Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Рекомендации по организации работы в образовательных (научных) организациях, подведомственных Минобрнауки России по предупреждению коррупции
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц доходам") с 1 января 2013 г. на образовательные (научные) организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - организации) возлагаются обязанности по принятию мер по предупреждению коррупции.
II. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должности в организации, и работниками, замещающими должности на основании трудового договора в организации
2. В организациях представляются:
сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должности в организации (далее - граждане), и работниками, замещающими должности на основании трудового договора в организации (далее - работники), включенными в перечень должностей в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Перечень должностей);
сведения о расходах работников, замещающих должности, предусмотренные в указанном Перечне должностей.
Приказ Минобрнауки России об утверждении Перечня должностей в организациях, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядок представления этих сведений и порядок их проверки будет доведен установленным порядком в сентябре 2013 года.
Проектом приказа предусмотрено включить в Перечень должностей:
в образовательной организации высшего образования: ректор; проректор; главный бухгалтер; директор филиала;
в научной организации: руководитель; главный бухгалтер;
в организации дополнительного профессионального образования: руководитель; главный бухгалтер;
в унитарной организации: руководитель; главный бухгалтер;
в общеобразовательной организации: руководитель; главный бухгалтер;
в профессиональной образовательной организации "специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением": руководитель; главный бухгалтер;
в организации дополнительного образования: руководитель; главный бухгалтер.
3. Сведения о доходах представляются по формам справок, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
Сведения о расходах представляются по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
4. Руководители организаций, а также лица, поступающие на должность руководителя организации сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляют в соответствии с Правилами представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. N 208 "Об утверждении правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей".
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей организаций, а также лиц, поступающих на должность руководителя организации осуществляется в соответствии с Правилами проверки достоверности и полноты сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. N 207 "Об утверждении правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности".
5. Граждане представляют:
сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности в организации, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности в организации (на отчетную дату);
сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности в организации, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности в организации (на отчетную дату).
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются:
гражданами, претендующими на замещение должностей, включенных в Перечень должностей, для которых работодателем является Министр образования и науки Российской Федерации - в Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Министерства образования и науки Российской Федерации;
гражданами, претендующими на замещение должностей, включенных в Перечень должностей, для которых работодателем является руководитель организации - в организацию. Организация осуществляет прием и анализ данных сведений, после чего передает их в Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Министерства образования и науки Российской Федерации.
В случае если гражданин, представивший справки о своих доходах, не был назначен на должность, эти справки возвращаются ему по письменному заявлению вместе с другими документами.
6. Работники, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют:
сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, по состоянию на конец отчетного периода;
сведения о расходах, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки.
В случае если гражданином или работником обнаружено, что в представленных им сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, в течение трех месяцев после окончания установленного срока, он может представить уточненные сведения.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются:
работниками, включенными в Перечень должностей, для которых работодателем является Министр образования и науки Российской Федерации - в Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Министерства образования и науки Российской Федерации;
работниками, включенными в Перечень должностей, для которых работодателем является руководитель организации - в организацию. Организация осуществляет прием и анализ данных сведений, после чего передает их в Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Министерства образования и науки Российской Федерации.
III. Порядок представления сведений о расходах
7. Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о расходах) представляются в соответствии с положениями федеральных законов от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 указанного федерального закона, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) (далее - сделка), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Лица, обязанные представлять сведения о расходах
8. Представление сведений о расходах является обязанностью работников, для которых установлена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Сведения о расходах представляются в случае, если:
сделка совершена в отчетный период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. либо в последующие отчетные периоды (с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. и т.д.). При совершении сделок в 2011 году или ранее, сведения о расходах не представляются;
сумма одной (каждой) сделки превышает общий доход работника и его супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее - общий доход).
Порядок представления сведений о расходах
9. Сведения о расходах представляются одновременно со сведениями о доходах:
посредством заполнения соответствующей справки (далее - справка о расходах), форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
к справке о расходах прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности.
10. В случаях, когда супруг (супруга) работника отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества следует принимать во внимание следующее.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена возможность работника, обнаружившего, что в представленной им в Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Минобрнауки России справке о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, представить уточненные сведения о расходах, а также не содержится право обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В этой связи, представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки (подпункт "а" пункта 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065).
С учетом результатов анализа сведений о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей работника, наличия заявления работника о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может приниматься решение о необходимости осуществления контроля за расходами.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Срок представления сведений о расходах
10. Срок представления сведений о расходах устанавливается:
при совершении сделки в 2012 г. - до 1 июля 2013 г.;
при совершении сделки в 2013 г. - до 30 апреля 2014 года.
Период, за который учитываются доходы лица и его супруга (супруги) для определения их общего дохода
11. При расчете общего дохода работника, представляющего сведения о расходах за 2012 год, и его супруга (супруги) суммируются доходы, полученные ими за отчетные периоды: (с 1 января по 31 декабря 2009, 2010, 2011 гг.) вне зависимости от того, замещал ли (занимал ли) работник должности, включенные в Перечень должностей, весь обозначенный период или нет, а также вне зависимости от места осуществления трудовой деятельности (на территории Российской Федерации, за рубежом). При этом доход за 2012 г. может также являться источником получения средств, за счет которых приобретено имущество, что указывается в справке о расходах (ссылка 4 к справке о расходах).
Порядок заполнения справки о расходах
12. При заполнении строки "Источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество, являются" подлежат отражению все источники получения средств с указанием сумм, полученных от каждого источника. При этом, в данном случае законодательством не предусмотрено представление документов, подтверждающих источники получения средств.
В случае, если для приобретения вышеуказанного имущества были использованы доходы (часть дохода) несовершеннолетних детей, данный факт указывается в справке о расходах в качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество (ссылка 4 к справке о расходах).
Контроль за соответствием расходов доходам
13. Контроль за расходами осуществляется при наличии оснований и принятии соответствующего решения (статья 4 Федерального закона N 230-ФЗ).
В случае если сведения о расходах за отчетный период были представлены в срок и в установленном порядке (ранее), представлять их повторно в тот период, когда осуществляется контроль за расходами, не требуется (они имеются в личном деле).
В рамках контроля за расходами у лица могут быть истребованы:
сведения о доходах за три последних года, предшествующих приобретению имущества, в том случае если работник ранее не замещал (занимал) должность, включенную в Перечень должностей и не представлял таких сведений;
сведения, подтверждающие источники получения средств, за счет которых совершена сделка.
Результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, подлежат рассмотрению на заседании комиссии Минобрнауки России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случае принятия такого решения лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами.
14. Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов работника, а также расходов его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.
При направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации следует учитывать, что материалы должны соответствовать требованиям, установленным статьей 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляемым к письменным доказательствам.
При этом, материалы (справки о доходах, расходах, иные дополнительные материалы, полученные в ходе проверки) рекомендуется направлять с сопроводительным письмом за подписью лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами, в котором указываются основание направления материалов (часть 3 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ), перечень прилагаемых документов.
IV. Критерии уважительности причин непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
15. Законодательством Российской Федерации перечень уважительных и объективных причин не установлен. В этой связи, при принятии решения Комиссия Минобрнауки России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов принимает решение исходя из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении работника, в том числе пояснений работника в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения (например, супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске и т.д.).
Представление сведений о доходах в случае отстранения от должности
16. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданин, претендующий на замещение должности, включенной в Перечень должностей, а также работник, замещающий должность включенную в Перечень должностей, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Статьей 32 указанного закона предусматривается отстранение работника от замещаемой должности (по различным видам оснований).
Вместе с тем, это не влечет освобождение от обязанности работника по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
V. Размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах
17. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Минобрнауки России в соответствии Порядком размещения сведений о сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийскими средствам массовой информации для опубликования, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 "Вопросы противодействия коррупции".
18. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Минобрнауки России, в том числе за предшествующие годы, не подлежат удалению и должны находиться в открытом доступе (размещены на официальном сайте) в течение всего периода замещения работником в данной организации должности, включенной в Перечень должностей, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
VI. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников организации
19. В соответствии со статьей 12.2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" на работников организации, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
19. В соответствии со статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ) на работников организации распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
VII. О порядке урегулирования конфликта интересов работниками организаций
20. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
21. Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
22. Под личной заинтересованностью работника, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для работника, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ*, а также для граждан или организаций, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами
Личная заинтересованность работника может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья работника, друзья его родственников (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
23. Работник вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя.
Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
Работник обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.
Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе работника и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
24. Работнику запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями (пункт 11 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ "О противодействии коррупции").
25. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения работника, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.
Типовые ситуации конфликта интересов и порядок их урегулирования
(Информация является основой для разработки памятки работникам организации по вопросам конфликта интересов и порядка их урегулирования)
Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность работника
Описание ситуации
Работник участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и (или) в принятии кадровых решений в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность работника, например:
работник является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этой организации является родственник работника;
работник является членом аттестационной комиссии (комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника работника.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность работника.
Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы
а) Описание ситуации
Работник, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой работник осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
В случае возникновения у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого работника со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения работнику рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации работник уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники работника выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
В случае если работник самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой работник или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.
б) Описание ситуации
Работник, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом работник осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Работник обязан направить представителю нанимателя предварительное уведомление о выполнении иной оплачиваемой работы с полным и подробным изложением, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями.
При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники работника уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения работником иной оплачиваемой работы с учетом фактов, указывающих на возможное использование работником своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:
услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями работника;
работник непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;
организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых работник осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.
При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.
в) Описание ситуации
Работник, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой работник осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Работник обязан направить представителю нанимателя предварительное уведомление о выполнении иной оплачиваемой работы в котором полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления.
При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники работника уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой работник выполняет иную оплачиваемую работу.
г) Описание ситуации
Работник на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является организация, в которой он замещает должность.
Меры предотвращения и урегулирования
Работник обязан проинформировать представителя нанимателя об участии на платной основе в выполнении работы, заказчиком которой является организация, в которой он замещает должность.
Представителю нанимателя рекомендуется указать работнику, что выполнение подобной работы влечет конфликт интересов и отказаться от выполнения работы на платной основе.
В случае если работник не принимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении работника от занимаемой должности.
Непринятие работником, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение работника.
д) Описание ситуации
Работник участвует в принятии решения о закупке организацией товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.
Представителю нанимателя рекомендуется вывести работника из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у работника есть личная заинтересованность.
Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами
а) Описание ситуации
Работник и (или) его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой работник осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Работник обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.
Если передача ценных бумаг в доверительное управление не повлечет исключение возникновения конфликта интересов (не может быть признана исчерпывающей мерой), работником может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.
Если родственники работника владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, работник обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
При этом, в целях урегулирования конфликта интересов, работнику необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
До принятия работником мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет работник или его родственники.
б) Описание ситуации
Работник участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам работник, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется до принятия работником мер по урегулированию конфликта интересов отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам работник, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).
Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг
а) Описание ситуации
Работник, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых работник осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых работник осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении работником подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых работник осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении работника должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного работником коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение работником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения работником своих должностных обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то работнику рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации организации, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками работника подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых работник осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:
указать работнику, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
до принятия работником мер по урегулированию конфликта интересов отстранить его от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.
б) Описание ситуации
Работник осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, работнику, его родственникам или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения работника с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, работнику, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность работника.
в) Описание ситуации
Работник получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Представителю нанимателя, которому стало известно о получении работником подарков от непосредственных подчиненных, следует указать работнику на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать работнику вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.
Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами
а) Описание ситуации
Работник участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам работник и (или) его родственники имеют имущественные обязательства.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, работнику следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам работник, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, имеют имущественные обязательства.
б) Описание ситуации
Работник участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники работника.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники работника или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника.
в) Описание ситуации
Работник участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед работником, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется до урегулирования имущественного обязательства отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед работником, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.
г) Описание ситуации
Работник, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых работник осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность работника.
Ситуации, связанные с явным нарушением работником установленных запретов
а) Описание ситуации
Работник получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Меры предотвращения и урегулирования
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ работнику запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.
б) Описание ситуации
Работник в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Работник рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники работника или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
в) Описание ситуации
Работник выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.
Меры предотвращения и урегулирования
Работник направляет представителю нанимателя письменный запрос о разрешении заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.
г) Описание ситуации
Работник использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
Меры предотвращения и урегулирования
Работнику следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.
Работнику запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Указанный запрет распространяется, в том числе, и на использование информации, не относящейся к конфиденциальной, которая лишь временно недоступна широкой общественности.
Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования работником информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к работнику мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных со службой, учитывая характер совершенного работником коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение работником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения работником своих должностных обязанностей.
______________________________
* Родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.