Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
членов Комиссии:
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Нестеренко А.В.,
при участии представителей Федеральной таможенной службы Данилина Д.В., Московских А.В., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ", ООО "НСгрупп" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "НСгрупп" (далее - Заявитель) на действия Федеральной таможенной службы (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку серверов баз данных (номер извещения 0173100001513000113) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика утвердившего документацию об Аукционе не соответствующую положениям Закона о размещении заказов.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 23.08.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 272 498 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 20.09.2013.
1.Согласно жалобе Заявителя в пункте 6 раздела 1 "Общие требования" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе указано: "Энергопотребление процессоров от 110 до 120 Вт". По мнению Заявителя, если участник Аукциона предложит процессор с лучшими характеристиками и с меньшим, чем 110 Вт. энергопотреблением, то предложение не будет соответствовать техническим требованиям Заказчика.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заявка на участие в Аукционе должна подаваться в соответствии с техническими требованиями документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что если участник Аукциона предложит процессор с лучшими характеристиками и с меньшим, чем 110 Вт. энергопотреблением, то предложение не будет соответствовать техническим требованиям Заказчика, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно жалобе Заявителя в пункте 6 раздела 7 "Общие требования" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе указано: "Все программное обеспечение (ПО), для которого у Заказчика имеются корпоративные соглашения с его производителями об условиях поставки и скидках, поставляется с учетом этих соглашений". При этом, документация об Аукционе не содержит материалов об корпоративных соглашениях Заказчика с производителями, что ограничивает количество участников размещения заказа.
В соответствии с пунктом 6 раздела 7 "Общие требования" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе все программное обеспечение (ПО), для которого у ЗАКАЗЧИКА имеются корпоративные соглашения с его производителями об условиях поставки и скидках, должно поставляться с учетом этих соглашений. ФТС России участвует в Программе открытой лицензии для государственных органов (организаций). Согласно данной Программы программные продукты Microsoft закупаются по ценовой группе С: Приложения - 99973093САG1312, операционные системы - 99973094CSG1312, серверные программы - 99973095CRG1312.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что данное требование влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом довод Заявителя о том, что документация об Аукционе не содержит материалов об корпоративных соглашениях Заказчика с производителями и ограничивает число участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно жалобе Заявителя в пункте 2 раздела 2 "Требования к совместимости, комплектности и расширению" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе указано: "Все программное обеспечение должно быть совместимым с аппаратным обеспечением". По мнению Заявителя, из текста документации об Аукционе не следует, с каким аппаратным обеспечением должно быть совместимо программное обеспечение.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в данный пункт документации об Аукционе указывает исключительно на программное и аппаратное обеспечение, поставляемое в рамках исполнения государственного контракта.
Таким образом довод Заявителя о том, что из текста документации об Аукционе не следует, с каким аппаратным обеспечением должно быть совместимо программное обеспечение, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно жалобе Заявителя документация об Аукционе не содержит информации о том, сколько слотов являются свободными в шасси HP Bladesystem C3000 и сколько слотов должен занимать поставляемый блейд-сервер, а так же документация об Аукционе не содержит сведений, почему сервера NN 1, 2 должны быть совместимы с серверными шасси HP Bladesystem C3000.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что поскольку в документации об Аукционе не указано требование к количеству слотов в шасси, занимаемых сервером, данная характеристика не является необходимой для Заказчика, так как у него достаточно места в шасси для установки вновь закупаемого оборудования.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 "Требования к совместимости, комплектности и расширению" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе установка серверов баз данных NN 1,2 предполагается в имеющиеся у Заказчика серверные шасси HP Bladesystem C3000, Сервера баз данных NN 1,2 должны быть совместимы с указанными серверными шасси.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установка серверов NN 1,2 предполагается в имеющиеся у Заказчика серверные шасси HP Bladesystem C3000, и закупаемые серверы баз данных NN 1, 2 должны быть совместимы с уже имеющимся шасси HP Bladesystem C3000.
Таким образом, довод Заявителя о том, что документация об Аукционе не содержит информации о том, сколько слотов являются свободными в шасси HP Bladesystem C3000 и сколько слотов должен занимать поставляемый блейд-сервер, а так же документация об Аукционе не содержит сведений, из которых следует, что сервера NN 1, 2 должны быть совместимы с серверными шасси HP Bladesystem C3000, не нашел своего подтверждения.
5. Согласно жалобе Заявителя в пункте 4 раздела 2 "Требования к совместимости, комплектности и расширению" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе указано: "Все указанное в основных блоках однотипное оборудование (материнские платы, модули памяти, HDD, сетевые адаптеры, видео адаптеры дисковые контроллеры, FDD, CD-ROM и т.д.) должно быть произведено только одним производителем и иметь идентичную номенклатуру". Таким образам, по мнению Заявителя, Заказчиком установлен запрет на использование аналогичного оборудования различных производителей, которое по своим техническим характеристикам удовлетворяет требованиям Заказчика или превосходит их, что ограничивает количество участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что данное требование не мешает в разных блоках предлагать оборудование разных производителей.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком установлен запрет на использование аналогичного оборудования различных производителей, которое по своим техническим характеристикам удовлетворяет требованиям Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
6. Согласно жалобе Заявителя в документации об Аукционе установлены минимальные требования к объему оперативной памяти, при этом отсутствуют требования к максимальному объему оперативной памяти, таким образом установление требования о наличии "минимально 16 модулей памяти" является ограничением количества участников размещения заказа.
В соответствии с пунктом 6 раздела 2 "Требования к совместимости, комплектности и расширению" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе установлено, что "В серверах должна быть возможность установить минимально 16 модулей памяти".
В соответствии с приложением N 2 к "Техническим требованиям" документации об Аукционе для серверов NN 1, 2 установлены требования "Оперативная память: не менее 64 ГБ PC3-12800 registered DIMMs (DDR3) ECC", "Оперативная память: не менее 32 ГБ PC3-12800 registered DIMMs (DDR3) ECC".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что к серверам баз данных предъявляются повышенные требования к подсистеме оперативной памяти, так и к возможности ее наращивания в процессе использования на объектах Заказчика. Наличие необходимого количества слотов обеспечивают такую возможность. Так же, данное количество слотов является минимальным для серверов данного класса.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе минимальные требования к объему оперативной памяти, а именно требования о наличии "минимально 16 модулей памяти", являются ограничением количества участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
7. Согласно жалобе Заявителя в документации об Аукционе установлено требования, что все серверы должны быть совместимы с операционной системой Microsoft Windows Server 2008 b Windows Server 2012. Так же, в документации об Аукционе установлено, что операционная система Microsoft Windows должна быть сертифицирована ФСТЭК России по требованиям безопасности информации и участник размещения вправе представить в составе заявки на участие в Аукционе документальное подтверждение сертификации ФСТЭК России операционной системы, что ограничивает количество участников размещения заказа.
В соответствии с пунктом 9 раздела 2 "Требования к совместимости, комплектности и расширению" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе установлено, что "Все серверы должны быть совместимы с операционной системой Microsoft Windows Server 2008 и Windows Server 2012".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с приложением 2 к "Техническим требованиям" документации об Аукционе Заказчик покупает операционную систему по схеме "Предустановленная операционная система (ОС) Microsoft Windows Server 2012 Std RUS OLP C Gov 2Proc, downgrade to Windows Server 2008 R2 Std, сертифицированная ФСТЭК России по требованиям безопасности информации, полный базовый пакет для сертифицированной ОС Windows Server 2008 R2 Std (RUS). Кроме того, поддержка операционной системы Microsoft Windows Server является индустриальным стандартом для производителей серверного оборудования х86/64.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что установленное Заказчиком в документации об Аукционе требование совместимости с операционной системой Microsoft Windows Server 2008 b Windows Server 2012, а так же условия о том, что установлено, что операционная система Microsoft Windows должна быть сертифицирована ФСТЭК России по требованиям безопасности информации и участник размещения вправе представить в составе заявки на участие в Аукционе документальное подтверждение сертификации ФСТЭК России операционной системы, ограничивает количество участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
8. Согласно жалобе Заявителя в документации об Аукционе установлено, что "в случае поставки импортной продукции участник вправе представить документальное подтверждение от фирмы производителя, что она официально предназначена для поставки в Российскую Федерацию, обладает возможностью его технической поддержки в авторизированных производителем сервис-центрах и возможностью доступа к расширенным сервисам по технической поддержке, ремонту и послегарантийному обслуживанию производителем". При этом, термин "расширенный сервис" не определен в документации об Аукционе и может иметь двойное толкование: как сервис самого производителя, и как сервис партнера производителя. Кроме того, документацией об Аукционе установлено, что "гарантийное обслуживание продукции должно осуществляться региональными сервисными центрами, позволяющими обеспечить надлежащее гарантийное обслуживание в соответствии с требованиями и условиями аукционной документации в восьми Федеральных округах Российской Федерации". По мнению Заявителя, Заказчик вместо формулирования конкретных показателей к гарантийному обслуживанию, выдвигает требование о наличии определенного количества сервисных центров.
В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования. В случае размещения заказов на поставки машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок, а также к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в документации об открытом аукционе в электронной форме требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром. Дополнительно в случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в документации об открытом аукционе в электронной форме требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром и срок действия гарантии должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного товара.
В соответствии с пунктом 3 раздела 4 "Требования к документации" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе указано: "в случае поставки импортной продукции Участник вправе представить документальное подтверждение от фирмы производителя, что она официально предназначена для поставки в Российскую Федерацию, обладает возможностью его технической поддержки в авторизованных производителем сервис-центрах и возможностью доступа к расширенным сервисам по технической поддержке, ремонту и послегарантийному обслуживанию производителем".
В соответствии с пунктом 1 раздела 6 "Требования к гарантийному обслуживанию" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе установлено, что "сервера баз данных NN 1,2 будут распределены в таможенные органы, находящиеся в восьми Федеральных округах Российской Федерации. Гарантийное обслуживание продукции должно осуществляться региональными сервисными центрами, позволяющими обеспечить надлежащее гарантийное обслуживание в соответствии с требованиями и условиями аукционной документации в восьми Федеральных округах Российской Федерации. Участник вправе представить перечень существующих сервисных центров, уполномоченных производителями предлагаемой Участником продукции с предустановленным ПО вести гарантийное обслуживание, включая информацию о наименованиях организаций, их фактических адресах, телефонах, факсах, адресах электронной почты и контактных лицах, предусматривающих проведение последними сервисного обслуживания. Участник вправе представить документы производителей, подтверждающих авторизацию данных сервисных центров проводить техническое обслуживание его оборудования".
В соответствии с пунктом 1 раздела 6 "Требования к гарантийному обслуживанию" части 2 "Технические требования" документации об Аукционе установлено, что "Гарантийное обслуживание продукции должно осуществляться на местах установки этой продукции. Под местом установки продукции, понимается конечное место эксплуатации оборудования в таможенных органах, расположенных на всей территории Российской Федерации. Если ПОСТАВЩИК не смог выполнить необходимые работы по восстановлению работоспособности продукции, на месте его установки, то он должен выполнить эти работы в сервисном центре".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе отсутствует требование о наличии региональных сервисных центров при гарантийном обслуживании продукции, а только об обеспечении надлежащего гарантийного обслуживания.
Таким образом, довод Заявителя, что Заказчик вместо формулирования конкретных показателей к гарантийному обслуживанию, выдвигает требование о наличии определенного количества сервисных центров, не нашел своего подтверждения.
9. Согласно жалобе Заявителя документацией об Аукционе установлено, что "для проведения проверки соответствия (несоответствия) продукции Техническим требованиям и Спецификации поставщик представляет в течении 3 (трех) рабочих дней от даты заключения Контракта комплекты продукции (сервер баз данных N 1 - 1 комплект и сервер баз данных N 2 - 1 комплект), что по мнению Заявителя ограничивает количество участников размещения заказа.
В соответствии с пунктом 1 части 2 "Технические требования" в раздела 5 "Проверка продукции по качеству" документации об Аукционе установлено, что "Для проведения проверки соответствия (несоответствия) продукции Техническим требованиям и Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) ПОСТАВЩИК представляет в течение 3 (трех) рабочих дней от даты заключения Контракта комплекты продукции (сервер баз данных N 1 - 1 компл. и сервер баз данных N 2 - 1 компл.). Проверка проводится по согласованной с ЗАКАЗЧИКОМ методике проведения проверки работоспособности и соответствия поставленной продукции требуемым функциональным и техническим характеристикам при приемке продукции по качеству (далее - Методика). Соответствие (несоответствие) комплектов продукции Техническим требованиям и Спецификации оформляется составленным комиссией ЗАКАЗЧИКА с участием представителей ПОСТАВЩИКА Актом соответствия (несоответствия) технических характеристик продукции Техническим требованиям и Спецификации. Форма Акта соответствия (несоответствия) технических характеристик продукции Техническим требованиям и Спецификации должна быть предоставлена ПОСТАВЩИКОМ и согласована с ЗАКАЗЧИКОМ."
В соответствии с пунктом 2 части 2 "Технические требования" в раздела 1 "Проверка продукции по качеству" документации об Аукционе вся поставляемая продукция должна быть серийной.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что времени после проведения процедуры заключения государственного контракта достаточно для заказа и доставки двух образцов серийной продукции.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что установленное в документации об Аукционе требование для проведения проверки соответствия (несоответствия) продукции Техническим требованиям и Спецификации поставщик представляет в течении 3 (трех) рабочих дней от даты заключения Контракта комплекты продукции (сервер баз данных N 1 - 1 комплект и сервер баз данных N 2 - 1 комплект), ограничивает количество участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
10. Согласно жалобе Заявителя в соответствии с документацией об Аукционе необходимо разработать и согласовать с Заказчиком в течении 2 (двух) рабочих дней от даты заключения контракта методику. При этом документацией об Аукционе не определено, какую именно методику необходимо разработать.
Пунктом 3.4 части 3 "Условия и срок поставки продукции" государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Для проведения проверки соответствия (несоответствия) продукции Техническим требованиям и Спецификации ПОСТАВЩИК представляет в течение 3 (трех) рабочих дней от даты заключения Контракта комплекты продукции (сервер баз данных N 1 - 1 компл. и сервер баз данных N 2 - 1 компл.). Проверка проводится по согласованной с ЗАКАЗЧИКОМ методике проведения проверки работоспособности и соответствия поставленной продукции требуемым функциональным и техническим характеристикам при приемке продукции по качеству (далее - Методика). Соответствие (несоответствие) комплектов продукции Техническим требованиям и Спецификации оформляется составленным комиссией ЗАКАЗЧИКА с участием представителей ПОСТАВЩИКА Актом соответствия (несоответствия) технических характеристик продукции Техническим требованиям и Спецификации. Форма Акта соответствия (несоответствия) технических характеристик продукции Техническим требованиям и Спецификации должна быть предоставлена ПОСТАВЩИКОМ и согласована с ЗАКАЗЧИКОМ".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что разработка методики необходима для проведения проверки работоспособности и соответствия поставляемой продукции требуемым функциональным и техническим характеристикам при приемке продукции по качеству. Требования к методике Заказчиком не выдвигаются поскольку данная методика предполагает необходимую схему проверки закупаемого оборудования.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что данное требование нарушает положения Закона о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе Заказчиком установлено неправомерное требование о разработке и согласовании методики, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "НСгрупп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.Н. Буйлова |
Члены Комиссии: |
Д.М. Баширова |
|
А.В. Нестеренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 сентября 2013 г. N К-1554/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был