверить положение шасси визуально. После осмотра бортмеханик доложил, что левая стойка шасси находится в промежуточном положении, КВС принял решение о возврате на аэродром вылета. При заходе на посадку перед третьим разворотом экипаж выпустил шасси. Дальнейший полет и посадка произошли без отклонений.
Данные о воздушном судне.
Самолет Ту-134Б-3 N RA-65737, заводской N 64195:
- выпуск - ХАЗ 30.10.81;
- наработка СНЭ - 4774 ч, 11969 посадок; ППР - 837 ч, 376 посадок;
- календарный срок службы (назначенный и межремонтный) продлен до 30.10.13 (Заключение N 134-037/12 от 31.10.12, утвержденное главным конструктором ОАО "Туполев");
- количество ремонтов - 2, последний ремонт - УП МАРЗ 27.07.07;
- последнее периодическое ТО по форме 1К выполнялось 08.02.13 в Центре ТО AT ОАО "АК "Волга-Авиа";
- последнее оперативное ТО по ОС, форме А2, ОВ выполнялось 28.02.13 в а/п Н. Новгород.
Стабилизирующий амортизатор 134АУ-4107-0:
- N 90810076 изг. 22.08.1981;
- наработка СНЭ - 5011 посадок; ППР - 376 посадок;
- количество ремонтов - 2;
- последний ремонт - УП МАРЗ 07.09.06;
- срок службы (назначенный и межремонтный) изделия продлен до 30.10.13 (Заключение N 134-037/12 от 31.10.12, утвержденное главным конструктором ОАО "Туполев");
- назначенный ресурс и срок службы - 12000 пол., 40 лет;
- межремонтный ресурс и срок службы - 7000 пол., 10 + 0,5 лет;
- проведенные ремонты и доработки по бюллетеням и указаниям - бюл. 1077БД-Г 27.05.86, завод 407 ГА.
После посадки произведен внешний осмотр левой опоры шасси: внутренних элементов конструкции гондолы шасси, замка убранного положения опоры шасси, амортстойки, подкос-подъемника, колес, балки с элементами запрокидывания тележки - замечаний нет.
Произведено вывешивание самолета на гидроподъемники - левая тележка шасси свободно качалась при приложении к ней усилия техническим составом, что свидетельствовало о нерабочем состоянии стабилизирующего амортизатора. Измерено давление в стабилизирующем амортизаторе левой стойки шасси. Давление в газовой полости составило 70 , что не соответствует техническим условиям (по ТУ давление должно быть 128-135
).
После снятия с амортизационной стойки стабилизирующий амортизатор был отправлен в лабораторию группы технической диагностики. При осмотре зарядного клапана (черт. 800600-1, N 85120) в лаборатории технической диагностики на рабочей поверхности уплотнительного резинового кольца обнаружено:
- вкрапление посторонних частиц до 0,05 мм в количестве 3 штук;
- риска длиной до 0,5 мм.
При погружении в жидкость заряженного амортизатора при снятом колпачке клапана зарядки газовой полости обнаружено выделение одного пузырька азота из отверстия штока клапана зарядки за 7 минут выдержки - герметичность зарядного клапана газовой полости не соответствует техническим требованиям.
Снятый стабилизирующий амортизатор 134АУ-4107-0 зав. N 90810076 доработан по бюллетеню 1077БД-Г "По вопросу: шасси - основная опора - введение жесткой фиксации зарядного клапана на стабилизирующих амортизаторах" 27.05.86 на заводе 407 ГА.
Произведена замена зарядного штуцера газовой полости и зарядка азотом до 130 . Стабилизирующий амортизатор со вновь установленным зарядным штуцером проверен на герметичность - замечаний нет.
Произведена установка стабилизирующего амортизатора на самолет и выполнено несколько циклов уборки и выпуска опор самолета в соответствии сТехкартой N 12 ТУ вып. 2.08 (пункт РО-134-04 N 2.08.12) - замечаний нет.
На основании проделанных работ согласно Техническому акту самолет Ту-134Б-3 N RA 65737 допущен к дальнейшей эксплуатации без ограничений.
Согласно "Отчету по результатам расследования..." причиной частичной разрядки газовой полости стабилизирующего амортизатора левой стойки шасси на самолете Ту-134Б-3 N 65737 явилась негерметичность зарядного клапана стабилизирующего амортизатора, которая не была выявлена при выполнении проверки на герметичность в соответствии с п. 5 Технологической карты N 9 ТУ выпуск 2.08 при зарядке стабилизирующего амортизатора в процессе технического обслуживания по Ф-1К в соответствии с пунктом N 2.08.09 РО-134-04 издания 2004 г.
Попадание посторонних частиц произошло из-за недостаточной продувки приспособления для зарядки стабилизирующего амортизатора в соответствии с Технологической картой N 9 п. 4.3 ТУ выпуск 2.08 при выполнении данной операции в процессе технического обслуживания.
Замечаний по соответствию зарядного устройства чертежу, состоянию средств измерений, инструмента и приспособлений, приведенных в ТК N 9 ТУ вып. 2.08, нет.
Работу по дозарядке стабилизирующего амортизатора и проверку герметичности выполнял авиатехник-бригадир на основании карты-наряда N 8 по выполнению Ф1К РО-134-04, работы выполнялись в соответствии с Техкартой N 9 ТУ выпуск 2.08. Контроль за работой авиатехника-бригадира осуществлял инженер ОТК.
Зарядка азотом проводилась 14.02.13, проверка на герметичность зарядного клапана (штуцера) проводилась маслом АМГ-10. Из-за незначительной утечки и не появления на масляной пленке признаков негерметичности утечка азота не была обнаружена. Типовой эксплуатационной документацией временной интервал контроля состояния пленки при проверке клапана на герметичность не предусмотрен.
Согласно заключению "Отчета по результатам расследования авиационного инцидента с ВС Ту-134Б-3 RA-65737 ЗАО "Авиакомпания "Меридиан", утвержденному начальником Приволжского МТУ МТ Росавиации 21.03.13, причиной неуборки левой опоры шасси после взлета явилось нарушение кинематики запрокидывания тележки из-за малого давления азота в газовой полости стабилизирующего амортизатора. Разрядка стабилизирующего амортизатора произошла в результате попадания посторонних частиц на рабочую поверхность уплотнительного резинового кольца при зарядке стабилизирующего амортизатора азотом. Попадание посторонних частиц произошло из-за недостаточной продувки приспособления для зарядки стабилизирующего амортизатора.
Исходя из вышеизложенного, на основании рекомендаций "Отчета по результатам расследования авиационного инцидента с ВС Ту-134Б-3 RA-65737...", с целью поддержания летной годности самолетов Ту-134 и Ан-12 предлагаю:
1. Внести дополнения в Технологические указания по ТО:
1.1. По самолету Ту-134.
В ТУ выпуск 1.08 ТК N 8 и в ТУ выпуск 2.08 ТК N 9 в графе "Содержание операций и технические требования" пункт 5 в конце дополнить текстом: "На нанесенной мыльной пене или пленке масла АМГ-10 (FH-51) не должны образовываться и лопаться пузырьки. Контроль состояния нанесенной мыльной пены или пленки масла осуществлять в течение не менее 10 мин".
1.2. По самолету Ан-12.
В ТУ выпуск 2.08 ТК N 25 на стр. 140 в графе "Содержание операций и технические требования" второй абзац сверху в конце дополнить текстом: "Контроль состояния нанесенной мыльной пены осуществлять в течение не менее 10 мин".
2. Техническим директорам авиакомпаний, авиапредприятий, ремонтных заводов ГА обеспечить повышенную ответственность исполнителей и контролирующих специалистов за качество выполняемой работы по зарядке стабилизирующих амортизаторов шасси в соответствии с требованиями типовой эксплуатационной документации.
3. Генеральному директору АНТЦ "Технолог" выдать изменения в контрольные экземпляры Технологических указаний по ТО авиапредприятий согласно действующим договорам.
4. Настоящее письмо изучить со всем ИТП, выполняющим техническое обслуживание и ремонт самолетов Ту-134 и Ан-12.
Заместитель начальника |
Девочкин А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 20 мая 2013 г. N 03.10-36 "Об авиационном инциденте с самолетом Ту-134Б-3 RA-65737. Внесение дополнений в Технологические указания по ТО самолетов Ту-134 и Ан-12"
Текст письма официально опубликован не был