Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
Методические рекомендации
по формированию программ среднесрочного социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований
(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 3 июля 2013 г. N 282)
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по формированию программ среднесрочного социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований разработаны во исполнение пункта 7 Перечня мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (далее - моногорода), на 2013 - 2018 годы, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 28 февраля 2013 г. N 1062п-П16, в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 435-р, и оказания содействия высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке программ среднесрочного социально-экономического развития моногородов на основе актуализации комплексных инвестиционных планов для моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией.
2. Программу среднесрочного социально-экономического развития моногорода (далее - Программа) рекомендуется разрабатывать как комплексный документ, содержащий мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие моногорода с учётом имеющихся социальных и инфраструктурных ограничений, а также текущей и прогнозируемой экономической ситуации.
II. Принципы формирования Программы
3. При формировании Программы рекомендуется:
- учитывать цели социально-экономического развития, показателей (индикаторов) их достижения и положений действующих нормативных правовых актов;
- обеспечить комплексный подход к решению вопросов социально-экономического развития моногорода;
- установить для Программы измеримые результаты ее реализации (конечные результаты, то есть характеризуемые количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития, которое отражает преимущества от реализации Программы, и непосредственные результаты, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации Программы);
- обеспечить интеграцию муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей Программы;
- определить орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Программы (достижение конечных результатов);
- обеспечить наличие у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации Программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей Программы;
- обеспечить проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации Программы, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации Программы.
III. Определение целей и задач Программы
4. Цели и задачи Программы рекомендуется определять исходя из следующих требований:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации Программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижимой за период реализации Программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации Программы).
5. Цель рекомендуется формулировать кратко и ясно, не допуская использования специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствием достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
6. Достижение цели рекомендуется обеспечивать за счет решения задач Программы, определяющих результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий Программы.
7. Задачи Программы рекомендуется определять исходя из их необходимости и достаточности для достижения соответствующей цели.
8. При определении целей и задач Программы рекомендуется обеспечивать возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого рекомендуется сформировать показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей, и показатели, характеризующие решение задач.
IV. Требования к показателям (индикаторам) Программы
9. Показатели (индикаторы) Программы рекомендуется устанавливать исходя из следующих требований:
- адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи Программы);
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации Программы);
- объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей Программы к искажению результатов реализации Программы);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки Программы);
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
- сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ);
- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
10. Рекомендуется привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение. При планировании сохранения текущих значений показателей (индикаторов) либо ухудшения значений показателей (индикаторов) в течение реализации Программы в составе обосновывающих материалов рекомендуется представлять отдельное обоснование предлагаемых значений показателей (индикаторов) Программы и необходимые расчеты к нему.
11. В Программе рекомендуется устанавливать запланированные по годам количественные значения показателей (индикаторов), измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам.
12. Если показатель (индикатор) не входит в состав данных официальной статистики, то в составе Программы рекомендуется приводить его описание, содержащее наименование, единицу измерения и определение показателя, временные характеристики, алгоритм формирования и методические пояснения к показателю (индикатору), а также указывать ответственный за сбор и представление информации орган исполнительной власти.
13. Алгоритм формирования показателя рекомендуется представлять как методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней. Если в методике расчета показателя используются иные показатели (далее - базовые показатели), рекомендуется привести их описание. Базовым рекомендуется считать показатель (индикатор), с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (ВВП, объем промышленного производства, численность населения и др.) рекомендуется рассматривать как базовые.
14. Пояснения к показателю рекомендуется отражать методическими рекомендациями по сбору, обработке, интерпретации значений показателя (включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению). Сведения о порядке сбора данных рекомендуется приводить в разрезе базовых показателей.
15. Предлагаемый показатель (индикатор) рекомендуется устанавливать количественной характеристикой результата достижения цели (решения задачи) Программы.
16. В качестве наименования показателя рекомендуется использовать лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
17. Для показателя рекомендуется устанавливать периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и так далее).
V. Рекомендуемые показатели (индикаторы) Программы
18. При разработке Программы рекомендуется оценивать показатели в следующих сферах:
- демографическая ситуация (динамика численности населения, миграционного прироста);
- труд и занятость (состояние рынка труда, динамика показателей безработицы, оценка рисков и основных направлений их снижения в сфере занятости);
- промышленное производство (динамика основных показателей промышленного производства, основные инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации в среднесрочном периоде на территории моногорода, оценка бюджетной и социальной эффективности реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов в области промышленного производства);
- сельское хозяйство (динамика основных показателей сельскохозяйственного производства, основные инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации в среднесрочном периоде на территории моногорода, оценка бюджетной и социальной эффективности реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов в области сельского хозяйства);
- строительство (динамика объемов строительных работ, оценка реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов в строительстве);
- рынок товаров и услуг (динамика роста (снижения) показателей розничной торговли, общественного питания, потребительских услуг, проблема сбыта продукции, товаров, услуг, оценка развития торговой инфраструктуры);
- малое и среднее предпринимательство (динамика роста (снижения) показателей малого и среднего предпринимательства, существующая в муниципальном образовании инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, дальнейшее развитие инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства);
- инвестиции (динамика инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, основные инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации на территории моногорода, оценка инвестиционного климата моногорода, меры, принимаемые органами местного самоуправления для привлечения инвестиций, оценка рисков снижения инвестиционной привлекательности территории);
- финансы (динамика и прогноз финансового состояния хозяйствующих субъектов муниципальных образований, доходной и расходной части муниципального бюджета, уровень сбалансированности доходов и расходов местного бюджета, проблемы межбюджетных отношений муниципальных образований);
- уровень жизни населения (динамика оплаты труда работников, дифференциация населения, меры и способы ее предотвращения);
- развитие социальной сферы (образование, здравоохранение, направления развития и ресурсное обеспечение);
- охрана окружающей среды (основные источники загрязнения, планируемые мероприятия по их нейтрализации).
19. В качестве ключевых целевых показателей рекомендуется устанавливать следующие:
- в общественной и социальной сфере:
показатели демографической ситуации;
показатели социального благополучия;
- в сфере экономики:
показатели уровня развития неградообразующих отраслей экономики; доля градообразующего предприятия в общегородском объеме производства;
уровень безработицы;
уровень экономически активного населения;
показатели напряженности на рынке труда;
показатели уровня доходов на душу населения;
уровень бюджетной обеспеченности моногорода;
объём капитальных инвестиций;
- в сфере городской среды и инфраструктуры:
показатели состояния и обеспеченности городской инфраструктурой.
VI. Определение результатов реализации Программы
20. На основе последовательности решения задач Программы рекомендуется определять этапы ее реализации. Для каждого из этапов рекомендуется определять промежуточные результаты реализации Программы.
21. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации Программы рекомендуется давать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации Программы, включающую обоснование:
изменения состояния сферы реализации Программы, а также в сопряженных сферах при реализации Программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
преимуществ от реализации Программы.
VII. Мониторинг хода реализации Программы и подготовка годовых отчетов о ходе ее реализации
22. Организационную структуру управления Программой рекомендуется формировать как механизм разделения ответственности за принятие и выполнение конкретных решений.
23. В целях предупреждения возникновения проблем и отклонений хода реализации Программы от запланированного рекомендуется проводить мониторинг реализации Программы.
24. Объектом мониторинга рекомендуется определять наступление контрольных событий Программы в установленные сроки.
25. В целях осуществления контроля за реализацией Программы, рекомендуется формировать отчет о ходе реализации и оценке эффективности программы (далее - годовой отчет).
26. Для годового отчета рекомендуется использовать следующую структуру:
- результаты реализации Программы, достигнутые за отчетный год;
- результаты реализации основных мероприятий;
- результаты реализации мер правового регулирования;
- результаты использования бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию мероприятий Программы;
- информация о внесенных ответственным исполнителем изменениях в Программу;
- предложения по дальнейшей реализации Программы.
27. В состав предложений по дальнейшей реализации Программы и их обоснование рекомендуется включать оценку необходимости корректировки Программы.
VIII. Управление и контроль реализации Программы
28. Основные мероприятия Программы рекомендуется реализовать в соответствии со сроками, установленными Программой, учитывая, что изменение сроков и стоимости реализации основных мероприятий Программы может привести к корректировке Программы.
29. Для выявления степени достижения запланированных результатов Программы в отчетном году рекомендуется фактически достигнутые значения показателей сопоставлять с их плановыми значениями.
30. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию Программы в отчетном году могут сопоставляются с их плановыми значениями.
31. Для выявления степени исполнения плана по реализации Программы рекомендуется проводить сравнение фактических сроков и результатов реализации контрольных событий Программы с ожидаемыми.
32. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год рекомендуется с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий Программы представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в связи с этим плановых значений показателей на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию Программы в отчетном году;
исполнения плана реализации Программы в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков, в том числе невыполнения (нарушения сроков выполнения) контрольных событий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.