Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 августа 2013 г. N 03-04-05/34150
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу возможности получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера и сообщает следующее.
Назначение имущественного налогового вычета состоит в содействии государства физическим лицам при строительстве либо при приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Предоставление имущественного налогового вычета является своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.
В этой связи происходило неоднократное увеличение предельного размера имущественного налогового вычета от 600 000 рублей в 2001 году, до 2 000 000 рублей начиная с 1 января 2008 года.
При этом повторное предоставление имущественного налогового вычета в соответствии с абзацем двадцать седьмым подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не допускается.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 212-ФЗ), вступающим в силу с 1 января 2014 года, внесены существенные изменения в статью 220 Кодекса, касающиеся, в частности, возможности получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера без ограничения количества установленных объектов недвижимого имущества, расходы по приобретению или строительству которых могут учитываться в составе имущественного налогового вычета.
Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из статей 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.
При этом, исходя из положений пункта 2 статьи 2 Закона N 212-ФЗ, нормы указанного Закона применяются к налогоплательщикам, которые обращаются в налоговые органы за предоставлением имущественного налогового вычета в отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых документы, подтверждающие право на получение имущественного налогового вычета, датированы начиная с 1 января 2014 года.
Данная норма распространяется в равной мере на всех налогоплательщиков.
Распространение возможности получения имущественного налогового вычета при покупке нескольких объектов до полного использования его предельного размера на правоотношения по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшие до 1 января 2014 года, приведут к существенным выпадающим доходам региональных, муниципальных (городских) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.