Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N 8-АПГ13-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Т.И. Ерёменко, В.Б. Хаменкова
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Дубровиной Т.В. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района от 26.07.2013 года N 63/391 и о регистрации Дубровиной Татьяны Валентиновны в качестве кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20, по апелляционной жалобе Дубровиной Т.В. на решение Ярославского областного суда от 9 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения председателя Избирательной комиссии Ярославской области П.Н. Кулакова, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19.06.2013 N 75/427-5 "О назначении выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва" на 8 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва, а Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19.06.2013 года N 75/428-5 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии", на территориальную избирательную комиссию города Тутаева и Тутаевского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 20.
Дубровина Т.В. 06 июля 2013 года представила в территориальную избирательную комиссию города Тутаева и Тутаевского района документы о выдвижении кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20, а затем 16 июля 2013 года передала в территориальную избирательную комиссию города Тутаева и Тутаевского района документы для регистрации кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.
Решением территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района от 26 июля 2013 года N 63/391 ей было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 на основании подпункта "в" пункта 8.1 статьи 50 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а именно:
1. Сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
2. Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
3. Заявления о внесении уточнений и дополнений в сведениях о кандидате (об отсутствии изменений).
Жалоба Дубровиной Т.В. на решение территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района от 26.07.2013 года N 63/391 "Об отказе в регистрации кандидату 15 депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 Дубровиной Татьяне Валентиновне" Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области N 91/643-5 от 05.08.2013 года оставлена без удовлетворения.
В своем заявлении Дубровина Т.В. указала, что территориальная избирательная комиссия в нарушение требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 года не известила ее о выявлении неполноты сведений о кандидате, несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Иных оснований для отказа о ее регистрации территориальной избирательной комиссией не выявлено.
Заявительница просила отменить решение территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района от 26.07.2013 года N 63/391 и зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.
В судебном заседании Дубровина Т.В. и ее представитель по устному заявлению Бурыкин С.Л. доводы заявления поддержали.
Председатель территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района, а также представитель территориальной избирательной комиссии по доверенности в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на законность оспариваемого решения.
Решением Ярославского областного суда от 09 августа 2013 года в удовлетворении заявления Дубровиной Т В отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене постановленного по делу решения и принятии нового решения об удовлетворении заявленного требования со ссылкой на несоответствие выводов суда действующему закону.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 38 названного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Подпункт "в" пункта 8.1 статьи 50 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" от 02.06.2003 года N 27-з предусматривает аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата.
На основании пункта 3.1. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супругов и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Согласно пункту 1 статьи 50 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" от 02.06.2003 года N 27-з регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных настоящим законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, и регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения и регистрации кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 4 статьи 50 настоящего закона.
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется при предоставлении кандидатом, избирательным объединением сведений об изменениях в данных о кандидате (кандидатах), предоставленных ранее при выдвижении в соответствии с пунктами 1-3 статьи 44 настоящего закона, а в случае отсутствия изменений - соответствующего заявления.
Разрешая заявленное требование, суд правильно пришел к выводу, что Дубровина Т.В. не представила в территориальную избирательную комиссию города Тутаева и Тутаевского района предусмотренные законом указанные сведения.
Суд обоснованно не согласился с доводами Дубровиной Т.В. о том, что, при установлении отсутствующих сведений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 3.1. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, избирательная комиссия в силу положений пункта 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона должна была известить ее об этом в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Данная норма Федерального закона предоставляет кандидатам и избирательным объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно производить замену только в отношении документов, ранее в установленные сроки представленных в избирательную комиссию, не предусматривая возможность предоставления дополнительных документов, т.е. избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Ссылки Дубровиной Т.В. на сообщение ей в устной беседе председателем территориальной избирательной комиссии о предоставлении заявителем всех необходимых документов не свидетельствуют о неправильности принятого избирательной комиссией решения.
Доводы в апелляционной жалобе сводятся к доводам, изложенным в суде 1 инстанции, которым суд уже дал правовую оценку и которые не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 09 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дубровиной Т.В. без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.Б. Хаменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N 8-АПГ13-8
Текст определения официально опубликован не был