Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методика
определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 638)
См. Методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденную приказом Минобрнауки России от 30 октября 2015 г. N 1272
См. Методику по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки, утвержденную распоряжением Минобрнауки России от 17 декабря 2014 г. N Р-225
I. Общие положения
1. Настоящая Методика устанавливает правила определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки (далее - нормативные затраты) и разработана с целью методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования федеральными органами государственной власти (государственными органами), федеральными государственными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных автономных и бюджетных образовательных организаций высшего образования (далее соответственно - учредители, образовательные организации), в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения Министерством образования и науки Российской Федерации конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс), проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N 350 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1977).
Положения настоящей Методики учитываются учредителями в разрабатываемом в соответствие с пунктом 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, порядке определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, оказываемых (выполняемых) государственными образовательными организациями в качестве основных видов деятельности*(1) (далее - государственные услуги):
реализация программ бакалавриата;
реализация программ специалитета;
реализация программ магистратуры;
реализация программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
реализация программ ординатуры;
реализация программ интернатуры*(2);
реализация программ ассистентуры-стажировки*(3).
2. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:
стоимостные группы специальностей и направлений подготовки - группы, объединяющие специальности и направления подготовки, по которым устанавливаются равные минимальные итоговые значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки по очной форме обучения (далее - базовые нормативные затраты);
составляющие нормативных затрат (базовых нормативных затрат) - направления расходов, входящие в состав нормативных затрат (базовых нормативных затрат) на оказание государственных услуг;
корректирующие коэффициенты - коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативных затрат при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие особенности реализации образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки и/или объективные характеристики групп образовательных организаций, которые оказывают влияние на величину составляющих нормативных затрат, а также отражающие корректировку затрат по формам обучения, формам реализации образовательных программ, по используемым образовательным технологиям;
базовый перечень объективных характеристик групп образовательных организаций, оказывающих влияние на величину составляющих базовых нормативных затрат (далее - базовый перечень), - перечень, закрепляющий основные объективные характеристики образовательных организаций, которые оказывают влияние на величину составляющих базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также приоритетами государственной политики в сфере высшего образования (приложение к настоящей Методике).
3. Одновременно с объявлением конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации формируются с учетом специфики реализации образовательных программ, требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 "Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приоритетов государственной политики*(4), а также с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели:
3.1. Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в соответствующем году, на весь период обучения;
3.2. Итоговые значения и величину составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в соответствующем году, на весь период обучения;
3.3. Корректирующие коэффициенты, по формам обучения (очно-заочная, заочная), формам реализации образовательных программ (сетевая), по используемым образовательным технологиям (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в соответствующем году, на весь период обучения;
4. Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает представленные учредителями ежегодно не позднее пятнадцати дней со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предложения о значениях следующих видов корректирующих коэффициентов, разработанных в отношении подведомственных образовательных организаций высшего образования с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели:
4.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие специфику образовательных программ по отдельным специальностям и направлениям подготовки*(4), к составляющим базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг, в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в очередном году, на весь период обучения;
4.2. Корректирующие коэффициенты, отражающие влияние объективных характеристик групп образовательных организаций на величину составляющих базовых нормативных затрат на очередной финансовый год;
4.3. Корректирующие коэффициенты по формам обучения (очно-заочная, заочная), формам реализации образовательных программ (сетевая), используемым технологиям обучения (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в очередном году, на весь период обучения, не ниже соответствующих значений, сформированных Министерством образования и науки Российской Федерации.
5. Не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации определяются перечень и единые значения корректирующих коэффициентов, указанных в пунктах 4.1 - 4.3, применяемых учредителями при определении нормативных затрат на очередной финансовый год.
II. Формирование базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг по специальностям и направлениям подготовки
6. Базовые нормативные затраты на оказание государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки включают в себя нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды.
7. В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие составляющие нормативных затрат:
7.1. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава*(5), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
7.2. Затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания соответствующей государственной услуги.
7.3. Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги.
7.4. Затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе расходы на проезд профессорско-преподавательского состава до места прохождения повышения квалификации и обратно, расходы на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих педагогических работников.
7.5. Затраты на организацию учебной и производственной практики, в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих преподавателей, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.4 настоящей Методики, с учетом затрат на проведение медицинского осмотра.
7.6. Затраты на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, включая затраты на суточные и расходы на проживание профессорско-преподавательского состава на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.4. настоящей Методики.
8. В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие нормативных затрат:
8.1. Затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо, рассчитанные с учетом пункта 21 Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 137н/527 (в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 11 марта 2011 г. N 01/13655-ДК).
8.2. Затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества*(6), эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги, закрепленного за образовательной организацией учредителем или приобретенных образовательной организаций за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, в том числе затраты на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации.
8.3. Затраты на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, интернет.
8.4. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
8.5. Затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами.
8.6. Затраты на приобретение основных средств стоимостью до трех тысяч рублей включительно за единицу.
9. Базовые нормативные затраты определяются по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки.
10. Стоимостные группы специальностей и направлений подготовки формируются в том числе на основе следующих параметров:
использование лабораторного оборудования и степень его сложности;
соотношение численности преподавателей и студентов очной формы обучения по специальностям и направлениям подготовки*(7);
приоритеты государственной политики в сфере высшего образования, установленные актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации*(8).
11. Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки формируется в соответствии с определенными согласно пункту 10 настоящей Методики параметрами, на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом экспертных оценок и приоритетов государственной политики в сфере высшего образования на текущий момент времени.
12. Для стоимостной группы специальностей и направлений подготовки, предусматривающей минимальный размер базовых нормативных затрат в составе перечня сформированных стоимостных групп специальностей и направлений подготовки, значения составляющих базовых нормативных затрат рассчитываются на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных нормативов, санитарных норм и правил. При их отсутствии значения составляющих базовых нормативных затрат рассчитываются экспертным методом, с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
13. Базовые нормативные затраты в отношении стоимостных групп специальностей и направлений подготовки, за исключением стоимостной группы специальностей и направлений подготовки, указанной в пункте 12 настоящей Методики, определяются путем увеличения отдельных составляющих базовых нормативных затрат в зависимости от параметров формирования стоимостной группы специальностей и направлений подготовки.
III. Определение нормативных затрат на оказание государственных услуг по специальностям и направлениям подготовки
14. Нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги в очередном финансовом году в отношении контингента, принятого на обучение в q-том году по z-той специальности или направлению подготовки s-той стоимостной группы по y-той форме обучения , определяются по формуле:
, где:
- объем затрат по j-той составляющей нормативных затрат на оказание i-той государственной услуги в очередном финансовом году по z-той специальности или направлению подготовки s-той стоимостной группы по y-той форме обучения в отношении контингента, принятого на обучение в q-том году.
15. Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги, рассчитанные на очередной финансовый год в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году по z-той специальности или направлению подготовки s-той стоимостной группы по y-той форме обучения , включают в себя составляющие нормативных затрат, указанные в пункте 8 настоящей Методики.
16. Объем затрат j-той составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-той государственной услуги в очередном финансовом году по z-той специальности или направлению подготовки s-той стоимостной группы по y-той форме обучения в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году, (), определяется по формуле:
, где
- размер j-той составляющей базовых нормативных затрат на оказание i-той государственной услуги для специальностей и направлений подготовки s-той стоимостной группы, установленных в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году;
- корректирующий коэффициент для j-той составляющей базовых нормативных затрат для i-той государственной услуги по z-той специальности или направлению подготовки, установленный в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году;
- произведение корректирующих коэффициентов для j-той составляющей базовых нормативных затрат по l объективным характеристикам групп образовательных организаций, установленных на очередной финансовый год;
- корректирующий коэффициент для j-той составляющей базовых нормативных затрат, отражающий корректировку затрат для у-той формы обучения, установленный в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году;
- произведение корректирующих коэффициентов для j-той составляющей базовых нормативных затрат по h характеристикам образовательной программы, включая формы реализации образовательных программ, используемые технологии обучения*(9), установленных в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году;
- коэффициент, отражающий индексацию j-той составляющей базовых нормативных затрат в очередном финансовом году по сравнению с q-тым годом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом коэффициентов индексации, используемых Министерством финансов Российской Федерации при составлении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.
См. Корректирующие коэффициенты к составляющим нормативных затрат по формам обучения на 2014 г. для учреждений, подведомственных Минобрнауки России, утвержденные Минобрнауки России 31 декабря 2013 г. N АП-152/04вн
______________________________
*(1) Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, определяемый на основе нормативных затрат, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
*(2) В соответствии с частью 4 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(3) Подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(4) В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336).
*(5) Для филиалов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава рассчитываются с учетом их фактического местонахождения и требований абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).
*(6) С учетом натуральных нормативов (при наличии).
*(7) С учетом требований, закрепленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р.
*(8) С учетом перечня направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 1944-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6584).
*(9) Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.