Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя С.П. Маврина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.В. Рябухина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Рябухин просит признать не соответствующей статьям 37 и 46 Конституции Российской Федерации статью 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающую, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
По мнению заявителя, оспариваемая норма позволяет представителю нанимателя уволить государственного гражданского служащего по основанию, предусмотренному Трудовым кодексом Российской Федерации в том случае, когда основания и процедура увольнения государственного гражданского служащего прямо закреплены Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Оспариваемая норма применена в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.В. Рябухиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Предусмотренное статьей 73 Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, с одной стороны, учитывает особый правовой статус государственных гражданских служащих, обусловленный спецификой государственной гражданской службы как профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности, а с другой стороны, позволяет использовать нормы трудового законодательства в том случае, если соответствующие отношения не урегулированы специальным законом.
Таким образом, оспариваемая норма направлена на обеспечение полноты правового регулирования служебных отношений и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права государственных гражданских служащих.
Разрешение же вопроса о возможности применения в деле заявителя норм Трудового кодекса Российской Федерации связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябухина Валерия Валентиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя |
С.П. Маврин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы о применении норм трудового права к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной данным спецзаконом.
По мнению заявителя, положения неконституционны. На практике они позволяют представителю нанимателя уволить госслужащего по основанию, предусмотренному ТК РФ, в определенном случае.
Подразумевается ситуация, когда основания и процедура увольнения госслужащего прямо закреплены Законом о государственной гражданской службе.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Оспариваемые положения предусматривают субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.
С одной стороны, это учитывает особый правовой статус данных лиц, обусловленный спецификой государственной гражданской службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов госвласти и лиц, замещающих госдолжности.
С другой стороны, подобное позволяет использовать нормы ТК РФ в том случае, если соответствующие отношения не урегулированы специальным законом.
Таким образом, оспариваемые нормы направлены на обеспечение полноты правового регулирования служебных отношений.
Поэтому такое правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее права госслужащих.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1291-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябухина Валерия Валентиновича на нарушение его конституционных прав статьей 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был