Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 августа 2005 г. N 03-07-01-02/41
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу распределения расходов для целей уплаты налога на добычу полезных ископаемых при добыче нескольких видов полезных ископаемых одним налогоплательщиком, а также предложение об отмене письма Департамента по данному вопросу и сообщает.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) стоимость добытого полезного ископаемого оценивается исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен его реализации или исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого при отсутствии его реализации.
В случае добычи одним налогоплательщиком нескольких видов полезных ископаемых в соответствии с абзацем 12 пункта 4 статьи 340 Кодекса общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем их количестве, добытом в этом налоговом периоде.
В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 01.02.2005 года N 03-07-01-04/4, которое предлагается отменить, разъяснено, что в случае добычи нескольких видов полезных ископаемых одним налогоплательщиком на основании ряда норм главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса оценку стоимости и расчет расходов возможно производить отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. Такой вывод сделан на основании следующих норм главы 26 Кодекса.
Так, пунктом 2 статьи 337 Кодекса определены виды добытых полезных ископаемых, которые имеют самостоятельные коды для отражения в налоговой декларации.
Кроме того, согласно статье 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 343 Кодекса сумма налога также исчисляется по каждому добытому полезному ископаемому по итогам каждого налогового периода и рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
По нашему мнению, применение только одного вышеуказанного положения пункта 4 статьи 340 Кодекса о распределении расходов по доле одного полезного ископаемого в общем их количестве за налоговый период без учета других перечисленных норм главы 26 Кодекса нарушает универсальность подхода к применению НДПИ в части учета полезных ископаемых, а также определения налоговой базы и исчисления налога исходя из конкретных действующих ставок.
Кроме того, следует отметить, что в случаях, когда полезные ископаемые, добываемые одним налогоплательщиком, измеряются в разных единицах измерения (тонны, куб. метры и т.д.) распределение расходов на добычу полезных ископаемых пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем их количестве, неправомерно.
Например, если в рамках холдинга одним филиалом за налоговый период добыт 1 килограмм золота, а другим добыто 10 тыс. куб. метров минеральной воды, то при отсутствии реализации этих полезных ископаемых пропорциональное деление расходов может привести к тому, что основные расходы будут относиться к минеральной воде. В случае же если в этом налоговом периоде минеральная вода будет облагаться по налоговой ставке процентов, то налогоплательщик легальным образом сможет применить агрессивную минимизацию налоговых обязательств по НДПИ.
Выше предложенный порядок расчета НДПИ, на наш взгляд, также не противоречит Инструкции по заполнению налоговой декларации по НДПИ, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2003 года N БГ-3-21/727, поскольку согласно пунктам 4.4, 5.1, 6.1, 7.1 Инструкции расчет НДПИ, налоговой базы по этому налогу и расчет количества добытого полезного ископаемого предполагает раздельное налогообложение разных видов, добытых полезных ископаемых.
Учитывая изложенное, считаем, что позиция, изложенная в указанном письме Департамента, положениям Кодекса не противоречит.
Заместитель |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу НК РФ в случае добычи одним налогоплательщиком нескольких видов полезных ископаемых общая сумма произведенных расходов распределяется между добытыми ископаемыми пропорционально доле каждого из них в общем их количестве за налоговый период.
Минфин России ранее высказал следующую позицию. В случае добычи нескольких видов полезных ископаемых одним налогоплательщиком на основании ряда норм НК РФ оценку стоимости и расчет расходов можно производить отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.
Разъяснено, что применение только одного положения НК РФ о распределении расходов по доле одного полезного ископаемого в общем их количестве за налоговый период без учета других норм кодекса нарушает универсальность подхода к применению НДПИ в части учета полезных ископаемых, а также определения налоговой базы и исчисления налога исходя из конкретных действующих ставок.
Кроме того, когда полезные ископаемые, добываемые одним налогоплательщиком, измеряются в разных единицах (тонны, куб. метры и т. д.), распределение расходов пропорционально доле каждого добытого ископаемого в общем их количестве неправомерно.
Таким образом, приведенная позиция Минфина России не противоречит НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 августа 2005 г. N 03-07-01-02/41
Текст письма официально опубликован не был