Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 августа 2013 г. N 03-03-06/4/35325
Вопрос: Федеральное казенное учреждение заключает государственные контракты для обеспечения выполнения своих функций, определенных Уставом, в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых учреждением, является федеральный бюджет.
Федеральное казенное учреждение заключило от своего имени государственный контракт с организацией (далее - Подрядчик) по капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов строений комплекса зданий. Подрядчик нарушил установленные сроки ремонта, не выполнив свои обязательства по государственному контракту. По условиям контракта учреждение оплатило работу по счету, выставленному Подрядчиком, за минусом суммы неустойки, вызванной просрочкой исполнения обязательств Подрядчиком. Удержанную неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, федеральное казенное учреждение перечислило в доход бюджета.
Признается ли сумма неустойки внереализационным доходом казенного учреждения, облагаемым налогом на прибыль?
Федеральное казенное учреждение в соответствии с решением учредителя, согласованным с Росимуществом, предоставляет в аренду федеральное недвижимое имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, Арендатору. Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые производственные помещения и самостоятельно ежемесячно рассчитывает и оплачивает аренду помещений и перечисляет денежные средства в доход бюджета. Федеральное казенное учреждение, получив лимиты для уплаты налога на прибыль за аренду помещений, платит налог на прибыль, учитывая эти денежные средства в составе внереализационных доходов. Ежегодно федеральное казенное учреждение и Арендатор заключают договор возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг. Федеральное казенное учреждение выставляет счет, а Арендатор ежеквартально перечисляет денежные средства за возмещение коммунальных и эксплуатационных услуг в доход бюджета.
Облагаются ли налогом на прибыль денежные средства, поступающие от Арендатора в возмещение коммунальных и эксплуатационных услуг? Следует ли эти денежные средства включать и в доход и в расход при расчете налога на прибыль?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета для целей налога на прибыль организаций неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, а также денежных средств, поступающих от арендаторов в возмещение коммунальных и эксплуатационных услуг, и сообщает.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определено, что под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.
Если федеральное казенное учреждение является заказчиком государственного контракта (с точки зрения вышеприведенного определения), то неустойка поставщиком выплачивается не федеральному казенному учреждению, а Российской Федерации, как публично-правовому образованию.
В соответствии со статьей 246 НК РФ Российская Федерация и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль организаций.
Если же федеральное казенное учреждение является заказчиком по гражданско-правовому договору, отличному от государственного контракта, то в этом случае неустойка, получаемая учреждением, должна учитываться в составе внереализационных доходов при определении налоговой базы на основании статьи 250 НК РФ.
По вопросу, связанному с возмещением федеральному казенному учреждению сумм коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, сообщаем следующее.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций согласно статье 247 НК РФ является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены статьей 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.
Доходы в виде средств, полученные от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, в статье 251 НК РФ не указаны, в связи с чем учитываются в составе внереализационных доходов на основании положений статьи 250 НК РФ.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу учета федеральным казенным учреждением неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, а также возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг от арендаторов разъяснено следующее.
Штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, признанные должником или подлежащие уплате им по вступившему в силу решению суда, относятся к внереализационным доходам при исчислении прибыли.
Если федеральное казенное учреждение является заказчиком госконтракта, то поставщик выплачивает неустойку не ему, а Российской Федерации. Последняя не признается плательщиком налога на прибыль. Если учреждение является заказчиком по гражданско-правовому договору, то оно учитывает неустойку в составе внереализационных доходов при налогообложении прибыли.
НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль. Он является исчерпывающим. Средства, полученные федеральным казенным учреждением от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и аналогичных услуг, в нем не указаны. Следовательно, включаются в состав внереализационных доходов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 августа 2013 г. N 03-03-06/4/35325
Текст письма официально опубликован не был