Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2013 г. N 44-АПГ13-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Калининой Л.А.,
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тарасова К Д. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 13 от 21 июля 2013 г. N 08/02 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 13 Тарасову К.Д." по апелляционной жалобе Тарасова К.Д. на решение Пермского краевого суда от 26 июля 2013 г., которым в удовлетворении его заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 30 мая 2013 г. N 107/01-2 на 8 сентября 2013 г. назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 13. Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 30 мая 2013 г. N 107/03-2 полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 13 возложены на территориальную избирательную комиссию Соликамского муниципального района.
Тарасов К.Д. обратился в установленном порядке в избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 13 в порядке самовыдвижения, представил предусмотренные законом документы для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, о чем ему было выдано подтверждение.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 13 от 21 июля 2013 г. N 08/02 Тарасову К.Д. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 13.
Тарасов К.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения окружной избирательной комиссии, ссылаясь на то, что избирательной комиссией неправильно применены нормы материального права, а именно пункт "в" части 3 статьи 14, пункты "в" и "ж" части 5 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 г. N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края". Так, избирательная комиссия уведомила заявителя о неполноте сведений о кандидате, в частности об отсутствии документа "учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда" только 20 июля 2013 г., т.е. за один день до заседания данной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, следовательно, предоставление недостающего документа и получение его комиссией 20 июля 2013 г. является обоснованным, вынужденным и законным. Таким образом, в действиях Тарасова К.Д. нарушение требований пункта "в" части 5 статьи 33 Закона Пермского края N 766-ПК отсутствует.
Кроме того, является необоснованной ссылка избирательной комиссии на нарушение Тарасовым К.Д. пункта "ж" части 5 статьи 33 Закона Пермского края N 766-ПК, поскольку согласно решения избирательной комиссии от 21 июля 2013 г. количество недостоверных (недействительных) подписей выявлено 6, что составляет 8,5%, и не превышает допустимого значения в 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, собранных для проверки.
Решением Пермского краевого суда от 26 июля 2013 г. в удовлетворении заявления Тарасова К.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Тарасов К.Д. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данных Федеральным законом, иным законом.
Пунктами 1 и 2 статьи 32 указанного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно статье 33 этого же Федерального закона о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1). Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункт 2).
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 статьи 33 названного Федерального закона, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к данному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края".
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации, представляет первый финансовый отчет.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 32 Закона Пермского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет кандидата.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункту "в" части 5 статьи 33 Закона Пермского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Из изложенного выше следует, что для регистрации Тарасова К.Д. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 13 ему необходимо было представить документы предусмотренные статьей 32 Закона Пермского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края", в том числе первый финансовый отчет, который согласно пункту 8.7 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов законодательного собрания Пермского края, утвержденной постановлением Избирательная комиссия Пермского края от 4 августа 2011 г. N 04/29-2 состоит из следующих документов: учета поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда; финансового отчета; банковской справки (выписки со счета) об остатке средств избирательного фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12 июля 2013 г. Тарасов К.Д. представил в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его в качестве кандидата, за исключением документа об учете поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда, являющегося частью первого финансового отчета его заявитель представил в избирательную комиссию 20 июля 2013 г. В процессе рассмотрения дела Тарасов К.Д. признавал факт непредставления первого финансового отчета в полном объеме 12 июля 2013 г.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями подпункта "в" пункта 24 статьи 38 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта "в" части 5 статьи 33 Закона Пермского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края", следует признать правильным вывод суда об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии об отказе Тарасову К.Д. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 13, в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, в данном случае в связи с непредставлением Тарасовым К.Д. первого финансового отчета в полном объеме.
При этом является правильным вывод суда о том, что действующее законодательство не предусматривает право кандидата дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата если они не были представлены в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, иное противоречило бы принципу равного избирательного права, означающему участие граждан в выборах на равных основаниях и условиях.
Судом был проверен и обоснованно отклонен, как не нашедший своего подтверждения довод Тарасова К.Д. о том, что ему отказано в регистрации также на основании пункта "ж" части 5 статьи 33 Закона Пермского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края".
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 26 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасова К.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2013 г. N 44-АПГ13-10
Текст определения официально опубликован не был