Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Решение Верховного Суда РФ от 31 июля 2013 г. N АКПИ13-558 О признании частично недействующим подпункта "г" пункта 50 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719

Решение Верховного Суда РФ от 31 июля 2013 г. N АКПИ13-558

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31 октября 2013 г. N АПЛ13-450 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Карулине И.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Овчинникова П.А. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 утверждено Положение о воинском учете (далее - Положение). Постановление опубликовано 4 декабря 2006 г. в Собрании законодательства Российской Федерации и 6 декабря 2006 г. в "Российской газете".

Подпунктом "г" пункта 50 Положения установлено, что граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.

Овчинников П.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "г" пункта 50 Положения в части, обязывающей граждан, подлежащих воинскому учету, сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о состоянии здоровья (получении инвалидности). В обоснование заявленного требования указал, что оспариваемое положение носит неопределенный характер, вызывает неоднозначное толкование, поскольку не содержит указаний на способ и сроки обеспечения исполнения этой воинской обязанности (не возлагает обязанность на военный комиссариат направлять на медицинское освидетельствование), что входит в противоречие с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ), частями 1, 4 статьи 13, пунктом 1 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

В судебное заседание Овчинников П.А. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 5 июня 2013 г. N РД-П4-3785).

Представители Министерства обороны Российской Федерации Пурьев В.Ю. и Стручкова Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что подпункт "г" пункта 50 Положения не противоречит действующему федеральному законодательству и не нарушает прав и законных интересов граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей удовлетворить заявленные требования, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется данным Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Подпунктом 18 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" утверждение положения о воинском учете отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации в области обороны.

Таким образом, Правительство Российской Федерации утвердило Положение во исполнение указанных законоположений.

Статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлены обязанности граждан по воинскому учету, в соответствии с которыми граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания (пункт 1).

За неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 21.5).

Обязанность граждан сообщать об изменении состояния здоровья (получении инвалидности) положениями названных законов не установлена, отсутствуют и другие нормативные правовые акты, устанавливающие такую обязанность.

Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ такая обязанность возложена на Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, в соответствии с которой они обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5, пунктами 2, 3 статьи 25.1, пунктом 4 статьи 8 этого закона документы воинского учета должны содержать сведения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья; заключение о годности гражданина к военной службе дается по результатам медицинского освидетельствования, которое проводится по направлению военных комиссариатов военно-врачебной экспертизой.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ нет статьи 25.1

Таким образом, подпункт "г" пункта 50 Положения в части, возлагающей обязанность на граждан сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении состоянии здоровья (получении инвалидности), не соответствует положениям федерального законодательства.

Ссылка представителей заинтересованного лица на пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, согласно которому граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением, не может быть признана обоснованной, поскольку перечень сведений, которые гражданин обязан сообщить о себе в военный комиссариат, установлен законом и является исчерпывающим.

Утверждение заявителя о несоответствии оспариваемого положения по основанию отсутствия в нем положений, возлагающих на военный комиссариат обязанность направлять граждан, состоящих на воинском учете, на медицинское освидетельствование в случае изменения его состояния здоровья, по сути сводится к его дополнению, что к компетенции суда не относится.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Овчинникова П.А. удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу подпункт "г" пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, в части, устанавливающей обязанность граждан, подлежащих воинскому учету, сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о состоянии здоровья (получении инвалидности).

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

В.А. Емышева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Для граждан, подлежащих воинскому учету, предусмотрен ряд обязанностей, связанных с информированием военкоматов.

При проверке одной из таких обязанностей ВС РФ пришел к выводу о ее незаконности.

Речь идет об обязанности данных гражданин сообщать в военкомат (иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства) об изменении сведений о состоянии здоровья (получении инвалидности). Срок для этого - 2 недели.

Данная обязанность установлена Положением о воинском учете.

Как пояснил ВС РФ, Закон о воинской обязанности и военной службе предусматривает обязанности граждан по воинскому учету.

Так, граждане обязаны сообщить в военкомат (соответствующий орган местного самоуправления) об изменении семейного положения; образования; места работы или должности; о переезде на новый адрес жительства, расположенный в пределах территории муниципалитета, или место пребывания. Срок - 2 недели.

Невыполнение обязанностей по воинскому учету, в т. ч. несообщение перечисленных сведений, грозит административным штрафом.

Перечень сведений, которые гражданин сам должен сообщить о себе в военкомат, установлен законом и является исчерпывающим.

Между тем обязанность граждан сообщать об изменении состояния здоровья (получении инвалидности) ни вышеуказанным актом, ни иными законами не установлена.

По Закону о воинской обязанности такой вопрос отнесен к ведению Федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Данные учреждения обязаны в сообщать в военкоматы сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете.

Также это касается и аналогичных сведений о гражданах, не состоящих, но обязанных находиться на воинском учете.

С учетом этого соответствующее положение подзаконного акта признается недействующим.


Решение Верховного Суда РФ от 31 июля 2013 г. N АКПИ13-558


Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, март 2014 г., N 3 (в извлечении)


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31 октября 2013 г. N АПЛ13-450 настоящее решение оставлено без изменения