Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов Комиссии:
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Красильниковой М.А.,
при участии представителей Министерства образования и науки Самарской области Денисюка М.Е., Берстаевой М.П., Юткина А.Ю., ООО "Галактика" Костылевой М.Д., Стеблевой С.И., ООО "Интегра" Гореликовой О.В., ООО "ИТ-Спецпроект" Румянцева В.Н., представители ОАО "Единая электронная торговая площадка" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Интегра" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Самарской области (далее - Заказчик), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку комплектов учебно-лабораторного оборудования для внедрения современных образовательных технологий (начальная школа) для Министерства образования и науки Самарской области (номер извещения 0142200001313006094) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Уполномоченным органом, Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в предмет Аукциона.
3. Проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит сведения о порядке приема работ и проведении обучения.
4. Проектом государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении поставщиком документов, содержащих исходную информацию о фактических затратах на поставку.
5. Согласно проекту государственного контракта поставка товара осуществляется по адресам, указанным в приложении к разнарядке грузополучателей документации об Аукционе, содержащей 13 адресов доставки товара, однако разнарядка грузополучателей документации об Аукционе неправомерно содержит 310 адресов грузополучателей.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 26.07.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 221 691 685 рублей;
3) Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.08.2013 09:00;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников размещения заказа.
1. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
При этом если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом опубликована документация об Аукционе на Официальном сайте от 17.07.2013, содержащая правомерное обоснование начальной максимальной цены с указанием реквизитов полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах: ООО "Бизнес-Меридиан" (исх. N 060 от 28.06.2013), ООО "Школьные учебники" (исх. N 22/КП от 28.06.2013), ООО "Ваш Софт" (исх. б/н от 28.06.2013). Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом 26.07.2013 внесены изменения в документацию об Аукционе, а именно: пункт 1.3.2 Технического задания документации об Аукционе "Программно-методический комплекс (ПМК) для изучения основных учебных дисциплин начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир" изменен на "Комплект интерактивных учебных пособий для изучения основных учебных дисциплин в начальной школе (в составе интерактивных пособий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ОБЖ, технологии)", кроме того Заказчиком, Уполномоченным органом исключены пункты 1.3.3 "ПМК для изучения основ истории с элементами обучения работы с картами, датами, первоисточниками", 1.3.4 "ПМК для изучения основ музыкального искусства" Технического задания документации об Аукционе в редакции от 26.07.2013.
При этом Заказчиком, Уполномоченным органом, в нарушение части 2 статьи 19 Закона о размещении заказов, в документации об Аукционе не установлено обоснование начальной максимальной цены контракта, соответствующий требованиям документации об Аукционе в редакции от 26.07.2013, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 41.5 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона от 17.07.2013 предметом Аукциона является "Поставка комплектов учебно-лабораторного оборудования для внедрения современных образовательных технологий (начальная школа) для Министерства образования и науки Самарской области". В соответствии с извещением о проведении Аукциона от 24.07.2013, а также извещением о проведении Аукциона от 26.07.2013 предметом Аукциона является "Поставка комплектов учебно-лабораторного оборудования для внедрения современных образовательных технологий (начальная школа) для Министерства образования и науки Самарской области". То есть предмет Аукциона после внесения изменений в документацию об Аукционе не изменился.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в предмет Аукциона, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 4 "Требования к условиям поставки оборудования" Технического задания документации об Аукционе содержит следующие требования: "Поставщик при поставке комплектов учебно-лабораторного оборудования должен обеспечить за свой счет обучение в очной форме 620 педагогов использованию указанного оборудования. Курс обучения должен быть рассчитан не менее чем на 12 академических часов". Вместе с тем, Заказчиком, уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлены требования, определяющие условия и порядок проведения обучения педагогов.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к обучению педагогов использованию поставляемого оборудования, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статья 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 12 статьи 9 Закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
В соответствии с пунктом 3.1.7 пункта 3 "Права и обязанности сторон ГК" проекта государственного контракта Заказчик вправе анализировать фактические затраты на поставку товара по первичным и сводным документам Поставщика.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 47 "О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" организация, выполняющая государственный заказ осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому заказу.
В ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика даны объяснения, из которых следует, что положение, закрепленное в пункте 3.1.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе включено в проект государственного контракта для возможности контроля Заказчиком исполнения условий контракта и целевого расходования бюджетных средств. Вместе с этим, данное положение государственного контракта предусмотрено в целях осуществления Заказчиком своей учетной политики при размещении заказов на поставку товаров для государственных нужд и не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что проектом государственного контракта документации об Аукционе установлено необоснованное требование о анализе Заказчиком документов, содержащих исходную информацию о фактических затратах на поставку, не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 7.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе поставка товара осуществляется по адресам доставки, указанным в приложении N 3 "Места доставки комплектов учебно-лабораторного оборудования" к разделу Разнарядка грузополучателей документации об Аукционе. При этом в Разнарядке грузополучателей документации об Аукционе перечислены наименования грузополучателей с указанием адресов грузополучателя, не являющиеся местами поставки товара.
Таким образом, довод Заявителя о том, что согласно проекту государственного контракта поставка товара осуществляется по адресам, указанным в приложении к разнарядке грузополучателей документации об Аукционе, содержащей 13 адресов доставки товара, однако разнарядка грузополучателей документации об Аукционе содержит 310 адресов грузополучателей, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в пункте 13 приложения "Места доставки комплектов учебно-лабораторного оборудования" к разнарядке грузополучателей документации об Аукционе указано: "Самарский образовательный округ: г. Самара (определяется поставщиком)", что не является надлежащим указанием места поставки товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом места поставки товара, нарушают пункт 5 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 1 "Назначения оборудования" Технического задания документации об Аукционе содержит требование: "Поставляемое оборудование должно обеспечивать внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования Самарской области, а также предоставлять возможность совместимости учебно-лабораторного оборудования и программного обеспечения, входящего в комплекты с оборудованием и программным обеспечением, внедренным в образовательные учреждения Самарской области в 2011-2012 годах в рамках комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования". Вместе с тем, в документации об Аукционе не содержатся сведения об учебно-лабораторном оборудовании и его программном обеспечении, внедренном в образовательные учреждения Самарской области в 2011-2012 годах, что не позволяет участникам размещения заказа сделать предложение об обеспечении совместимости с поставленным оборудованием в 2011-2012 годах в рамках комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 1.3.2 раздела 6 Технического задания документации об Аукционе необходимо поставить "Интерактивное учебное пособие по Литературному чтению для 4 класса (Книги Древней Руси. Страницы Старины Седой. Писатели и поэты IXX века)". Таким образом, Заказчиком некорректно указано обозначение "IXX век", что не позволяет участникам размещения заказа определить соответствие поставляемого товара потребностям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащие требования к поставляемому товару, являющемуся предметом Аукциона, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказа требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.
Согласно части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
На заседании Комиссии установлено, что подпункт 2.1. "Общие требования" пункта 2 "Обязательные требования, предъявляемые к предлагаемому оборудованию" Технического задания документации об Аукционе содержит требование: "Каждая единица оборудования должна быть представлена описанием с указанием на товарный знак (при его наличии) и модель (при ее наличии) предлагаемого для поставки товара".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование об обязательном указании модели предлагаемого для поставки товара, нарушают часть 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Интегра" обоснованной в части ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта, неустановления в документации об Аукционе надлежащего требования к обучению педагогов использованию поставляемого оборудования.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 19.1, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 7 статьи 41.8, пункта 5 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов от 15.08.2013 по делу N К-1337/13, по данному делу предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 15.08.2013 по делу N К-1337/13 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по делу от 15.08.2013 N К-1338/13 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Гриненко |
Члены комиссии:
|
Д.М. Баширова
М.А. Красильникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2013 г. N К-1338/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был