Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов Комиссии:
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Красильниковой М.А.,
при участии представителей Министерства образования и науки Самарской области Денисюка М.Е., Берстаевой М.П., Юткина А.Ю., ООО "Галактика" Костылевой М.Д., Стеблевой С.И., ООО "Интегра" Гореликовой О.В., ООО "ИТ-Спецпроект" Румянцева В.Н., представители ОАО "Единая электронная торговая площадка" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ИТ-Спецпроект" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Самарской области (далее - Заказчик), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку комплектов учебно-лабораторного оборудования для внедрения современных образовательных технологий (начальная школа) для Министерства образования и науки Самарской области (номер извещения 0142200001313006094) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного орган при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом не указано место поставки товара.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено требование об обязательном указании модели предлагаемого для поставки товара.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 5.1.1 Технического задания документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к системе контроля и мониторинга качества знаний.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 5.3.2 Технического задания документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к микроскопу цифровому.
5. В документации об Аукционе не содержатся сведения об учебно-лабораторном оборудовании и его программном обеспечении, внедренном в образовательные учреждения Самарской области в 2011-2012 годах, что не позволяет участникам размещения заказа обеспечить совместимость с поставляемым оборудованием согласно документации об Аукционе.
6. Заказчиком, Уполномоченным органом не размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) разъяснение положений документации об Аукционе по соответствующему запросу Заявителя.
7. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 1.3.2 Технического задания документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к интерактивному учебному пособию по литературному чтению для 4 класса.
8. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 2.1 "Общие требования" Технического задания документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к предлагаемому оборудованию.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 26.07.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 221 691 685 рублей;
3) Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.08.2013 09:00;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников размещения заказа.
1. В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 13 приложения "Места доставки комплектов учебно-лабораторного оборудования" к разнарядке грузополучателей документации об Аукционе указано: "Самарский образовательный округ: г. Самара (определяется поставщиком)", что не является надлежащим указанием места поставки товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом место поставки товара, нарушают пункт 5 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказа требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.
Согласно части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
На заседании Комиссии установлено, что подпункт 2.1. "Общие требования" пункта 2 "Обязательные требования, предъявляемые к предлагаемому оборудованию" Технического задания документации об Аукционе содержит требование: "Каждая единица оборудования должна быть представлена описанием с указанием на товарный знак (при его наличии) и модель (при ее наличии) предлагаемого для поставки товара".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование об обязательном указании модели предлагаемого для поставки товара, нарушают часть 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 5.1.1. Технического задания документации об Аукционе содержит требования к системе контроля и мониторинга качества знаний, в том числе: "В комплект системы контроля и мониторинга качества знаний (далее "системы") должны входить: контейнер для хранения и транспортировки комплекта устройств, входящих в систему", "Система контроля и мониторинга качества знаний должна поставляться в контейнере для обеспечения сохранности комплекта устройств, входящих в систему, при транспортировке"
Согласно доводу жалобы Заявителя "система контроля и мониторинга качества знаний, в состав которого входит контейнер, должна поставляться в этом же самом контейнере - другими словами контейнер должен быть поставлен в контейнере - что представить себе невозможно".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно Техническому заданию документации об Аукционе контейнер для хранения и транспортировки комплекта устройств входит в комплект системы контроля и мониторинга качества знаний, но не в систему контроля и мониторинга качества знаний, как указывает в жалобе Заявитель.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 5.1.1 Технического задания документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к системе контроля и мониторинга качества знаний, не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 5.3.2 Технического задания документации об Аукционе содержит требование к микроскопу цифровому, а именно: "Программное обеспечение к микроскопу должно поддерживать операционную систему, установленную на всех портативных программно-технических комплексах, входящих в комплекты".
Согласно доводу жалобы Заявителя "Заказчик утверждает что в состав требуемых к поставке комплектов, входят портативные программно-технические комплексы, однако документация об Аукционе не содержит требований к таким комплексам и соответственно участникам размещения заказа неизвестна операционная система, установленная на портативных программно-технических комплексах, которую должно поддерживать программное обеспечение к микроскопу".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили сведения, согласно которым 08.08.2013 Заказчиком в соответствии с требованиями части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов размещено разъяснение положений документации об Аукционе по запросу N 297199 участника размещения заказа. Согласно указанному разъяснению положений документации об Аукционе "в Технической части установлены требования к компьютеру (ноутбуку) обучающегося, и к компьютеру (ноутбуку) педагога. В совокупности с установленными на них программным обеспечением они представляют из себя программно-технические комплексы". При этом, представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что ноутбуки относятся к портативным компьютерам.
Вместе с тем, пунктам 1.1.1 и 6.1.1 Технического задания документации об Аукционе установлены исчерпывающие требования к ноутбуку педагога и ноутбуку обучающегося соответственно, в том числе требования к операционной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 5.3.2 Технического задания документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к микроскопу цифровому, не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 1 "Назначения оборудования" Технического задания документации об Аукционе содержит требование: "Поставляемое оборудование должно обеспечивать внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования Самарской области, а также предоставлять возможность совместимости учебно-лабораторного оборудования и программного обеспечения, входящего в комплекты с оборудованием и программным обеспечением, внедренным в образовательные учреждения Самарской области в 2011-2012 годах в рамках комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования". Вместе с тем, в документации об Аукционе не содержатся сведения об учебно-лабораторном оборудовании и его программном обеспечении, внедренном в образовательные учреждения Самарской области в 2011-2012 годах, что не позволяет участникам размещения заказа сделать предложение об обеспечении совместимости с поставленным оборудованием в 2011-2012 годах в рамках комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащие требования к поставляемому товару, являющегося предметом Аукциона, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Представителем Заказчика на заседание Комиссии представлены сведения, подтверждающие, что Заявителем 29.07.2013 направлялся Заказчику запрос N 295747 о разъяснении положении документации об Аукционе посредством электронной площадки.
Кроме того, представитель Заказчика представил сведения, подтверждающие, что 30.07.2013 Заказчиком в соответствии с требованиями части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов размещено соответствующее разъяснение положений документации об Аукционе по запросу Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом, Специализированной организацией не размещено на Официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе по соответствующему запросу Заявителя, является несостоятельным.
7. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 1.3.2 раздела 6 Технического задания документации об Аукционе необходимо поставить "Интерактивное учебное пособие по Литературному чтению для 4 класса (Книги Древней Руси. Страницы Старины Седой. Писатели и поэты IXX века)". Таким образом, Заказчиком некорректно указано обозначение "IXX век", что не позволяет участникам размещения заказа определить соответствие поставляемого товара потребностям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащие требования к поставляемому товару, являющегося предметом Аукциона, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 2.1 Технического задания документации об Аукционе содержит общие требования к оборудованию, в том числе: "Все предлагаемое оборудование должно функционировать при следующих условиях: параметры электропитания: V,
Hz".
Согласно доводу жалобы Заявителя, указанное в пункте 2.1 Технического задания документации об Аукционе требование невыполнимо, в связи с тем, что в Техническом задании документации об Аукционе представлены такие товары, подлежащие поставке, как например: пункт 5.1.1 "В комплект системы контроля и мониторинга качества знаний (далее "системы") должны входить: дистанционные пульты в количестве 13 шт", при этом "электропитание пульта должно обеспечиваться не более чем от 2-х элементов питания ААА или эквивалентных по энергоемкости источников питания".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что товары, входящие в комплект оборудования, подлежащего поставке, такие как "дистанционный пульт" не являются предлагаемым оборудованием, и считаются дополнительными техническими средствами, обеспечивающими работу оборудования. Кроме того, к таким товарам также установлены надлежащие требования по параметрам электропитания.
Таким образом, довод заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 2.1 "Общие требования" Технического задания документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к предлагаемому оборудованию, не нашел своего подтверждения.
9. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
При этом если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом опубликована документация об Аукционе на Официальном сайте от 17.07.2013, содержащая правомерное обоснование начальной максимальной цены с указанием реквизитов полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах: ООО "Бизнес-Меридиан" (исх. N 060 от 28.06.2013), ООО "Школьные учебники" (исх. N 22/КП от 28.06.2013), ООО "Ваш Софт" (исх. б/н от 28.06.2013). Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом 26.07.2013 внесены изменения в документацию об Аукционе, а именно: пункт 1.3.2 Технического задания документации об Аукционе "Программно-методический комплекс (ПМК) для изучения основных учебных дисциплин начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир" изменен на "Комплект интерактивных учебных пособий для изучения основных учебных дисциплин в начальной школе (в составе интерактивных пособий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ОБЖ, технологии)", кроме того Заказчиком, Уполномоченным органом исключены пункты 1.3.3 "ПМК для изучения основ истории с элементами обучения работы с картами, датами, первоисточниками", 1.3.4 "ПМК для изучения основ музыкального искусства" Технического задания документации об Аукционе в редакции от 26.07.2013.
При этом Заказчиком, Уполномоченным органом, в нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об Аукционе, не установлено надлежащее обоснование начальной максимальной цены контракта, соответствующее требованиям документации об Аукционе в редакции от 26.07.2013, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 4 "Требования к условиям поставки оборудования" Технического задания документации об Аукционе содержит следующие требования: "Поставщик при поставке комплектов учебно-лабораторного оборудования должен обеспечить за свой счет обучение в очной форме 620 педагогов использованию указанного оборудования. Курс обучения должен быть рассчитан не менее чем на 12 академических часов". Вместе с тем, Заказчиком, уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлены требования, определяющие условия и порядок проведения обучения педагогов.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к обучению педагогов использованию поставляемого оборудования, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ИТ-Спецпроект" обоснованной в части неуказания места поставки товара, установлении требования об обязательном указании модели предлагаемого для поставки товара, неустановлении надлежащих требований к поставляемому товару.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 19.1, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 7 статьи 41.8, пункта 5 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов от 15.08.2013 по делу N К-1337/13, по данному делу предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 15.08.2013 по делу N К-1337/13 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном расследовании, материалы по делу от 15.08.2013 N К-1338/13 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном расследовании не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2013 г. N К-1339/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был