Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Комбинат "Приокский" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку индивидуальных рационов питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2014 году (номер извещения 0173100004513002847) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего дополнительные требования к участникам размещения заказа, так как "Государственный заказчик по согласованию с Минэкономразвития России и Рособоронзаказом имел право определить только перечень товаров, работ и услуг для нужд обороны развития страны и безопасности государства. Права по установлению перечня документов, которые должен представить участник размещения заказа для подтверждения наличия у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых и финансовых ресурсов у Государственного заказчика, Минэкономразвития России и Рособоронзаказа отсутствуют". Также "Государственный Заказчик в нарушение требования части 4 статьи 11 Закона N 94-ФЗ, расширил круг участников размещения заказа, разрешая участвовать в аукционе управляющей компании (головная организация, торговый агент и др.)".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 18.09.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 6 582 784 000 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 25.10.2013.
1. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление) установлено, что дополнительными требованиями к участникам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства путем проведения торгов являются наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа. Перечни товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства определяются государственными заказчиками по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу.
На заседание Комиссии представители Заказчика представили согласованный с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу перечень товаров, работ, услуг (тылового обеспечения) для нужд обороны страны и безопасности государства, на которые участникам размещения заказа необходимо предоставлять дополнительные требования в соответствии с Постановлением, который включает, в том числе рационы питания. Также представителем Заказчика представлен согласованный с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации перечень дополнительной информации, запрашиваемый у участников размещения заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме, подтверждающей наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для поставки продовольствия для нужд Минобороны России (далее - Перечень), на основании которого Заказчиком установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заказчик установил требование к участникам размещения заказа о наличии "документов, подтверждающих наличие договорной связи с непосредственным производителем продукции, если участник размещения заказа является управляющей компанией (головной организацией, торговым агентом и др.) по отношению к непосредственному производителю продукции, в дополнение к указанным выше документам на непосредственного производителя продукции" на основании согласованного с Министерством экономического развития Российской Федерации Перечня.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Документацией об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на вид деятельности, выданного поставщику - участнику размещения заказа. При этом согласно Перечню участник размещения заказа обязан представить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на вид деятельности, выданного поставщику - участнику размещения заказа, если выдача санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности предусмотрена действующим законодательством. Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что выдача санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора на вид деятельности не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе "санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора на вид деятельности, выданного поставщику - участнику размещения заказа" нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Документацией об Аукционе установлено, что "участник размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме представляет сведения о товаре, являющимся предметом поставки, по следующим условиям заполнения:
сведения по физико-химическим показателям, по микробиологическим показателям, показателям по пищевой и энергетической ценности товара указываются конкретными, в соответствии с требованиями заказчика;
значения физико-химических показателей, микробиологических показателей, показателей по пищевой и энергетической ценности товара с приставкой слов "от", "до", "не менее", "не более", "не ниже", "не выше",- являются неконкретными, они должны соответствовать требованиям заказчика. Указание двух или нескольких вариантов показателей со словом "или", также является неконкретным показателем и указывается в соответствии с требованиями заказчика.
значения показателей пищевой и энергетической ценности товара, по которым настоящей документацией не определены конкретные (фиксированные) числовые показатели, и прописаны по тексту указанной документации с приставкой слов "не менее", "не более", - в заявке указываются конкретно.
показатели значений с параметрами эквивалентности, особо не оговоренных в данной инструкции, указываются в виде конкретных показателей в пределах установленных требований вариативности.
все показатели значений товара указываются в единицах измерения, установленных заказчиком".
Указанная инструкция содержит противоречивые сведения в части определения, каким образом участнику размещения необходимо указывать физико-химические, микробиологические показатели, показатели по пищевой и энергетической ценности товара, что не позволяет однозначно определить, какие показатели в заявке на участие в Аукционе необходимо указывать конкретными, а какие в диапазоне конкретных значений, какие именно из перечисленных характеристик необходимо указать в первой части заявки, например: "говядина жилованная с содержанием жировой ткани не более 6%; говядина жилованная с содержанием жировой ткани от 6 до 14%".
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанную инструкцию в документации об Аукционе, нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу "Комбинат "Приокский" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. На основании того, что Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов по делу от 09.10.2013 N К-1735/13, предписание по данному делу не выдавать.
4. На основании того, что материалы дел 02.10.2013 N К-1660/13, от 09.10.2013 N К-1735/13 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по данному делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 октября 2013 г. N К-1738/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был