Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Коммерческий центр "Север" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку индивидуальных рационов питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2014 году (номер извещения 0173100004513002847) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчик установил в документации об Аукционе избыточные требования к сырью, которое должно применяться для изготовления требуемых к поставке товаров.
2. Заказчик в документации об Аукционе установил требование о соответствии товара ГОСТ 16732-71, применение которого прекращено на территории Российской Федерации, что ограничивает количество участников размещения заказа.
3. Заказчик установил в документации об Аукционе противоречивые требования в части показателя "говядина жилованная с содержанием жировой ткани", в связи с чем не представляется возможным составить первую часть заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 18.09.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 6 582 784 000 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 25.10.2013.
1. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать сведения требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документацией об Аукционе установлены требования к сырью, которое должно применяться для изготовления требуемых к поставке товаров, в том числе в пункте 3.2.1 приложения N 2 к документации об Аукционе (далее - Техническое задание): "для изготовления консервов должно применяться следующее сырье: мясо-говядина по ГОСТ Р 54315 (кроме тощего), массой туш не менее 60 кг; ГОСТ Р 52601 остывшее, охлажденное и замороженное не более одного раза, кроме мяса быков; жир топленый пищевой говяжий или костный по ГОСТ 25292; лук репчатый свежий по ГОСТ 1723 или лук репчатый сушеный по ГОСТ Р 52622", в пункте 3.4.2 Технического задания: "жир сырец свиной околопочечный, шпик; жир топленый пищевой свиной по ГОСТ 25292; печень говяжья, свиная или баранья".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования установлены Заказчиком в соответствии с его потребностями, также с целью поставки товара надлежащего качества, что соответствует пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик установил в документации об Аукционе избыточные требования к сырью, которое должно применяться для изготовления требуемых к поставке товаров, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с пунктом 3.5.2 Технического задания для изготовления консервов должна применяться зелень по ГОСТ 16732.
Согласно доводам жалобы Заявителя указанное требование ограничивает количество участников размещения заказа, так как указанный ГОСТ прекратил свое применение на территории Российской Федерации согласно приказу Ростехрегулирования от 27.12.2005 N 339-ст "Об утверждении рекомендаций по метрологии". Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств того, что требование Заказчика о соответствии товара указанному ГОСТу ограничивает количество участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Документацией об Аукционе установлены следующие требования к "говядине жилованной с содержанием жировой ткани" - "говядина жилованная с содержанием жировой ткани не более 6%; говядина жилованная с содержанием жировой ткани от 6 до 14 %".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Документацией об Аукционе установлено, что "участник размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме представляет сведения о товаре, являющимся предметом поставки, по следующим условиям заполнения:
сведения по физико-химическим показателям, по микробиологическим показателям, показателям по пищевой и энергетической ценности товара указываются конкретными, в соответствии с требованиями заказчика;
значения физико-химических показателей, микробиологических показателей, показателей по пищевой и энергетической ценности товара с приставкой слов "от", "до", "не менее", "не более", "не ниже", "не выше",- являются неконкретными, они должны соответствовать требованиям заказчика. Указание двух или нескольких вариантов показателей со словом "или", также является неконкретным показателем и указывается в соответствии с требованиями заказчика.
значения показателей пищевой и энергетической ценности товара, по которым настоящей документацией не определены конкретные (фиксированные) числовые показатели, и прописаны по тексту указанной документации с приставкой слов "не менее", "не более", - в заявке указываются конкретно.
показатели значений с параметрами эквивалентности, особо не оговоренных в данной инструкции, указываются в виде конкретных показателей в пределах установленных требований вариативности.
все показатели значений товара указываются в единицах измерения, установленных заказчиком".
Указанная инструкция содержит противоречивые сведения в части определения, каким образом участнику размещения необходимо указывать физико-химические, микробиологические показатели, показатели по пищевой и энергетической ценности товара, что не позволяет однозначно определить, какие показатели в заявке на участие в Аукционе необходимо указывать конкретными, а какие в диапазоне конкретных значений, какие именно из перечисленных характеристик необходимо указать в первой части заявки, например: "говядина жилованная с содержанием жировой ткани не более 6 %; говядина жилованная с содержанием жировой ткани от 6 до 14 %".
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанную инструкцию в документации об Аукционе, нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Документацией об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на вид деятельности, выданного поставщику - участнику размещения заказа. При этом согласно представленному на заседание Комиссии представителями Заказчика перечню дополнительной информации, запрашиваемой у участников размещения заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме, подтверждающей наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для поставки продовольствия для нужд Минобороны России, согласованному с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации, участник размещения заказа обязан представить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на вид деятельности, выданного поставщику - участнику размещения заказа, если выдача санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности предусмотрена действующим законодательством. Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что выдача санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора на вид деятельности не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе "санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора на вид деятельности, выданного поставщику - участнику размещения заказа" нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Коммерческий центр "Север" обоснованной в части установления в документации об Аукционе противоречивых требований в части показателя "говядина жилованная с содержанием жировой ткани", в связи с чем не представляется возможным составить первую часть заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. На основании того, что Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов по делу от 09.10.2013 N К-1735/13, предписание по данному делу не выдавать.
4. На основании того, что материалы дел 02.10.2013 N К-1660/13, от 09.10.2013 N К-1735/13 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по данному делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 октября 2013 г. N К-1737/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был