Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2013 г. N 252
"О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями"
Решением Верховного Суда РФ от 27 ноября 2014 г. N АКПИ14-1265 настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству
Анализ состояния законности при реализации органами местного самоуправления возложенных на них функций и изучение практики прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства указанными органами выявили ряд нарушений в этой сфере.
Прокуроры несвоевременно принимают меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, недостаточно активно участвуют в правотворческом процессе. Повсеместно направляются необоснованные запросы в муниципальные органы, в том числе на получение общедоступной информации, устанавливаются неоправданно короткие сроки их исполнения. Допускаются факты подмены контролирующих органов и дублирования их функций при осуществлении надзорных мероприятий.
Не соблюдая требования указания Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2011 N 236/7 "Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций", прокуроры не соотносят тяжесть нарушения и применяемые меры реагирования, не оценивают возможные негативные последствия своего вмешательства, что влечет нарушение прав граждан, интересов государства и общества. В отношении должностных лиц муниципальных органов не всегда обоснование возбуждаются дела об административных правонарушениях, им объявляются предостережения.
Не во всех случаях обеспечен должный контроль за своевременным рассмотрением актов прокурорского реагирования и фактическим устранением выявленных нарушений.
В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами местного самоуправления, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов, районов, иным территориальным и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков в организации прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами местного самоуправления.
При осуществлении надзора за исполнением законов органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями строго руководствоваться нормами действующих организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
2. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур осуществлять постоянный мониторинг взаимодействия органов прокуратуры и указанных органов и организаций.
Учитывать состояние этой работы при проведении комплексных проверок нижестоящих прокуратур, принимая во внимание всесторонние данные о состоянии законности в регионе (муниципальном образовании), не ограничиваясь статистическими сведениями о принятых мерах реагирования.
3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов, районов, иным территориальным прокурорам и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
3.1. На постоянной основе осуществлять надзор за законностью нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, оперативно реагируя на изменения федерального законодательства. При выявлении нарушений закона принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
Обеспечить непосредственное участие прокуроров в правотворческом процессе, активно использовать право законодательной инициативы, предоставленное региональными органами власти.
Организовать своевременное поступление из органов государственной власти и органов местного самоуправления проектов нормативных правовых актов для их изучения в целях предупреждения принятия незаконных правовых актов и актов, содержащих коррупциогенные факторы.
3.2. Особое внимание уделять проверкам законного и целевого расходования средств бюджетов всех уровней, а также финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации для реализации программ, иного целевого назначения.
При выявлении фактов нецелевого расходования бюджетных средств, нарушений при распоряжении государственным и муниципальным имуществом, размещения заказов в интересах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований проводить тщательные проверки с целью формирования материалов для направления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
3.3. Во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принять меры к надлежащему исполнению этими органами требований Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
3.4. Практиковать систематическое проведение межведомственных совещаний органов прокуратуры и местного самоуправления по проблемам взаимодействия, соблюдения прав граждан, использовать различные формы для юридического просвещения и повышения квалификации муниципальных служащих.
3.5. Обеспечить координацию деятельности контрольных органов по планированию проверочных мероприятий в органах местного самоуправления в целях исключения дублирования таких проверок.
Усилить надзор за исполнением федерального законодательства органами государственного контроля (надзора) при осуществлении проверочных мероприятий, обращать особое внимание на законность, обоснованность и эффективность проводимых проверок в отношении органов местного самоуправления и принятых по их результатам решений. Тщательно изучать вносимые предложения при формировании ежегодного сводного плана проведения проверок, не допускать включения в него необоснованных проверок указанных органов.
Принципиально реагировать на факты неправомерного вмешательства в деятельность муниципальных органов, предъявления заведомо невыполнимых требований, необоснованного привлечения к ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления в качестве юридических лиц.
Регулярно анализировать административную практику.
3.6. Исключить факты истребования из органов местного самоуправления без соответствующего обоснования информации, опубликованной в общедоступных источниках, размещенной на официальных сайтах в сети Интернет или ранее предоставленной указанными органами, а также направления дублирующих запросов одновременно в несколько органов местного самоуправления одного муниципального образования. Максимально использовать возможности электронного документооборота для получения необходимой информации.
При направлении запросов не допускать случаев установления неоправданно коротких сроков исполнения.
3.7. При внесении актов реагирования обеспечить неукоснительное выполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", всесторонне и объективно оценивать ситуацию, возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, руководствоваться принципом защиты законных прав человека и гражданина.
Исключить из практики случаи принятия мер реагирования по формальным основаниям, в том числе по отмене (изменению) уже исполненных правовых актов, особенно когда подобные действия могут повлечь нарушение прав граждан.
При внесении актов прокурорского реагирования об устранении нарушений закона, предполагающем финансовые затраты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов, учитывать необходимость внесения изменений в бюджет субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.
3.8. О состоянии законности и практике прокурорского надзора рассматриваемой сфере, включая вопросы правомерности возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации по итогам работы за полугодие и год.
4. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2011 N 236/7 "Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2013 г. N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями"
Текст приказа официально опубликован не был
Решением Верховного Суда РФ от 27 ноября 2014 г. N АКПИ14-1265 настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству
Приказом Генеральной прокуратуры России от 2 августа 2022 г. N 421 настоящий документ признан утратившим силу с 2 августа 2022 г.