Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.,
членов Комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Куст И.Ю.,
начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
при участии представителей ФГБУ "Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту объектов РАМН" Российской академии медицинских наук Дружининой О.В., ООО "Эксперт Строй-7" Комова И.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Эксперт Строй-7" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту объектов РАМН" Российской академии медицинских наук (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на производство работ в НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН (номер извещения 0373100005213000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно объединены в один лот технологически и функционально не связанные строительные работы и поставка оборудования, мебели.
2. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
3. В нарушении Закона о размещении заказов не предусмотрена подача заявки на участие в Конкурсе в форме электронного документа.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте 06.08.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 3 994 594 130 рублей;
3) дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 09.09.2013.
1. Согласно части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии установлено, что предметом торгов предусмотрено выполнение строительных работ, а также поставка мебели, оборудования, например: столик для забора крови, стол журнальный, диван мягкий, стол лабораторный, операционное кресло хирурга, шкаф морозильный медицинский, холодильник бытовой однокамерный, каталка для перевозки больных.
Объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, ограничивает количество участников размещения заказа, что нарушает часть 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 8.10 информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам размещения заказа о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что в перечень работ, предусмотренных предметом контракта, включены работы, требующие предоставление лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Таким образом, установление Заказчиком требования к участникам размещения заказа о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, указанных в пункте 8.10 Конкурсной документации, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно части 2 статьи 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. При этом на таком конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка. Участник размещения заказа вправе не указывать на таком конверте свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица).
Согласно пункту 8.14 информационной карты Конкурсной документации подача заявки в форме электронного документа не предусмотрена, что является нарушением части 2 статьи 25 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии со сметной документацией (объектным сметным расчетам) в рамках данного заказа необходимо выполнить, в том числе следующие работы: снос существующих строений, реконструкция существующего корпуса пищеблока, устройство дорог, площадок, тротуаров, пуско-наладочные работы инженерного оборудования. Следовательно, предметом торгов является строительство, капитальный ремонт и реконструкция объекта капитального строительства, соответствующие коду ОКДП 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства".
Код ОКДП 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства" (кроме кодов 4510100, 4510110, 4510120, 4529000, 4530800 - 4530811) включен в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р.
Представителем Заказчика не представлено доказательств того, что размещение заказа на выполнение работ, предусмотренных предметом контракта, возможно осуществлять путем проведения торгов в форме конкурса.
Таким образом, Заказчик, выбрав способ размещения заказа путем проведения торгов в форме конкурса, нарушил часть 4 статьи 10 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
5. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
В сводном сметном расчете стоимости строительства присутствует ссылка на объективный сметный расчет 02-05 "Реставрационные работы" со сметной стоимостью реставрационных работ - 106 727,25 тысяч рублей. Однако на Официальном сайте не размещены локальные сметы на реставрационные работы.
Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе Конкурсной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, что является нарушением части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация содержит указание на товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", наименование места происхождения товара, наименование производителя, например: жидкостный хроматограф 1Ф; 220 В; 1,8 кВт Biologic LP Bio-Rad США, Слайсер Габариты: 410х530х410 мм Э:220В/1Ф/50Гц 0,15 кВт Celme FA 250, Италия; печь СВЧ с функцией гриля JT 379 IX Whirpool, Китай, диван мягкий "МИФ", Россия, что нарушает часть 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. Согласно Конкурсной документации предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации требования о наличии у участников размещения заказов свидетельства о допуске к работам по организации строительства, не соответствуют положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
8. В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пунктом 5.4.18 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что генеральный подрядчик обязан привлекать к выполнению работ субподрядчиков только с письменного согласия Заказчика.
Указанное требование не предусмотрено частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и, следовательно, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации указанное требование, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
9. Частью 6 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 994 594 130 рублей. В соответствии со сводным сметным расчетом стоимость строительства составляет 3 994 591 130 рублей.
Таким образом, сведения, содержащиеся в Конкурсной документации, не соответствуют сведениям, указанным в извещении о проведении Конкурса, что нарушает часть 6 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
10. Согласно части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.
Согласно Форме 2 "заявка на участие в конкурсе" части IV Конкурсной документации участнику размещения заказа необходимо указать Банковские реквизиты участника размещения заказа: ИНН, КПП, наименование и местонахождение обслуживающего банка, расчетный счет, корреспондентский счет, код БИК, а также конкретный размер задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год в процентном соотношении к балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Таким образом, Заказчик, установив требование к участникам размещения заказа об обязанности предоставить в заявке на участие в Конкурсе вышеуказанные сведения, нарушил часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Эксперт Строй-7" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 10, пункта 1 части 1, части 4 статьи 11, частей 2, 3, 6 статьи 22, частей 2,4 статьи 25 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов по делу от 05.09.2013 N К-1464/13, предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям части 4 статьи 10, пункта 1 части 1, части 4 статьи 11, частей 2, 3, 6 статьи 22, части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов переданы на основании решения по делу от 05.09.2013 N К-1464/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу в части указанных нарушений для административного расследования не передавать.
5. Передать материалы дела от 11.09.2013 N К-1495/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в части отсутствия в Конкурсной документации возможности подачи заявки в форме электронного документа.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 сентября 2013 г. N К-1495/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был