Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Интегра" (далее - Заявитель) на действия Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края (далее - Заказчик), Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку, установку и подключение компьютерного оборудования для реализации ФГОС основного общего образования и ФГОС начального общего образования в рамках комплекса мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2013 году (номер извещения 0117200001713003764) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении санитарно-эпидемиологических заключений, прилагаемых к поставляемому товару.
2. Проектом государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлена ответственность поставщика за недостачу по количеству поставляемого товара в течение всего срока гарантии.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте- 28.08.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 296 699 498 рублей;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 13.09.2013 15:00.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что пункт "Требования к безопасности товара, работ услуг" раздела IV документации об Аукционе содержит требование о предоставлении санитарно-эпидемиологических заключений при поставке товара. Вместе с тем, представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 29.06.2010 N 01/9646-0-32 "О вступлении в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам" с 01.07.2010 прекращена выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в связи с чем, предоставление санитарно-эпидемиологических заключений при поставке товара является невыполнимым требованием, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что пункт "Требования к безопасности товара, работ услуг" раздела IV документации об Аукционе содержит следующие сведения: "качество и безопасность товара должны соответствовать требованиям, предъявленным к данному виду товара действующим законодательством РФ, и должны подтверждаться сертификатами соответствия, санитарно-эпидемиологическими заключениями и иными необходимыми документами, прилагаемыми к поставляемому товару".
Также, согласно подпункту 5 пункта 12.4 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела II документации об Аукционе вторая часть заявки должна содержать "копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено пунктом 7 Информационной карты аукциона".
При этом пунктом 7 Информационной карты документации об Аукционе требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: предоставление санитарно-эпидемиологических заключений, прилагаемых к поставляемому товару, не установлено.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении санитарно-эпидемиологических заключений, прилагаемых к поставляемому товару, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии частью 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Подпунктом 2.4 пункта "Порядок передачи оборудования и выполнения работ" раздела VI "Проект контракта" документации об Аукционе установлено следующее: "В случае выявления Государственным заказчиком, Получателем - образовательным учреждением, Получателем - комитетом по образованию муниципального района при получении оборудования или в течение срока гарантии недостатков поставленного оборудования, делающих невозможным или существенно затрудняющих его использование, а также в случае выявления недостачи по количеству оборудования, приемочная комиссия составляет акт в произвольной форме о недостаче оборудования, а также о недостатках, выявленных при приемке оборудования или в течение срока гарантии с указанием степени сложности недостатков и необходимых сроков их устранения".
Подпунктом 2.1.3 пункта "Порядок передачи оборудования и выполнения работ" раздела VI "Проект контракта" документации об Аукционе установлено, что приемка оборудования производится комиссией на соответствие его количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным техническим заданием, спецификацией и осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поставки оборудования.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что установление соответствия количества поставленного оборудования требованиям документации об Аукционе производится в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поставки оборудования, в течение срока гарантии Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
В соответствии с частью 3 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
На заседании Комиссии установлено, что подпункт 2.4 пункта "Порядок передачи оборудования и выполнения работ" раздела VI "Проект контракта" документации об Аукционе не противоречит Закону о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что проектом государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлена ответственность поставщика за недостачу по количеству поставляемого товара в течение всего срока гарантии, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
а) Пунктом 1.1, 2.2.3 "Экран настенный" Технического задания документации об Аукционе установлено требование к экрану настенному "Размер экрана, не менее 166см*166см; размер изображения, не менее 160см х 160см".
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что требование к размеру изображения не может быть установлено с минимальным значением, так как размеры изображения физически ограничены размерами настенного экрана и ширина и высота проецируемого изображения не может быть более чем ширина и высота полотна экрана. В этой связи, Заявителем направлен запрос о разъяснении положений документации.
Разъяснением положений документации об Аукционе, размещенном 19.08.2013 на Официальном сайте установлено, что "Регулировка проецируемого изображения осуществляется проектором. В технических характеристиках указаны ограничения на минимальный размер рабочей поверхности экрана, т.е. на его ширину и высоту".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа представил сведения, согласно которым "размер экрана" - это общие габаритные размеры экрана, включающие полотно, закрепленное в раме, "рабочая поверхность экрана" - это рабочая область, отображающая проецируемое на него изображение. При этом, согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа, требование к размеру изображения с указанием минимального значения допустимо в документации об Аукционе, так как размер изображения "не менее 160см х 160см" менее чем физический размер экрана "не менее 166см*166см", следовательно, при предложении участниками размещения заказа в составе заявки на участие в Аукционе настенного экрана размером более 166см*166см, размер изображения может быть более 160см*160см.
б) Пунктом 1.1 Технического задания документации об Аукционе установлено требование к проектору "ресурс лампы не менее 9000 ч. в экономном режиме, не менее 7000 ч. в стандартном режиме (с возможным использованием дополнительных(ой) ламп(ы))".
Разъяснением положений документации об Аукционе, размещенном 19.08.2013 на Официальном сайте установлено, что "Возможна поставка проектора с одной лампой с ресурсами не менее 9000 часов в экономичном режиме, не менее 7000 часов в стандартном режиме. Также возможна поставка проектора со штатной лампой и лампой для замены (в соответствии с моделью лампы для этого проектора) с суммарными ресурсами не менее 9000 часов в экономичном режиме, не менее 7000 часов в стандартном режиме", то есть в указанном разъяснении положений документации об Аукционе приведены возможные варианты поставки оборудования.
Таким образом, Комиссией установлено, что разъяснение положений документации об Аукционе, размещенное 19.08.2013 на Официальном сайте, не изменяет суть документации об Аукционе.
4. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. При этом в соответствии с положениями частей 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте и доступна для ознакомления без взимания платы.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 41.7 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На заседании Комиссии установлено, что Техническое задание документации об Аукционе, размещенной Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования отдельных фрагментов текста, что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Более того, примеры недопустимости размещения информации с указанными ограничениями для ее ознакомления приведены в пункте 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470, согласно которому информация в виде текста размещается на Официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателями.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Интегра" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов от 03.08.2013 по делу N К - 1454/13, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 03.08.2013 по делу N К-1453/13 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном расследовании, материалы по делу от 03.08.2013 N К-1454/13 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном расследовании не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 сентября 2013 г. N К-1454/13 "О нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был