Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
Методические рекомендации
по формированию программ среднесрочного социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований
(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 3 июля 2013 г. N 282)
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по формированию программ среднесрочного социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований разработаны во исполнение пункта 7 Перечня мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (далее - моногорода), на 2013 - 2018 годы, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 28 февраля 2013 г. N 1062п-П16, в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 435-р, и оказания содействия высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке программ среднесрочного социально-экономического развития моногородов на основе актуализации комплексных инвестиционных планов для моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией.
2. Программу среднесрочного социально-экономического развития моногорода (далее - Программа) рекомендуется разрабатывать как комплексный документ, содержащий мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие моногорода с учётом имеющихся социальных и инфраструктурных ограничений, а также текущей и прогнозируемой экономической ситуации.
II. Принципы формирования Программы
3. При формировании Программы рекомендуется:
- учитывать цели социально-экономического развития, показателей (индикаторов) их достижения и положений действующих нормативных правовых актов;
- обеспечить комплексный подход к решению вопросов социально-экономического развития моногорода;
- установить для Программы измеримые результаты ее реализации (конечные результаты, то есть характеризуемые количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития, которое отражает преимущества от реализации Программы, и непосредственные результаты, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации Программы);
- обеспечить интеграцию муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей Программы;
- определить орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Программы (достижение конечных результатов);
- обеспечить наличие у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации Программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей Программы;
- обеспечить проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации Программы, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации Программы.
III. Определение целей и задач Программы
4. Цели и задачи Программы рекомендуется определять исходя из следующих требований:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации Программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижимой за период реализации Программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации Программы).
5. Цель рекомендуется формулировать кратко и ясно, не допуская использования специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствием достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
6. Достижение цели рекомендуется обеспечивать за счет решения задач Программы, определяющих результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий Программы.
7. Задачи Программы рекомендуется определять исходя из их необходимости и достаточности для достижения соответствующей цели.
8. При определении целей и задач Программы рекомендуется обеспечивать возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого рекомендуется сформировать показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей, и показатели, характеризующие решение задач.
IV. Требования к показателям (индикаторам) Программы
9. Показатели (индикаторы) Программы рекомендуется устанавливать исходя из следующих требований:
- адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи Программы);
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации Программы);
- объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей Программы к искажению результатов реализации Программы);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки Программы);
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
- сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ);
- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
10. Рекомендуется привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение. При планировании сохранения текущих значений показателей (индикаторов) либо ухудшения значений показателей (индикаторов) в течение реализации Программы в составе обосновывающих материалов рекомендуется представлять отдельное обоснование предлагаемых значений показателей (индикаторов) Программы и необходимые расчеты к нему.
11. В Программе рекомендуется устанавливать запланированные по годам количественные значения показателей (индикаторов), измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам.
12. Если показатель (индикатор) не входит в состав данных официальной статистики, то в составе Программы рекомендуется приводить его описание, содержащее наименование, единицу измерения и определение показателя, временные характеристики, алгоритм формирования и методические пояснения к показателю (индикатору), а также указывать ответственный за сбор и представление информации орган исполнительной власти.
13. Алгоритм формирования показателя рекомендуется представлять как методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней. Если в методике расчета показателя используются иные показатели (далее - базовые показатели), рекомендуется привести их описание. Базовым рекомендуется считать показатель (индикатор), с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (ВВП, объем промышленного производства, численность населения и др.) рекомендуется рассматривать как базовые.
14. Пояснения к показателю рекомендуется отражать методическими рекомендациями по сбору, обработке, интерпретации значений показателя (включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению). Сведения о порядке сбора данных рекомендуется приводить в разрезе базовых показателей.
15. Предлагаемый показатель (индикатор) рекомендуется устанавливать количественной характеристикой результата достижения цели (решения задачи) Программы.
16. В качестве наименования показателя рекомендуется использовать лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
17. Для показателя рекомендуется устанавливать периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и так далее).
V. Рекомендуемые показатели (индикаторы) Программы
18. При разработке Программы рекомендуется оценивать показатели в следующих сферах:
- демографическая ситуация (динамика численности населения, миграционного прироста);
- труд и занятость (состояние рынка труда, динамика показателей безработицы, оценка рисков и основных направлений их снижения в сфере занятости);
- промышленное производство (динамика основных показателей промышленного производства, основные инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации в среднесрочном периоде на территории моногорода, оценка бюджетной и социальной эффективности реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов в области промышленного производства);
- сельское хозяйство (динамика основных показателей сельскохозяйственного производства, основные инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации в среднесрочном периоде на территории моногорода, оценка бюджетной и социальной эффективности реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов в области сельского хозяйства);
- строительство (динамика объемов строительных работ, оценка реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов в строительстве);
- рынок товаров и услуг (динамика роста (снижения) показателей розничной торговли, общественного питания, потребительских услуг, проблема сбыта продукции, товаров, услуг, оценка развития торговой инфраструктуры);
- малое и среднее предпринимательство (динамика роста (снижения) показателей малого и среднего предпринимательства, существующая в муниципальном образовании инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, дальнейшее развитие инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства);
- инвестиции (динамика инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, основные инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации на территории моногорода, оценка инвестиционного климата моногорода, меры, принимаемые органами местного самоуправления для привлечения инвестиций, оценка рисков снижения инвестиционной привлекательности территории);
- финансы (динамика и прогноз финансового состояния хозяйствующих субъектов муниципальных образований, доходной и расход
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.