Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СтройПроектСервис" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Федеральным казенным учреждением "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции участков автомобильной дороги М-56 "Лена" - от Невера до Якутска. Реконструкция автомобильной дороги М-56 "Лена" - от Невера до Якутска км 1128 - км 1148, Республика Саха (Якутия) (номер извещения 0322100024513000132) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.06.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 855 930 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 01.08.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "СГК-Автострада" с минимальным предложением о цене контракта 1 809 529 472,40 рубля.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 29.07.2013 N 0322100024513000132/1 (далее - Протокол рассмотрения первых частей заявок) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе, в том числе: "Бетонная смесь - не указаны в составе бетонной смеси водоцементное отношение, доля песка в смеси, заполнителей и добавки".
Пунктом "Бетонная смесь. В25F300W8, B30F300W8, B35F300W6, B40F300W8" Приложения N 5 к документации об Аукционе установлено, что: "При указании состава бетонной смеси необходимо указать водно-цементное отношение, долю песка в смеси, заполнителей и расход добавки", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка в пункте "Бетонная смесь. В25F300W8, B30F300W8, B35F300W6, B40F300W8" Приложения N 5 к документации об Аукционе не указано водоцементное отношение, доля песка в смеси, заполнителей и добавки.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
2. Вместе с тем, в разделах "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки II", "Крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь марки II" Технического задания документации об Аукционе установлены требования к пористости минеральной части, остаточной пористости асфальтобетонной смеси.
Так, в разделе "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки II" Технического задания документации об Аукционе установлено требование, согласно которому "Пористость минеральной части должна быть, % от 14 до 19%".
В разделе "Крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь марки II" Технического задания документации об Аукционе установлено требование, согласно которому: "пористость минеральной части смеси должна быть не более 23%. Остаточная пористость св.5 до 10%".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пористость минеральной части, а также остаточная пористость рассчитываются по формулам, указанным в ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства" на основании других показателей. При этом согласно расчетам по указанному ГОСТу, осуществляемым на основании значений показателей, указанных в заявке Заявителя на участие в Аукционе, пористость минеральной части для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси должна составлять 15,6%, пористость минеральной части для крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси - 17,2%, остаточная пористость - 7,0%.
Вместе с тем, в Приложении N 5 документации об Аукционе отсутствует требование о соответствии значений показателей требованиям ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства".
Кроме того, согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению. При этом на заседании Комиссии установлено, что установленная Заказчиком в документации об Аукционе инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе не регулирует порядок заполнения заявки в части указания значений показателей на основании математических расчетов.
Кроме того, в разделе "Ограждения дорожные металлические барьерного типа" Приложения N 5 документации об Аукционе установлены следующие требования: "Световозвращатели, должны быть изготовлены по ГОСТ Р 50971, размещены в углублении в средней части поперечного профиля балки. Световозвращатели устанавливают по всей длине ограждения с интервалом 4 м (в т.ч. на участках отгона и понижения).
Координаты цветности угловых точек цветовых областей световозвращающих элементов для условий ночного освещения источником света типа А определяют по ГОСТ Р 41.27 при угле освещения b2 = +5°, b1 = 0° и угле наблюдения a = 20.
Для световозвращающих элементов координаты (х, у) угловых точек цветовых областей, определяемых в колориметрической системе МКО 1931 г. [1] для источника типа А по ГОСТ 7721 при условиях измерения, указанных в ниже, должны соответствовать приведенным в таблице.
Координаты цветности угловых точек цветовых областей световозвращающих элементов для условий ночного освещения источником света типа А определяют по ГОСТ Р 41.27 при угле освещения b2 = +5°, b1 = 0° и угле наблюдения a = 20.
Координаты цветности и значения коэффициента яркости образцов световозвращателей со световозвращающими элементами пленочного типа для условий дневного освещения источником света типа Д65 при геометрии измерения 45°/0° определяют по ГОСТ Р 52290. Координаты цветности, x,y должны соответствовать области ограниченной координатами цветности угловых точек цветовых областей".
При этом указаны координаты цветности угловых точек цветовых областей:
Цвет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
х |
у |
х |
у |
х |
у |
х |
у |
х |
у |
|
Белый |
0,390 |
0,410 |
0,440 |
0,440 |
0,500 |
0,440 |
0,500 |
0,390 |
0,420 |
0,370 |
Желтый |
0,513 |
0,487 |
0,500 |
0,470 |
0,545 |
0,425 |
0,572 |
0,425 |
- |
- |
Красный |
0,652 |
0,348 |
0,622 |
0,348 |
0,714 |
0,256 |
0,735 |
0,265 |
- |
- |
Вместе с тем, из данной таблицы не представляется возможным определить, являются ли эти показатели максимальными и минимальными значениями или значениями, которые не могут изменяться.
В Приложении N 5 документации об Аукционе для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б, марки II установлены следующие требования:
- "размер зерен, мм, мельче ( в процентах по массе): 20 мм 90-100; 15 мм 80-100; 10 мм 70-100; 5 мм 50-60; 2,5 мм 38-48; 1,25 мм 28-37; 0,63 мм 20-28; 0,315 мм 14-22; 0,16 мм 10-16; 0,071 мм 6-12";
- "содержание зерен крупностью св. 10, 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений для I класса: Повышенной крупности, крупный и средний - св. 10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 5; Менее 0,16 мм - 5; Мелкий - св. 10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 5; Менее 0,16 мм - 10. Для II класса Повышенной крупности св. 10 мм - 5; Св. 5 мм - 20; Менее 0,16 мм - 10; крупный и средний св. 10 мм - 5; Св. 5 мм - 15; Менее 0,16 мм - 15; мелкий и очень мелкий - св. 10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 10; Менее 0,16 мм - 20; тонкий и очень тонкий не допускается св. 10 мм, св. 5 мм, Менее 0,16".
При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено конкретные показатели каких из перечисленных характеристик товара необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Также, Приложением N 5 документации об Аукционе для гравийно-песчаной смеси установлены следующие требования "Зерновой состав гравия, входящего в состав природной песчано-гравийной смеси, Размер контрольных сит, мм Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0-15, Размер контрольных сит, мм 2Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0, Зерновой состав гравия, входящего в состав обогащенной песчано-гравийной смеси Размер контрольных сит, мм 0,5 (Dmin + Dmax) Полный остаток на ситах по массе, % 40-80; Размер контрольных сит, мм Dmax- Полный остаток на ситах по массе, % 0-10; Размер контрольных сит, мм 1,25Dmax- Полный остаток на ситах по массе, % 0; Полные остатки на контрольных ситах при рассеве для щебня или гравия должны соответствовать, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.: Диаметр отверстий контрольных сит, мм - d Полные остатки на ситах, % по массе от 90 до 100; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 0,5 (d + D)Полные остатки на ситах, % по массе От 30 до 60;Диаметр отверстий контрольных сит, мм - D Полные остатки на ситах, % по массе до 10; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 1,25D Полные остатки на ситах, % по массе до 0,5".
При этом из документации об Аукционе не усматривается порядок заполнения заявки на участие в Аукционе в части указания значений полного остатка на ситах.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленная Заказчиком в документации об Аукционе инструкция не регулирует порядок заполнения заявки в части расчета значений пористости минеральной части, остаточной пористости, а также указания значений показателей: координаты цветности, полные остатки на контрольных ситах при рассеве для щебня, песчано-гравийной смеси для щебня и гравия, размер зерен для асфальтобетонной смеси типа Б, марки II, что не позволяет участникам размещения заказов сформировать заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцию, в соответствии с которой участникам размещения заказа необходимо представить в заявке на участие в Аукционе сведения о показателях товара, используемого при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Вместе с тем, пунктом 4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что Заказчик вправе произвести авансирование подрядчику части стоимости подрядных работ в размере до 30 процентов от суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, после получения денежных средств из федерального бюджета, а также последующее авансирование выполняемых работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы последующего авансирования не более 70 процентов суммы государственного контракта).
Таким образом, не установив в документации об Аукционе размер авансирования, Заказчик нарушил пункт 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройПроектСервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 3 статьи 41.6, пункта 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 13.08.2013 N К-1319/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 августа 2013 г. N К-1319/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был