Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
членов Комиссии:
советника Управления контроля размещения государственного заказа Вершининой И.А.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
при участии представителей ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" Кирсановой С.Ю., Гетоевой И.А., ЗАО "Аэродромдорстрой" Ленивкина В.А., Еременко Ю.В., Никоновой О.Н., Земляного В.В., ЗАО "Строительное управление N 1" Громенковой Ю.А., Земляного В.В., Ленивкина В.А., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ЗАО "Аэродромдорстрой" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на реконструкцию участков автомобильной дороги 1Р 402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск. Реконструкцию автомобильной дороги 1Р 402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск, участок км 77+000 - км 89+000, мостовой переход через р. Тобол на км 78+543, Тюменская область (номер извещения 0362100008213000134) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика.
1. Заказчик не ответил на запросы о разъяснении положений документации об Аукционе.
2. Заказчик не исполнил предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, ранее выданное Комиссией ФАС России по делу от 24.06.2013 N К-891/13 (далее - Предписание).
3. Документацией об Аукционе Заказчиком не установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 21.05.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 5 336 589 500 рублей;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.08.2013 в 08:00, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 16.08.2013, дата проведения Аукциона -19.08.2013.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик в соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов ответил и разместил на Официальном сайте разъяснения положений документации об Аукционе на запросы Заявителя.
Вместе с тем, Комиссия, рассмотрев представленные на заседание Комиссии запросы о разъяснении положений документации об Аукционе и соответствующие ответы, размещенные Заказчиком на Официальном сайте, не обладает специальными знаниями для того, чтобы сделать вывод о полноте ответов Заказчика на поставленные Заявителем в запросе о разъяснении положений документации об Аукционе вопросы.
2. В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе размещения заказа участник размещения заказа ЗАО "Строительное управление N 1" 17.06.2013 обратился в ФАС России с жалобой на действия аукционной комиссией Заказчика, мотивированной тем, что аукционная комиссия Заказчика приняла необоснованное решение об отказе участнику размещения заказа ЗАО "Строительное управление N 1" в допуске к участию в Аукционе.
Комиссия, рассмотрев 24.06.2013 жалобу участника размещения заказа ЗАО "Строительное управление N 1", решила признать указанную жалобу обоснованной. При этом, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выразившееся в ограничении количества участников размещения заказа путем установления в документации об Аукционе необходимости соответствия выполняемых работ требованиям стандарта организации.
На основании решения по делу от 24.06.2013 N К-892/13, принятого по итогам рассмотрения жалобы участника размещения заказа ЗАО "Строительное управление N 1" от 17.06.2013, Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки выдано Предписание, в соответствии с которым: Заказчику необходимо привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 24.06.2013 по делу N К-891/13 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте. Срок исполнения Предписания - 08.07.2013.
На заседании Комиссии установлено, что Предписание Заказчиком не исполнено в полном объеме, а именно Заказчиком не исключены требования о соответствии выполняемых работ требованиям стандартов организаций, указанные в пунктах 668-679 Приложения N 6 к государственному контракту документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего Предписание в установленный срок, нарушают пункт 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно разделу 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии со ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 и инструкция по заполнению заявки" документации об Аукционе Заказчиком установлено, в том числе: "первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (Приложение 6 к документации об аукционе в электронной форме), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что приложение N 6 к документации об Аукционе содержит требования к товарам соответствующие потребностям Заказчика. В указанном приложении указываются наименования товаров и к каждому товару устанавливаются качественные характеристики и значения таких характеристик. При этом данные требования сформированы Заказчиком с учетом положений проектно-сметной документации.
Вместе с тем, согласно доводу жалобы в пунктах 71, 74, 76, 77, 78, 79 приложения N 6 "Требования к используемым при выполнении работ товарам" к документации об Аукционе Заказчиком указаны знаки, не предусмотренные проектом и отсутствующие в ГОСТ Р 52290-2004, ссылка на который указана в документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в пунктах 71, 74, 76, 77, 78, 79 приложения N 6 "Требования к используемым при выполнении работ товарам" к документации об Аукционе Заказчиком указаны знаки NN 1.1, 1.2, 1.5, 1.20, 2.3, 2.4, 2.3.1-2.4, 5.16.1, 5.16.2, 2.6, 3.26, 3.3, 7.1.1, 7.1.3, 7.1.4, 5.29.1, 5.29.2 соответственно. Вместе с тем, Комиссия изучив материалы представленные Заказчиком, а именно ГОСТ Р 52290-2004 не усмотрела в указанном ГОСТе указанных номеров знаков.
Следовательно, положения пунктов 71, 74, 76, 77, 78, 79 приложения N 6 "Требования к используемым при выполнении работ товарам" к документации об Аукционе используемые Заказчиком для определения соответствия своим потребностям содержат ссылки на положения отсутствующие в ГОСТ Р 52290-2004, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов
Таким образом, действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Аэродромдорстрой" обоснованной в части не исполнения Заказчиком предписания в полном объеме, не установления требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара (дорожные знаки в пунктах 71, 74, 76, 77, 78, 79) приложения N 6 "Требования к используемым при выполнении работ товарам" к документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 9 статьи 19, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 08.08.2013 N К-1292/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 августа 2013 г. N К-1292/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был