Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ГорСтрой" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "ММВБ - Информационные Технологии" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "ул. Савушкина" (номер извещения 0372200067813000050) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет определить требования к порядку представления сведений о конкретных показателях.
2. Заказчиком в Приложении N 3 "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, используемого при выполнении работ" документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены требования к товару, не соответствующие требованиям ГОСТов.
3. Документация об Аукционе не содержит сведений о возможности Заказчика принять решение об одностороннем расторжении контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.08.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 328 427 590 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок - 27.08.2013
1. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В Приложении N 5 документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, согласно которой в заявке на участие в Аукционе необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные документацией об Аукционе, для которых установлены минимальные значения (например использованы слова "не менее", "минимальное", "не хуже", "не должно быть менее", "не должно быть ниже" и их возможные формы написания); конкретные значения показателей, равные или меньшие значениям, установленным документацией об Аукционе, для которых установлены максимальные значения (например использованы слова "не более", "максимальное", "не превышает", "не должно быть более", "не должно быть выше" и их возможные формы написания); конкретные значения показателей, превышающие значения, установленные документацией об Аукционе для которых установлены минимальные значения (например использованы слова "выше", "более" и их возможные формы написания); конкретные значения показателей, меньшие значений, установленных документацией об Аукционе, для которых установлены максимальные значения (например использованы слова "ниже", "менее", "до" и их возможные формы написания).
В пункте 22 Технического задания установлено, в том числе, следующее требование: "максимальная величина выступов и впадин на необработанной лицевой боковой грани, не должна быть более 30 мм". В пункте 62 Технического задания установлено, в том числе, требование, согласно которому "максимальный диаметр проводов, не менее 16,1 мм".
По мнению Заявителя, указать конкретные значения показателей без слов "минимальный", "максимальный", "не более", "не менее", в том числе по вышеуказанным пунктам, не представляется возможным.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указать конкретные значения показателей без слов "минимальный", "максимальный", "не более", "не менее", в том числе по вышеуказанным пунктам, не представляется возможным.
Таким образом, довод Заявителя, согласно которому инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет определить требования к порядку представления сведений о конкретных показателях, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
2.1 Пунктами 5, 6, 14, 15, 17, 18 установлены, в том числе, требования к удельной эффективной активности естественных радионуклидов: "должна быть менее 1500 Бк/кг". При этом Заявителем в жалобе указано, что в соответствии с ГОСТ 30108-94 материалы, используемые для дорожного строительства в пределах населенных пунктов должны иметь значение данного показателя не выше 740 Бк/кг.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Техническим заданием не установлено требование о соответствии указанного показателя требованиям ГОСТ 30108-94. Следовательно, в заявке на участие в Аукционе участникам размещения заказа необходимо указать значение показателя удельной эффективной активности естественных радионуклидов, соответствующее исключительно требованиям Технического задания, что не противоречит положениям Закона о размещении заказов.
2.2 Пунктами 14, 15, 86 Технического задания установлены требования к щебню, в том числе, требование к значению потери массы при испытании щебня. При этом указано, что щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93.
Так, в пункте 14 установлено, что потеря массы при испытании щебня, не должна быть шире диапазона значений от 0 до 20%. При этом указано, что марка щебня по прочности (дробимости) не должна быть менее 1000. Согласно Таблице N 5 ГОСТа 8267-93 для марки по дробимости 1000 потеря массы щебня при испытании составляет до 10% включительно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Техническом задании установлен диапазон значений показателя для определения соответствия товара потребностям Заказчика, расширяющий диапазон допустимых значений, установленный соответствующим ГОСТом. Следовательно, в Техническом задании содержатся противоречивые требования к товару, используемому при выполнении работ.
Пунктом 48 Технического задания установлено требование к знакам дорожным, в том числе: "Требуемая оптическая система из микропризм пленки или из сферических линз (микростеклошариков), сгруппированных в ячейках - присутствует", "Требуемый тип пленки по ГОСТ Р 52290- Б". При этом указано, что знаки дорожные должны соответствовать требованиям ГОСТ 52290-2004.
Согласно пункту 5.3.3 ГОСТа 52290-2004 световозвращающие пленки для изготовления знаков подразделяют на следующие типы:
А - пленки со средней интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из сферических линз (микростеклошариков);
Б - пленки с высокой интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из сферических линз (микростеклошариков), сгруппированных в ячейках;
В - пленки с очень высокой интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из микропризм.
Таким образом, пленки типа Б имеют исключительно оптическую систему из сферических линз. Следовательно, в Техническом задании содержатся противоречивые требования к товару, используемому при выполнении работ, в части установления Заказчиком в Техническом задании требований, расширяющих требования, установленные ГОСТом 52290-2004.
Пунктом 77 Технического задания установлены требования к трубе, в том числе к показателю "текучести расплава при 190о и нагрузке 5 кг". При этом указано, что труба должна соответствовать требованиям ГОСТ 18599-2001.
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 18599-2001 содержит ссылку на ГОСТ 11645-73 в части показателя текучести расплава. При этом согласно ГОСТ 11645-73, нагрузка измеряется в килограмм-силе (кгс).
Таким образом, документация об Аукционе содержит некорректные сведения в части указания единицы измерения нагрузки.
Пунктом 85 Технического задания установлено требование к рельсу трамвайному желобчатому, в том числе, к требуемому сорту стали, а именно: S 900A. Согласно доводам, указанным в жалобе Заявителя, нормативные акты Российской Федерации не содержат сведений об указанном сорте стали.
При этом представителем Заказчика на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что требование к сорту стали, установленное в пункте 85 Технического задания, возможно сделать определить соответствие рельса трамвайного желобчатого потребностям Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Техническом задании не установлены надлежащие требования к характеристикам товара, используемого при выполнении работ, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 1 статьи 19.2 Закона о размещении заказов заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что досрочное расторжение Контракта может иметь место по соглашению сторон, либо по основаниям, предусмотренным действующим на территории Российской Федерации гражданским законодательством.
Вместе с тем, Законом о размещении заказов не предусмотрено обязательное указание Заказчиком в проекте государственного контракта сведений о возможности принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя, согласно которому в документации об Аукционе неправомерно отсутствуют сведения о возможности Заказчика принять решение об одностороннем расторжении контракта, признан несостоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ГорСтрой" обоснованной в части неустановления надлежащих требований к характеристикам товара, используемого при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 26.08.2013 N К-1394/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Направить материалы по делу от 26.08.2013 N К-1394/13 в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о наличии признаков состава преступления в действиях должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 августа 2013 г. N К-1394/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был