Правила по охране труда
в военизированной охране министерства путей сообщения Российской Федерации
ПОТ РО-32-ЦУО-640-99
(утв. Министерством путей сообщения РФ 19 февраля 1999 г. N ЦУО-640)
См. справку о правилах охраны труда
1. Общие требования
1.1. Настоящие Правила устанавливают основные требования по охране труда работников военизированной охраны Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - военизированная охрана) при несении службы по охране грузов и объектов на железнодорожных станциях, в пути следования поездов, при проведении оперативно-профилактической работы, тушении пожаров и охране искусственных сооружений.
Требования настоящих правил распространяются на начальствующий состав всех подразделений военизированной охраны.
1.2. При несении службы в соответствии с ГОСТ 12.0.003 и Руководством по определению зон воздействия опасных факторов аварий с сжиженными газами, горючими жидкостями и аварийно химически опасными веществами на объектах железнодорожного транспорта (нормативные документы приведены в приложении 1 к настоящим Правилам) на работников военизированной охраны могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся подвижной состав и транспортные средства;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная запыленность и загазованность воздуха;
опасные факторы пожара и взрыва (пламя, искры, повышение температуры окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода, ударная волна, обрушивающиеся конструкции и оборудование, образовавшиеся при взрыве или выделяющиеся из поврежденного оборудования опасные и вредные вещества);
повышенный уровень ионизирующих излучений;
повышенные уровни шума и вибраций на рабочем месте;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
физические перегрузки во время ликвидации пожаров и последствий аварийных ситуаций;
нервно-психические перегрузки;
эмоциональные перегрузки.
В местах несения службы должны быть предусмотрены меры защиты работников от возможного воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Концентрации веществ, обладающих вредными свойствами, и уровни опасных и вредных производственных факторов в служебных помещениях, на территории подразделений и местах несения службы не должны превышать предельно допустимых значений, установленных государственными стандартами и санитарными нормами.
1.3. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
1.4. Средства охранно-пожарной сигнализации и средства пожаротушения в служебных помещениях военизированной охраны должны соответствовать требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения и Перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара.
Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
1.5. Руководители подразделений военизированной охраны в своей работе должны руководствоваться Наставлением по организации службы в стрелковых и стрелково-пожарных подразделениях военизированной охраны Министерства путей сообщения, Наставлением по организации службы в пожарных подразделениях военизированной охраны МПС России, Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации и Правилам по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
1.6. Во всех подразделениях военизированной охраны для основных профессий работников и на отдельные виды работ с учетом местных условий, должны быть разработаны инструкции по охране труда в соответствии с настоящими Правилами, типовыми инструкциями по охране труда и Положением о порядке разработки и утверждения нормативных актов по охране труда на федеральном- железнодорожном транспорте.
1.7. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением требований настоящих Правил в подразделениях военизированной охраны должен осуществляться согласно Положению о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте.
4. Требования безопасности к территории и служебным помещениям
4.1. Территория подразделения военизированной охраны должна постоянно содержаться в чистоте.
4.2. Территория подразделений должна быть ограждена. Ямы, канавы и другие углубления устраиваемые на территории подразделений для технических целей, должны быть накрыты настилами или иметь ограждения на высоту не менее 1 м с отступлением от края не менее чем на 0,75 м.
4.3. Освещённость территории подразделений и служебных помещений должны соответствовать Нормам искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта.
4.4. Ступени, перила и поручни лестничных маршей помещений должны содержаться в исправном состоянии.
4.5. Крыши служебных, санитарно-бытовых помещений и сооружений должны систематически очищаться от снега и льда.
На территории расположения служебных и санитарно-бытовых помещений подразделений военизированной охраны должны устанавливаться емкости для сбора и хранения использованных обтирочных и смазочных материалов, отходов продуктов питания и т.д.
4.6. Полы в караульных помещениях пожарных, стрелково-пожарных, стрелковых команд и команд по охране искусственных сооружений и других объектов должны выполняться на одном уровне (одной отметке). В дверных проемах пороги делать не допускается.
4.7. Помещение гаража пожарного депо оборудуется вентиляцией и газоотводами для удаления отработанных газов при работе двигателей пожарных автомобилей.
4.8. Страхующие устройства учебных башен перед использованием подвергать проверке. Замок должен прочно удерживать веревку и после снятия нагрузки на нем не должно быть повреждений и заметной остаточной деформации. Учебная башня должна обеспечиваться страхующими устройствами из расчета - одно устройство на один ряд окон по вертикали, которое ежегодно должно испытываться в установленном порядке.
Запрещается использовать учебные башни для хранения оборудования и различных предметов, кроме пожарных рукавов, подвешенных для сушки.
4.9. В подразделениях военизированной охраны устанавливаются безопасные маршруты следования служебных нарядов по обочинам путей или междупутью с менее интенсивным движением поездов и маневровой работой. Схемы маршрутов вывешивают в караульных помещениях.
4.10. Посты часовых устанавливаются в местах, обеспечивающих хорошее наблюдение за охраняемыми объектами и безопасное несение службы.
4.11. На постах по охране искусственных сооружений и других объектов в соответствии с проектами оборудуются постовые будки (грибки), смотровые вышки, площадки с твердым покрытием, лестницы, настилы и другие необходимые обустройства. В зимнее время площадки, лестницы, настилы и подходы к ним должны регулярно очищаться от снега, льда и посыпаться песком.
4.12. На территории расположения служебных и бытовых помещений военизированной охраны должны быть емкости для сбора и хранения использованных обтирочных, смазочных материалов и других отходов.
5. Режимы труда и отдыха
5.1. Руководство отряда, команды (пожарного поезда) военизированной охраны должно обеспечивать подчиненным работникам режимы труда и отдыха в соответствии с приказом МПС СССР от 18.09.90 N 8 ЦЗ и Положением о прохождении службы в военизированной охране МПС России.
5.2. Руководство отряда военизированной охраны должно предоставлять подчиненным работникам военизированной охраны ежегодные и дополнительные отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. В соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации продолжительность рабочего времени работников военизированной охраны устанавливается не более 40 часов в неделю.
5.4. Для начальствующего и рядового состава военизированной охраны, занятого на непрерывной сменной службе, устанавливается суммированный учет рабочего времени - месяц или квартал. Длительность учетного периода определяется начальником службы военизированной охраны железной дороги и не меняется в течение учетного периода
5.5. Средний, старший и высший начальствующий состав военизированной охраны, кроме лиц, занятых на непрерывной сменной службе, относится к категории работников с ненормированным рабочим днем.
5.6. Для работников с нормированным и ненормированным рабочим днем продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка и нормами трудового законодательства Российской Федерации.
5.7. Продолжительность несения службы на постах и других видах нарядов устанавливается в соответствии с Положением о прохождении службы в военизированной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации. Время пребывания на наружном стационарном посту при температуре воздуха - 20°С и ниже, +30°С (в тени) и выше, а также при сильном ветре сокращается до 4 ч.
6. Требования к профессиональному отбору и проверке знаний правил
6.1. К работе в военизированной охране допускаются граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на военизированную охрану.
Работники военизированной охраны должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" и порядке, установленном МПС России.
Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в отряде военизированной охраны в личных делах работников. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны быть подвергнуты внеочередному медицинскому осмотру.
6.2. Работники военизированной охраны допускаются к несению службы по охране объектов, грузов и обеспечению пожарной безопасности после изучения программы начальной подготовки и проверки знаний по основным предметам для стрелковых и пожарных подразделений, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, настоящих Правил, а также прохождения стажировки в качестве дублеров часовых или номеров боевых расчетов на пожарных автомобилях (пожарных поездах).
6.3. Обучение, проверка знаний, стажировка и все виды инструктажа (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте и Руководством по организации профессиональной подготовки работников военизированной охраны МПС России.
Сведения о прохождении обучения, проверки знаний, стажировки и проведении инструктажей должны регистрироваться с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего в соответствующих журналах.
6.4. Работники, связанные с обслуживанием электростанций и электрооборудования в пожарных поездах, должны проходить в соответствующем объеме обучение по Правилам эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
6.5. Работники военизированной охраны, в зависимости от должности, профессии и характера работ, должны иметь группу по электробезопасности в соответствии с перечнем профессий и должностей, приведенном в приложении 4 к настоящему Положению.
6.6. К работе на транспортных средствах (автомобили, мотоциклы, катера) допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления этими средствами.
6.7. К управлению пожарными автомобилями и работе со специальными агрегатами допускаются:
водители с трехлетним непрерывным стажем работы в качестве водителя соответствующей категории транспортных средств, прошедших специальную подготовку по программам, согласованным Государственной противопожарной службой МВД России, и получившие свидетельство (удостоверение) на право управления автомобилем, выданное квалификационной комиссией отряда (службы) военизированной охраны железной дороги;
к работе с пожарными мотопомпами - лица, имеющие удостоверение на право управления автотранспортным средством, прошедшие обучение по программе подготовки к работе на пожарных мотопомпах и других агрегатах и получившие свидетельство (удостоверение), выданное квалификационной комиссией отряда (службы) военизированной охраны железной дороги;.
к работе с транспортной системой комбинированного пожаротушения (ТСКП) - лица, прошедшие специальное обучение по программе подготовки к работе на данной системе и получившие в установленном порядке свидетельство (удостоверение) на право работы с сосудами высокого давления.
6.8. Лица, включаемые в состав звеньев газодымозащитной службы (ГДЗС) в пожарных командах (пожарных поездах) военизированной охраны, должны иметь допуск врачебной комиссии к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.
В каждой команде (пожарном поезде) военизированной охраны должны быть оборудованы кабинеты или уголки по охране труда, имеющие нормативные документы по охране труда, наглядные пособия по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, а также устройства для демонстрации видеофильмов и диафильмов.
7. Требования к применению средств индивидуальной защиты
7.1. Работники военизированной охраны должны быть обеспечены соответствующей спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 03.01.96 N 1Ц "О форменной одежде для личного состава военизированной охраны МПС России" и Инструкцией о порядке обеспечения, хранения и учета форменной, спецпостовой одеждой и постельными принадлежностями и выдачи их личному составу военизированной охраны МПС России, а также нормами, определенными Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации.
7.2. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.
Боевая и защитная одежда должна обеспечивать безопасность и удобство работы пожарных в условиях высоких и низких температур, а также защиту от воздействия воды и водных растворов огнетушащих веществ.
Руководители подразделений военизированной охраны обязаны обеспечивать химчистку, стирку и ремонт спецодежды в установленные сроки.
7.3. Перед сдачей в ремонт средства индивидуальной защиты и другие предохранительные приспособления должны подвергаться дезинфекции, чистке и стирке.
Недопустимо применение керосина и других токсичных нефтепродуктов для чистки кожи и обработки средств индивидуальной защиты.
7.4. Личный состав пожарных команд (пожарных поездов) военизированной охраны должен обеспечиваться:
фильтрующими противогазами (ГП - 5), гопкалитовыми патронами - согласно штатной численности подразделения;
изолирующими противогазами или аппаратами сжатого воздуха (АСВ-2, АИР-317; АИР-217) - для каждого члена звена газодымозащитной службы;
регенеративными патронами - согласно штатной численности подразделения;
пусковыми брикетами -10 штук на подразделение;
войсковым прибором химической разведки (ВПХР) - коплект, радиометром, рентгенометром (ДП-58), метеокомплектом (МК-3) - по одному на пожарное подразделение;
очками защитными - 5 штук на пожарное подразделение;
перчатками резиновыми - 5 штук на пожарное подразделение.
7.5. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) должны испытываться в сроки и по методике, установленными Типовым наставлением по газодымозащитной службе в пожарных подразделениях военизированной охраны МПС России.
8. Требования к санитарно-бытовому обеспечению работников
8.1. Для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий работников военизированной охраны в подразделениях должны быть оборудованы санитарно-бытовые и вспомогательные помещения в соответствии с СНиП 2.09.04, Пособием по проектированию административных и бытовых зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта и проектно-сметной документацией на строительство служебных помещений подразделений военизированной охраны.
Санитарно-бытовые помещения должны содержать гардеробные, умывальные комнаты, санузлы и помещения для сушки спецодежды и форменной одежды, комнаты для кратковременного отдыха, обогрева и приема пищи.
Температура воздуха в указанных помещениях должна быть не ниже +18°С.
В умывальных комнатах постоянно должно быть мыло для мытья рук.
8.2. Отделка служебных санитарно-бытовых помещений должна производиться вязкостойким материалом, позволяющим легко очищать поверхности от загрязнения.
8.3. Для приема пищи должны быть оборудованы специальные помещение. Хранение и принятие пищи на рабочих местах не допускается.
8.4. В служебных помещениях пожарной команды (пожарного поезда) военизированной охраны должно быть оборудовано питьевое водоснабжение. В специально отведенных местах должны быть установлены бачки фонтанного типа, защищенные от попадания пыли и других вредных веществ.
В бачках должна находиться ежедневно сменяемая кипяченая вода с температурой при раздаче не выше +20°С и не ниже +6°С.
Допускается употребление некипяченой водопроводной воды с разрешения центра санитарно-эпидемиологического надзора.
8.5. В подразделениях военизированной охраны в специально отведенных местах должны находиться укомплектованные медикаментами и перевязочными материалами (согласно перечню, утвержденному Департаментом здравоохранения МПС России) аптечки и инструкции по оказанию первой доврачебной помощи.
Все работники военизированной охраны должны знать места расположения аптечек и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему.
Ответственность за хранение и содержание аптечки должна возлагаться на начальника отделения дежурного караула, прошедшего соответствующую подготовку.
9. Ответственность за нарушение правил
9.1. Ответственными лицами за состояние охраны труда, организацию безопасного несения службы, за пожарную безопасность, а также за соблюдение настоящих Правил в соответствии со своими обязанностями являются:
начальник службы военизированной охраны железной дороги и его заместители;
начальник отряда военизированной охраны железной дороги и его заместители;
начальник команды (пожарного поезда) военизированной охраны железной дороги;
начальник отделения (караула) команды (пожарного поезда) военизированной охраны железной дороги.
9.2. Начальник службы военизированной охраны железной дороги, его заместители несут ответственность за:
соблюдение законодательства Российской Федерации по охране труда;
выполнение требований настоящих Правил;
выполнение Нормативов участия в работе по охране труда руководителей железнодорожного транспорта;
выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, отвечающих требованиям нормативных актов по охране труда;
исправное состояние помещений, пожарной техники, пожарно-технического вооружения, оборудования, механизмов, инструмента, предохранительных приспособлений и санитарно-технических устройств;
положение дел с производственным травматизмом, разработку мероприятий и подготовку рекомендаций подразделениям военизированной охраны по его профилактике;
проведение служебного расследования групповых несчастных случаев, а также случаев со смертельным исходом и тяжелыми телесными травмами.
9.3. Начальник отряда военизированной охраны и его заместители несут ответственность за:
соблюдение законодательства Российской Федерации по охране труда;
выполнение требований настоящих Правил;
выполнение Нормативов участия в работе по охране труда руководителей железнодорожного транспорта;
осуществление контроля за разработкой и выполнением мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и санитарно-гигиенических условий труда;
своевременное медицинское обследование подчиненных работников;
состояние сооружений и обустройств;
соблюдение режима труда и отдыха подчиненных работников;
проверку знаний и выполнение работниками правил охраны труда;
наличие и ведение служебной документации по вопросам охраны труда;
организацию ежемесячного проведения дня охраны труда в подразделениях отряда;
расследование в установленном порядке несчастных случаев с работниками отряда военизированной охраны;
незамедлительное принятие мер к устранению причин, вызвавших несчастный случай;
обеспечение подразделений отряда исправной спецодеждой и форменным обмундированием (согласно установленным нормам), организацию чистки, ремонта и дезинфекции спецодежды.
9.4. Начальник команды (пожарного поезда) военизированной охраны несет ответственность за:
выполнение Нормативов участия в работе по охране труда руководителей железнодорожного транспорта;
разработку планов мероприятий по охране труда;
проведение первичных, повторных, внеплановых и целевых инструктажей на рабочем месте, организацию стажировки вновь принятых в подразделение военизированной охраны работников:
проведение занятий, бесед, организацию лекций по вопросам трудового законодательства, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии с работниками подразделения военизированной охраны;
исправность спецодежды и форменного обмундирования, обеспечение безопасного состояния помещений и других обустройств, оборудования и инвентаря, рабочих мест;
соблюдение работниками подразделения военизированной охраны законодательства Российской Федерации о труде, норм, правил, инструкций, приказов и указаний по охране труда;
организацию оформления кабинета (уголка) по охране труда, наличие инструкций, знаков, надписей и плакатов по охране труда;
расследование несчастных случаев, разработку мер по их предупреждению.
9.5. Начальник отделения (караула) несет ответственность за:
проведение инструктажа личного состава на рабочем месте;
соблюдение личным составом отделения (караула) требований инструкций по охраны труда;
исправность спецодежды, форменного обмундирования технических средств, оборудования, инвентаря.
9.6. Лица начальствующего состава, допустившие нарушение нормативных актов по охране труда и пожарной безопасности, с учетом последствий, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила по охране труда для работников военизированной охраны Министерства путей сообщения, утвержденные МПС СССР 16.04.91 N ЦУО-4850 на территории Российской Федерации не применяются.
Заместитель Министра |
Ю.М. Герасимов |
Согласовано
Письмо
Министерства труда и социального развития РФ от 25 декабря 1998 г. N 711-8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила устанавливают основные требования по охране труда работников военизированной охраны МПС России при несении службы по охране грузов и объектов на железнодорожных станциях, в пути следования поездов, при проведении оперативно-профилактической работы, тушении пожаров и охране искусственных сооружений.
Требования правил распространяются на начальствующий состав всех подразделений военизированной охраны.
Правила по охране труда в военизированной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации ПОТ РО-32-ЦУО-640-99 (утв. Министерством путей сообщения РФ 19 февраля 1999 г. N ЦУО-640)
Текст правил официально опубликован не был