Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя С.П. Маврина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.В. Репина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением Головинского районного суда города Москвы от 30 мая 2012 года был удовлетворен иск гражданина А.В. Репина к Управе Войковского района города Москвы и Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о восстановлении на жилищном учете, на котором он с семьей состоял с 1986 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 ноября 2012 года указанное решение районного суда было отменено; в удовлетворении искового заявления А.В. Репина было отказано. Кассационными инстанциями определение апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.В. Репин оспаривает конституционность пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающего одно из оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и части 4 статьи 9 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" об учетной норме площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 7 (часть 1), 18, 40 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют снимать с жилищного учета граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспеченных жилой площадью более учетной нормы, но менее нормы предоставления.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Обжалуемый заявителем пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (т.е. после 1 марта 2005 года), снимаются с учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Данная норма, с учетом положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", жилищные права граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не нарушает.
Часть 4 статьи 9 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" устанавливает учетную норму площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям, равной 15 квадратных метров и сама по себе права заявителя также не нарушает.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы", действовавшим до принятия Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", и более ранними нормативными актами города Москвы не подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, изменение после 1 марта 2005 года в законодательном порядке оснований постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях не предполагает возможность снятия граждан с такого учета по данной причине (определения от 16 апреля 2009 года N 424-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П и др.).
Разрешение же вопроса о законности и обоснованности применения судами оспариваемых норм в деле заявителя связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, что в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Репина Алексея Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя |
С.П. Маврин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1318-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Репина Алексея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 9 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"
Текст Определения официально опубликован не был