Указание Министерства путей сообщения РФ от 16 сентября 1996 г. N 121у
"Об утверждении отраслевого стандарта на услуги питания в пассажирских поездах"
В соответствии с постановлением Коллегии МПС от 27.03.96 N 10 и в целях определения требований к обеспечению пассажиров питанием в поездах с учетом действующих ГОСТов на услуги общественного питания и особенностей обслуживания пассажиров в пути следования приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 15.09.1996 г. отраслевой стандарт "Услуги общественного питания в пассажирских поездах. Общие требования. Классификация предприятий общественного питания в пассажирских поездах".
Министр |
А.А. Зайцев |
Стандартизация в обслуживании населения на железнодорожном транспорте
ОСТ 32.57-96
"Услуги общественного питания в пассажирских поездах. Общие требования. Классификация предприятий общественного питания в пассажирских поездах"
(утв. Министерством путей сообщения 16 сентября 1996 г.)
Дата введения 15 сентября 1996 г.
Введен впервые
1. Область применения
Настоящий стандарт является дополнением к стандарту отрасли ОСТ 32-24-93 и устанавливает общие требования к качеству услуг общественного питания в пассажирских поездах и обязательные требования по их безопасности, а также классификацию предприятий общественного питания, обслуживающих пассажиров в пассажирских поездах дальнего и местного сообщений.
Положения настоящего стандарта распространяются на предприятия общественного питания независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, предоставляющие услуги питания пассажирам в поездах российских железных дорог.
Стандарт применяется предприятиями общественного питания в пассажирских поездах, а также пригоден для целей их аттестации на право обслуживания пассажиров питанием в пассажирских поездах различных категорий при присвоении и подтверждении типа предприятия общественного питания в пассажирских поездах.
Обязательные требования по безопасности услуг содержатся в пункте 5.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Правила производства и реализации продукции общественного питания (постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.93 N 332):
ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения.
ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного литания. Общие требования.";
ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий.";
ГОСТ Р 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия":
ГОСТ 12.1.003-83 "СОБТ Шум. Общие требования безопасности.";
ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством.";
ОСТ - 32-24-93 "Стандартизация в обслуживании населения на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажир в фирменных поездах.";
ОСТ 28-1-95 "Общественное питание. Требования к производственному персоналу.";
ГОСТ Р "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу":
СанПиН 42-123-4117-86 "Общесоюзные санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы "Условия, срок хранения особо скоропортящихся продуктов";
ЦУВС-6-24-85 "Санитарные правила для вагонов-ресторанов пассажирских поездов.";
"Типовой технологический процесс. Вагоны-рестораны и вагоны-кафе (с купе-буфетом). Подготовка и экипировка в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов. "МПС ТК-84"
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
"Нормы оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения" МПС ЦУО/4607":
"Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте МПС РФ";
3. Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Услуга общественного питания в пассажирских поездах - результат деятельности предприятий общественного питания по удовлетворению потребностей в питании пассажиров в пути следования поездов.
3.2. Предприятие общественного питания в пассажирском поезде - предприятие, оборудованное в пассажирском вагоне (или части вагона) и предназначенное для производства кулинарной продукции и (или) реализации кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий, а также организации их потребления.
3.3. Вагон-ресторан - предприятие общественного питания в пассажирском поезде с разнообразным ассортиментом блюд, в том числе сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольных напитков, табачных и кондитерских изделий, а также повышенным уровнем обслуживания.
3.4. Вагон-кафе - предприятие общественного питания, оборудованное в части пассажирского вагона поезда, с предоставлением ограниченного по сравнению с вагоном-рестораном ассортимента кулинарной продукции и широким ассортиментом покупных товаров и напитков.
3.5. Вагон-бар - предприятие общественного витания в пассажирском поезде, оборудованное в пассажирском вагоне, с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные, кондитерские, булочные изделия и покупные товары, в сочетании с организацией досуга пассажиров.
3.6. Вагон-буфет - предприятие общественного питания, оборудованное в части пассажирского вагона поезда и реализующее ограниченный ассортимент кулинарных изделий несложного приготовления, покупных товаров и напитков.
3.7. Кратность питания - количество приемов пищи, предоставляемых предприятием общественного питания на железнодорожном транспорте организованной группе пассажиров.
3.8. Остальные термины и определения к ним, используемые в настоящем стандарте, соответствуют ГОСТ Р 50764-95 и ГОСТ Р 50762-95.
4. Классификация услуг общественного питания в пассажирских поездах
4.1. Услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания в пассажирских поездах, подразделяются на:
- услуги питания;
- услуги по реализации кулинарией продукции;
- услуги по организации потребления и обслуживанию пассажиров;
- услуги по организации досуга;
- прочие услуги.
4.2. Услуги питания на железнодорожном транспорте представляют собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления. В соответствии с категорией поезда (международного сообщения, фирменный, пассажирский) и продолжительностью нахождения его в пути следования услуги питания подразделяются на:
- услуги питания вагона-ресторана;
- услуги питания вагона-кафе;
- услуги питания вагона-бара;
- услуги питания вагона-буфета.
4.2.1. Услуга питания вагона-ресторана представляет собой услугу по изготовлению, реализации, организации потребления разнообразного ассортимента блюд и изделий, в том числе сложного изготовления, всех основных групп (за исключением первых блюд - в поездах с продолжительностью следования до суток) из различных видов сырья, покупных товаров и винно-водочных изделий, оказываемую квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом с определенным уровнем комфорта и материально-технического оснащения.
4.2.2. Услуга питания вагона-кафе представляет собой услугу по изготовлению и реализации ограниченного ассортимента кулинарной продукции, в основном несложного приготовления, и покупных товаров, а также по созданию пассажирам условий для их потребления.
4.2.3. Услуга питания вагона-бара представляет собой услугу по реализации разнообразного ассортимента напитков, закусок, кондитерских изделий, покупных товаров, а также по созданию условий для их потребления у барной стойки или в зале в сочетании с организацией досуга.
4.2.4. Услуга питания вагона-буфета представляет собой услугу по реализации ограниченного ассортимента кулинарной продукции и широкого ассортимента покупных товаров, а также созданию условий для ее потребления в зале.
4.3. Услуги по реализации кулинарной продукции представляют собой:
- организацию продажи кулинарной продукции и покупных товаров в пассажирских вагонах поезда;
- комплектацию наборов кулинарной продукции для пассажиров туристско-экскурсионных поездов.
4.4. Услуги по организации потребления и обслуживанию пассажиров включают:
- доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей в купе пассажирского поезда;
- доставку в купе скомплектованных рационов питания.
4.5. Услуги по организации досуга включают организацию музыкального обслуживания и видеопрограмм для посетителей предприятий общественного питания в пассажирских поездах.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.5. Прочие услуги включают:
- продажу сувениров, значков, сопутствующих промышленных товаров;
- упаковку кулинарных изделий, приобретенных пассажирами в вагоне-ресторане или в вагоне-кафе;
- упаковку кулинарных изделий, оставшихся после обслуживания пассажиров.
4.6. Перечень услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания в пассажирских поездах может быть расширен в зависимости от типа предприятия и категории поезда, в составе которого оно находится, а также от специфики обслуживаемого контингента (организованные туристско-экскурсионные группы и т.п.).
5. Требования к услугам общественного питания в пассажирских поездах
5.1. Общие требования к услугам общественного питания в пассажирских поездах должны соответствовать ГОСТ Р 50764-95.
5.2. Услуги общественного питания на железнодорожном транспорте и условия их предоставления должны быть безопасны для жизни и здоровья потребителей, обеспечивать сохранность их имущества и охрану окружающей среды.
5.3. При предоставлении услуг в предприятиях общественного питания на пассажирских поездах должны обеспечиваться следующие требования безопасности:
5.3.1. Сырье и продовольственные товары, используемые для производства кулинарной продукции, а также условия ее производства, хранения, реализации и организации потребления должны отвечать требованиям соответствующей нормативной и технологической документации стандартам, МВТ 5061 .сборникам рецептур блюд и кулинарных изделий, СанПиН 42-123-4117-86, СанПиН 42-123-5777-91, санитарным правилам для вагонов-ресторанов пассажирских поездов ЦУВС-6-24-85), а также санитарно-гигиеническим, микробиологическим и медико-биологическим показателям, утвержденным Минздравмедпромом России.
Снабжение вагонов питания водой должно производится только от водоразборных колонок, находящихся в пунктах экипировки пассажирских поездов или в пути их следования. Все емкости для воды заполняются питьевой водой, отвечающей ГОСТ 2874-82.
5.3.2. Кулинарная продукция, производимая на предприятиях общественного питания в пассажирских поездах должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия".
5.3.3. Условия обслуживания при предоставлении услуг должны соответствовать действующей нормативной документации по уровню шума в вагоне питания - ГОСТ 12.1.003-83, уровню вибрации, освещенности, состоянию микроклимата - СанПиН 42-123-5777-91, показателям электро-, пожаро-, взрывобезопасности нормам МПС ЦУО/4607. Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте МПС РФ.
Планировочные решения помещений для вагонов-ресторанов поездов международного сообщения и фирменных поездов, вагонов-кафе, вагонов-баров и вагонов-буфетов соответствуют конструкции вагонов питания со сроком эксплуатации не более 12 лет с момента постройки, а для вагонов-ресторанов пассажирских поездов - не более 20 лет.
Двери вагона питания во время движения поезда должны быть закрыты. Торцевые двери во время работы предприятия общественного питания в пассажирском поезде открыты для входа посетителей. Фартуки переходных площадок на подходе к предприятию общественного питания должны быть опущены. В зимний период тамбуры и переходные площадки необходимо регулярно очищать от снега и льда.
5.3.4. Торгово-технологическое и холодильное оборудование, посуда, приборы и инвентарь, другие предметы материально-технического оснащения должны быть изготовлены из материалов, разрешенных Минздравмедпромом России для контакта с пищевыми продуктами, и отвечать требованиям СанПиН 42-123-5777-91, ЦУВС-6-24-85, эксплуатационной документации заводов-изготовителей.
5.3.5. Производственный и обслуживающий персонал должен иметь специальную подготовку .отвечать требованиям ГОСТ Р "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу", ОСТ 28-1-95 "Общественное питание. Требования к производственному персоналу", а также обеспечивать соблюдение санитарных требований и правил личной гигиены при производстве, хранении, реализации и организации потребления кулинарной продукции на предприятиях общественного питания в пассажирских поездах.
5.4. Экологическая безопасность услуг должна обеспечиваться соблюдением установленных требований охраны окружающей среды. Вредные воздействия на окружающую среду не должны наблюдаться как при производственном процессе предоставления услуг, так и при потреблении услуги.
5.5. Подготовка вагонов питания к рейсу должна соответствовать требованиям типового технологического процесса подготовки и экипировки вагонов-ресторанов и вагонов-кафе в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов "МПС ТК-84".
6. Классификация предприятий общественного питания в пассажирских поездах
6.1. Настоящий стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания в пассажирских поездах: вагон-ресторан, вагон-кафе, вагон-бар, вагон-буфет.
При определении типа предприятия руководствуются требованиями настоящего стандарта.
Тип предприятия общественного питания в пассажирских поездах должен соответствовать категории поезда и времени нахождения его в пути следования.
6.2. Вагоны-рестораны по уровню обслуживания, а также в зависимости от категории поезда подразделяются на:
- вагон-ресторан поезда международного сообщения, отличающийся более изысканным по сравнению с вагонами-ресторанами других поездов интерьером, уровнем комфорта и разнообразным ассортиментом кулинарной продукции, включая заказные и фирменные блюда, напитков, кондитерских и винно-водочных изделий;
- вагон-ресторан фирменного поезда, отличающийся оригинальностью интерьера, комфортностью, выбором услуг, ассортиментом заказных и фирменных блюд и изделий;
- вагон-ресторан пассажирского поезда - единство стиля в оформлении интерьера в соответствии с конструкцией вагона, ассортимент, включающий в себя не менее 2 наименований фирменных и заказных блюд, широкий выбор покупных товаров алкогольной продукции.
7. Требования к предприятиям общественного питания в пассажирских поездах
7.1. На предприятиях общественного питания в пассажирских поездах должна обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей, сохранность их имущества, соблюдаться Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарные, технологические нормы и правила, а также требования пожарной и электробезопасности.
7.2. Требования к предприятиям общественного питания различных типов, находящихся в составе пассажирского поезда приведены в таблицах 1 - 2.
Таблица 1 - Требования к оформлению вагонов-питания, оснащению их столовой посудой, приборами, бельем
Требования |
вагоны-рестораны поездов: |
вагон-бар |
вагон-кафе |
вагон-буфет |
|||
международного сообщения |
фирменного |
пассажирского скор. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
1. Оформление залов. |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Использование оригинальных декоративных элементов (светильников, драпировок). |
+ |
|
- |
- |
- |
- |
1.2. |
Использование декоративных элементов, создающих единство стиля. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
2. Микроклимат. |
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Вагоны питания с системой кондиционирования воздуха. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
2.2. |
Вагоны питания с системой вентиляции, обеспечивающей допустимые параметры температуры и влажности воздуха. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
3. Мебель. |
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Столы, покрытые твердым пластиком, по периметру окантованные планками из алюминия. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
3.2. |
Столы-кронштейны для приема пищи стоя, покрытые твердым пластиком и окантованные профилем из анодированного легкого металла |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
4. Столовая посуда и приборы. |
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Металлическая посуда и приборы: |
|
|
|
|
|
|
из нержавеющей стали; |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
|
из алюминия |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
|
4.2. |
Посуда разового пользования. |
+ x |
+ x |
+ x |
+ x |
+ x |
+ |
4.3. |
Фарфоро-фаянсовая посуда художественно оформленная. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Полуфарфоровая, фаянсовая посуда. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
4.4. |
Сортовая стеклянная посуда. Хрусталь или художественно оформленная посуда из выдувного стекла. |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Сортовая стеклянная посуда без рисунка. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5. Столовое белье. |
|
|
|
|
|
||
5.1. |
Скатерти белые или цветные. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
5.2. |
Салфетки индивидуального пользования - (полотняные). |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
5.3. |
Бумажные салфетки. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
х - используется для разносной торговли в пассажирских вагонах;
хх - допускается замена скатертей индивидуальными салфетками из ткани.
Таблица 2 - Требования к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту продукции, методам обслуживания потребителей, форменной одежде обслуживающего персонала в вагонах питания.
Требования |
вагоны-рестораны поездов: |
вагон-бар |
вагон-кафе |
вагон-буфет |
||||
международного сообщения |
фирменного |
пассажирского скор. |
||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. |
Меню и прейскурант с эмблемой (фирменным знаком) предприятия: |
|
|
|
|
|
|
|
|
на русском и не менее двух иностранных языках типографским способом, |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
на русском языке машинописным или другим способом, |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
|
обложка из мелованной бумаги, картона, кожезаменителя, |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
обложка с эмблемой или рисунком, |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
ценники |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
2. |
Ассортимент |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Разнообразный ассортимент, состоящий преимущественно из заказных и фирменных блюд и напитков с обязательным наличием обеденных блюд не менее 2-х наименований каждой из основных групп кулинарной продукции; |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2.2 |
Разнообразный ассортимент блюд и, включая не менее одного наименования фирменного и заказного блюда, двух наименований обеденных блюд каждой из основных групп кулинарной продукции; |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
2.3 |
Ассортимент, не менее трех наименований холодных блюд и закусок, вторых блюд, 2-х наименований горячих напитков; |
|
|
|
|
|
||
|
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
||
2.4 |
Напитки, десерты, закуски, кулинарная продукция несложного приготовления. |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
|
2.5 |
Разнообразный ассортимент кондитерских изделий промышленного производства (не менее пяти наименований), фруктов, винно-водочных изделий, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
2.6 |
Наличие скомплектованных рационов питания |
|
|
|
||||
|
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
||
|
х) - для вагона-кафе поезда международного сообщения необходимо наличие не менее одного фирменного и заказного блюда; |
|
||||||
|
х - при обслуживании организованных групп пассажиров; |
|
||||||
3. |
Методы обслуживания групп потребителей. |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Обслуживание официантами, прошедшими профессиональную подготовку. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3.2 |
Обслуживание официантами. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
3.3 |
Обслуживание барменом за барной стойкой, витриной. |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
3.4 |
Обслуживание буфетчиком /директором вагона-ресторана, заведующим вагоном-кафе/. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
|
3.5 |
Самообслуживание. |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
3.6 |
Обслуживание официантами-разносчиками в пассажирских вагонах. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
|
4. |
Одежда и обувь обслуживающего персонала. |
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Наличие у обслуживающего персонала форменной одежды и обуви. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
4.2 |
Наличие санитарной одежды. |
+ х |
+ х |
+ х |
- |
+ |
- |
|
|
|
|||||||
х - допускается у официантов-разносчиков | ||||||||
|
Примечание: |
знак ( + ) - предусматривается |
||||||
|
|
знак ( - ) - не предусматривается. |
Библиография
УДК
Группа
ОКСТУ
Ключевые слова: пассажирский поезд, предприятия общественного питания, требования к предприятиям
Министр путей сообщения |
А.А. Зайцев |
Согласовано
Министерство внешних экономических связей
Российской Федерации (МВЭС России)
Департамент торговли письмо N 9/8-87 от 4 сентября 96 г.
Начальник Пассажирского управления МПС России |
В.Н. Шатаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Министерства путей сообщения РФ от 16 сентября 1996 г. N 121у "Об утверждении отраслевого стандарта на услуги питания в пассажирских поездах"
ОСТ 32.57-96, утвержденный настоящим указанием, вводится в действие с 15 сентября 1996 г.
Текст указания официально опубликован не был
Исполнители:
Пассажирское управление МПС России
Начальник отдела развития услуг и обслуживания пассажиров в пути
В.Г. Земов
Главный специалист
Л.Г. Полковникова
Соисполнители:
Врачебно-санитарное управление МПС России
Инженер первой категории Н.С. Жиляев
ГУП "Трансресторансервис" МПС России
Генеральный директор Г.И. Пивоваров
Согласовано
Министерство внешних экономических связей
Российской Федерации (МВЭС России)
Департамент торговли письмо N 9/8-87 от 4 сентября 96 г.
Разработан и внесен Пассажирским управлением и Врачебно-санитарным управлением Министерства путей сообщения Российской Федерации
Утвержден и введен в действие
Министр путей сообщения РФ
А.А. Зайцев
Приказом Минтранса России от 11 января 2021 г. N 2 настоящий документ признан не подлежащим применению с 11 января 2021 г.