Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2013 г. N 49-О13-43
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кузнецова В.А.,
судей Ламинцевой С.А и Кондратова П.Е.
при секретаре Головач А.М.
рассмотрела в судебном заседании с участием переводчика Назарова П.С. кассационную жалобу осуждённого Садикова Д.Ш. на приговор Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2012 г., по которому
Садиков Д.Ш., ..., несудимый,
осуждён
по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 10 годам лишения свободы;
по ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 6 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ окончательно по совокупности преступлений путём частичного сложения наказаний ему назначено 12 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Разрешена судьба вещественных доказательств.
Срок наказания в отношении Садикова Д.Ш. исчислен с 12 марта 2012 г.
Заслушав доклад судьи Ламинцевой С.А. о содержании приговора и доводах жалобы и возражений на неё, объяснения осуждённого Садикова Д.Ш. по доводам, изложенным в его жалобе, объяснения адвоката Кабалоевой В.М. в защиту интересов осуждённого Садикова Д.Ш., мнение прокурора Аверкиевой В.А., полагавшей необходимым изменить приговор в части правовой оценки действий Садикова, выразившихся в покушении на совершение контрабанды, со смягчением осуждённому наказания, а в остальном приговор оставить без изменения. Судебная коллегия установила:
Садиков Д.Ш. признан виновным в покушении на совершение контрабанды, т.е. незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, а также в совершении пособничества в приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере.
Преступления совершены им в период с 7 по 10 марта 2012 г. при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании осуждённый Садиков Д.Ш. вину не признал.
В кассационной жалобе (основной и дополнительной) осуждённый Садиков Д.Ш. просит приговор отменить и дело направить на новое судебное разбирательство. Считает, что незаконно осуждён за пособничество в приготовлении к сбыту наркотических средств в особо крупном размере, поскольку в отношении его у правоохранительных органов не имелось никакой оперативной информации, в отношении его не проводились оперативно-розыскные мероприятия, что, по его мнению, доказывает отсутствие в его действиях этого состава преступления.
Считает, что суд необоснованно сослался в приговоре на его показания, данные в ходе предварительного расследования, в то время как в суде он показал, что свёртки его заставили проглотить, и ему не было известно, что в них находится наркотическое средство.
Как он считает, этим показаниям в приговоре оценка не дана, а допрошенные по делу в качестве свидетелей оперативные сотрудники показали, что сведениями о дальнейшем сбыте им наркотических средств они не располагают.
Осуждённый считает, что суд вынес обвинительный приговор на предположениях, что противоречит закону; выражает своё несогласие с осуждением его по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, поскольку полагает, что на момент его задержания указанная статья не действовала, поэтому он не мог быть осуждён по данной статье.
Государственный обвинитель Карачурина М.В. в возражениях находит доводы, изложенные в кассационной жалобе осуждённого Садикова Д.Ш., необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия находит, что имеются основания для изменения приговора по следующим основаниям.
Вывод суда о виновности Садикова Д.Ш. в совершении преступлений, за которые он осуждён, соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, и основан на всесторонне исследованных в судебном заседании доказательствах, полно и правильно изложённых в приговоре.
Так, виновность Садикова Д.Ш. в покушении на контрабанду наркотических средств, а также в пособничестве в приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере подтверждается его показаниями на предварительном следствии, из которых следует, что на территории Республики ... его знакомый Д. предложил ему проглотить наркотическое средство героин и вылететь в г. ..., где его должны были встретить, на что он согласился.
9 марта 2012 г. Д. дал ему полимерные свёртки, пояснив, что в них героин, и что ему их нужно проглотить и перевезти, как они договаривались. Он проглотил примерно 28-30 свертков с героином. После этого Д. передал ему билет, пояснив, что это билет до ... с посадкой в г. ... и, что в ... его должен встретить мужчина.
Из показаний свидетеля А. сотрудника ОБКН ... таможни - видно, что 10 марта 2012 г. он вёл наблюдение на таможенном посту ...". После прибытия самолета из г. ... среди пассажиров он обратил внимание на Садикова, у которого были красные глаза, и при нём было мало вещей. Садиков не смог внятно объяснить причину прибытия в Российскую Федерацию. При проведении экспресс-анализа мочи тест показал наличие в организме Садикова наркотических средств. При проведении УЗИ и рентгеновского исследования в желудочно-кишечном тракте Садикова было выявлено наличие инородных предметов. Путём медицинских манипуляций из организма Садикова было выведено 28 полимерных свёртков, в которых находилось порошкообразное вещество. Впоследствии были выведены из его организма также раскрывшиеся свёртки. При этом участвовали понятые. Садиков пояснил, что в Республике ... его знакомый по имени Д. дал ему полимерные свёртки в количестве 31 или 32 штук с героином, которые он проглотил и должен был перевезти на территорию Российской Федерации в г. ... Там его должен был встретить человек и получить свёртки. Садиков согласился перевезти наркотические средства, чтобы Д. простил ему денежный долг.
Из протокола осмотра места происшествия от 11 марта 2012 г. следует, что в больнице N ... г. ... в кабинете с табличкой "Калопроктолог" изъято 27 полимерных свертков. Присутствующие понятые А. и К. пояснили, что свёртки выходили из организма задержанного Садикова.
Свидетели К. и А. подтвердили эти показания в судебном заседании.
Из справки об исследовании от 12 марта 2012 г. и заключения экспертов, проводивших физико-химическую экспертизу, следует, что вещество, находящееся в 27 полимерных свёртках, является наркотическим средством героин (диацетилморфин), массой 126, 748 г.
Вопреки доводам осуждённого Садикова Д.Ш. судом в приговоре дана оценка его показаниям, полученным, как в ходе предварительного расследования, так и в судебном заседании, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Выводы суда первой инстанции о наличии в действиях осуждённого признаков преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, мотивированны, основаны на фактических обстоятельствах и являются правильными.
Доводы Садикова Д.Ш. о том, что на момент его задержания ст. 229.1 УК РФ не была введена в действие, являются необоснованными, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 г. было приостановлено действие положений ч. 3 и п. "б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ только в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ.
Однако, как следует из приговора и подтверждается материалами дела, Садиков Д.Ш. осуждён за покушение на контрабанду наркотического средства героина, а не прекурсоров наркотических средств.
Положения указанных норм являлись действующими в отношении наркотических средств в момент совершения Садиковым Д.Ш. преступлений, за которые он осуждён.
Таким образом, суд, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, обоснованно пришёл к выводу о доказанности вины Садикова в совершённых преступлениях.
На момент постановления приговора преступные действия осуждённого Садикова суд правильно квалифицировал по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, то есть как покушение на незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств в особо крупном размере, а также по ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, то есть как пособничество в приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере.
Вместе с тем, Правительство РФ постановлением от 1 ноября 2012 г. N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" утвердило новые размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного наказания, определив в качестве "значительного" и "крупного" размеров те значения, которые ранее относились к "крупным" и "особо крупным", и соответственно, а для "особо крупного" размера - новые значения.
Если ранее действовавшим постановлением Правительства к особо крупному размеру наркотического средства относился героин (диацетилморфин) в размере свыше 2,5 грамма, то новым постановлением правительства такая масса наркотического средства отнесена к крупному размеру, а к особо крупному размеру этого наркотического средства относится героин массой (диацетилморфин) свыше 1 000 граммов.
Поскольку приговором суда установлено, что осуждённый Садиков Д.Ш. покушался на перемещение через таможенную границу наркотического средства героина (диацетилморфина) группой лиц по предварительному сговору в размере 129, 978 граммов, то его преступные действия в этой части следует переквалифицировать с ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 229 УК РФ, предусматривающую ответственность за покушение на контрабанду наркотических средств в крупном размере.
При назначении наказания Садикову по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 229.1 УК РФ Судебная коллегия принимает во внимание все те смягчающие обстоятельства, которые указаны в приговоре, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, и полагает назначить Садикову наказание по этой статье закона с применением ст. 64 УК РФ.
При этом Судебная коллегия отмечает, что переход на "крупный размер" влечёт смягчение ответственности применительно к этому преступлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2012 г. в отношении Садикова Д.Ш. изменить:
переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 229.1 УК РФ, по которой назначить наказание с применением ст. 64 УК РФ сроком на 7 лет.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 229.1 УК РФ, ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, путём частичного сложения наказаний окончательно Садикову Д.Ш. назначить 10 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кузнецов В.А. |
Судьи |
Ламинцева С.А |
|
Кондратов П.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2013 г. N 49-О13-43
Текст определения официально опубликован не был