Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 августа 2013 г. N 03-03-05/33760
Вопрос: В целях приведения правового положения бюджетных учреждений края в соответствие с требованиями Федерального закона 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении измерений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" на основании Постановления Правительства Красноярского края от 30.11.2010 N 598-п "Об утверждении перечня краевых казенных учреждений, которые создаются путем изменения типа краевых бюджетных учреждений" в 2011 году создано 61 краевое государственное казенное учреждение - лесничество (далее - Учреждения), учредителем которых является агентство лесной отрасли края.
Пунктом 2.4. уставов Учреждений предусмотрена возможность осуществления приносящей доход деятельности (прилагается). Указанные виды доходов не входят в ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых Учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденный агентством лесной отрасли края.
На основании закона Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период доходы от приносящей доход деятельности Учреждений поступают в бюджет края и в дальнейшем направляются на обеспечение их деятельности в соответствии с бюджетной сметой (закон прилагается).
В связи с поступающими запросами о порядке налогообложения указанных доходов Учреждений прошу разъяснить:
учитываются ли доходы и расходы, полученные в связи с осуществлением приносящей доход деятельности, при исчислении налога на прибыль;
является ли объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) при осуществлении приносящей доходы деятельности?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях налогообложения прибыли организаций доходов от оказания платных услуг, оказываемых казенным учреждением, и сообщает, что порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость казенными учреждениями разъяснен в письме Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, доведенном до главных распорядителей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи НК РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Так, в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2012 года, выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В этой связи, начиная с 1 января 2012 года, работы (услуги), выполняемые (оказываемые) казенными учреждениями, в том числе на платной основе, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются.
Что касается реализации товаров, то такие операции в вышеуказанный перечень не включены. Поэтому осуществляемые указанными учреждениями операции по реализации товаров подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Как предусмотрено статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Согласно пункту 3 статьи 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, перечень государственных (муниципальных) услуг, выполняемых казенным учреждением, в том числе за плату, должен быть предусмотрен в уставе учреждения.
Однако не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (муниципальным) услугам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, понимается деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В связи с этим, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, положения подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (выполняемым работам), иным государственным (муниципальным) функциям, оказание (выполнение) которых связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Одновременно сообщаем, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.