Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
и Министерства науки и технологий
Российской Федерации
от 15 января 1998 г. N 36-РП-6
Долгосрочная программа
энергосбережения в городе Москве
Введение
В августе 1997 г. Министерство науки и технологий Российской Федерации и Правительство Москвы подписали Соглашение о сотрудничестве в области энергосбережения. В соответствии с этим Соглашением сотрудничество будет развиваться в направлении создания и внедрения новых энергосберегающих экологически чистых технологий, призванных содействовать переводу экономики города на энергосберегающий путь развития. Настоящая Долгосрочная программа энергосбережения в городе Москве (далее Программа), разработанная в рамках этого Соглашения, направлена на обеспечение повышения энергетической эффективности экономики города и создание экономического механизма для содействия ее реализации.
К числу первоочередных технологических направлений совместной деятельности Миннауки России и Правительства Москвы следует отнести:
- развитие высокоэффективного децентрализованного теплоснабжения в городе;
- обеспечение учета, контроля и регулирования расхода топлива, электрической и тепловой энергии на базе современных технических средств и методов;
- повышение энергетической эффективности и надежности работы действующего в настоящее время энергетического оборудования, увеличение ресурса его использования;
- создание и широкое применение экологически чистых и эффективных технологий сжигания органических топлив#, в том числе городских отходов;
- использование нетрадиционных методов производства энергии, в том числе с помощью тепловых насосов, возобновляемых источников энергии, перепада давления газа на газовых вводах в городские ТЭЦ и на газораспределительных станциях, а также давления пара в котельных;
- создание и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования у потребителей энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве, быту, промышленности, строительстве, общественных зданиях, городском транспорте.
Миннауки России и Правительство Москвы рассматривают реализацию Долгосрочной программы энергосбережения в Москве в качестве одной из важнейших составляющих осуществления жилищно-коммунальной реформы, а также вклада в решение экологических проблем города.
Важным направлением совместной деятельности в соответствии с Соглашением в ближайшее время будет разработка механизма стимулирования проведения политики энергосбережения во всех сферах жизни города. Надлежит доработать и представить на рассмотрение Московской городской Думы проект городского Закона "О повышении энергетической эффективности экономики в городе Москве".
Финансирование НИОКР, проводимых в рамках Программы, предусмотрено осуществлять на паритетных началах за счет средств федерального бюджета, распределяемого по линии Миннауки России, бюджета Москвы, а также внебюджетных источников, в первую очередь средств заказчиков, и др.
Реализация большого числа энергосберегающих проектов, охватывающих практически все народнохозяйственные комплексы, позволяет рассматривать Москву в качестве демонстрационной зоны создания, отработки и внедрения в условиях формирующихся рыночных отношений энергосберегающих технологий, оборудования, приборов, конструкций и материалов, а также связанных с этим организационных, хозяйственных и финансовых механизмов.
К числу важнейших задач использования ассигнований из федерального бюджета для реализации НИОКР в рамках настоящей Программы следует отнести:
- стимулирование отечественных и зарубежных инвестиций в энергосберегающую деятельность в Москве;
- ускорение осуществления НИОКР и внедрение их результатов в безусловно прибыльные энергосберегающие проекты, что могло бы содействовать накоплению средств для инвестиций в более масштабную энергосберегающую деятельность.
Для содействия Правительству Москвы в реализации энергоэффективных проектов в рамках Программы привлечена научно-производственная инвестиционная компания "Энергосбережение - М", на которую решением коллегии Министерства науки и технологий Российской Федерации от 25 июля 1997 г. возложены функции генеральной дирекции настоящей Программы. Руководителем этой Программы утвержден академик Российской академии наук Шейндлин А.Е. Этим же решением Российскому фонду технологического развития поручено обеспечить рассмотрение в первую очередь предложений по выделению средств для московских энергосберегающих проектов и оказывать необходимое содействие в проведении конкурсов и тендеров в этой области деятельности.
В целях содействия в реализации проводимой Правительством Москвы политики по переводу экономики города на энергосберегающий путь развития Министр науки и технологий Российской Федерации в августе 1997 г. создал при Министерстве Научно-технический совет, первоочередной задачей которого была подготовка настоящей Программы и конкурсный отбор проектов НИОКР в области энергосбережения. В последующем этот Научный совет будет отслеживать ход реализации Программы, проводить периодические конкурсы по отбору новых научно-технических проектов.
В Научно-технический совет включены ученые и ведущие специалисты Миннауки России, Минтопэнерго России, Правительства Москвы, Российской академии наук, Высшей школы и других организаций. Руководителем Совета назначен член-корреспондент РАН Шпильрайн Э.Э.
Координация работы по реализации Соглашения между Министерством науки и технологий Российской Федерации и Правительством Москвы о сотрудничестве в области энергосбережения и, следовательно, по осуществлению Программы возложена на Отдел топливно-энергетического комплекса Миннауки России и Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы,
Заключение
Изложенная выше Программа предусматривает достижение энергосберегающего эффекта в Москве в основном за счет создания и внедрения в городском хозяйстве новых технологий, оборудования, конструкций и материалов, обеспечивающих снижение потребностей в энергоносителях на производство продукции, работ и услуг без каких-либо негативных последствий для жизни городского населения и гостей города, условий труда.
Вместе с тем существует большое число уже используемых в России и в том числе в Москве энергосберегающих технологий и технических решений, широкое применение которых в городе не связано с необходимостью выполнения научных исследований и разработок. Обеспечение их использования в Москве должно стать предметом отдельной городской программы повышения эффективности использования топлива и энергии в городе.
Особенно большие возможности в области повышения энергетической эффективности производства имеются на промышленных предприятиях, расположенных в черте города и находящихся в ведении различных федеральных и коммерческих структур.
Экономический эффект от энергосберегающих мероприятий, повышающих энергетическую эффективность производства продукции, может быть во многих случаях дополнен выпуском энергосберегающего оборудования, технических средств, материалов и конструкций, использование которых в Москве и в других регионах страны будет способствовать переводу экономики на энергосберегающий путь развития.
К первой группе направлений должны относиться предприятия, новая продукция которых при ее использовании в Москве и других регионах страны будет требовать меньшего количества энергоносителей на единицу выполняемой работы. К числу предприятий, выпускающих такую продукцию, должны быть отнесены заводы машиностроения, автомобилестроения, приборостроения, стройиндустрии и т.д.
Ко второй группе направлений в первую очередь должно быть отнесено энергосбережение, достигаемое за счет повышения энергетической эффективности производства на крупных металлургических, химических, нефтеперерабатывающих и других энергоемких предприятиях.
Принятие Закона г. Москвы о повышении энергетической эффективности экономики должно расширить возможности правительственных структур Москвы в части оказания ими влияния на такие промышленные предприятия в целях осуществления на них в короткие сроки экономически оправданных энергосберегающих мероприятий. Программа открыта для включения в нее новых научно-технических проектов на основе конкурсов, которые Миннауки России и Правительство Москвы намерены проводить не реже одного раза в год.
Реализация Долгосрочной программы энергосбережения в Москве должна продемонстрировать всем другим крупным, а также средним и малым городам России пути, возможности, экономическую и социальную значимость осуществления под руководством городских мастей программ энергосбережения.
Москва должна быть превращена на рубеже XX и XXI веков в энергоэффективный и экологически чистый город и своим примером вызвать цепную реакцию в стране по переводу экономики российских городов на энергосберегающий путь развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.